Веб-студии - одна из немногих современных отраслей, которая практически не прибегает к услугам рекламы и PR. Случаи целенаправленной работы над созданием собственной положительной репутации веб-студиями достаточно редки, несмотря на то, что их число непрерывно растет и конкуренция на этом рынке увеличивается. Ситуацию, сложившуюся на рынке, комментируют представители одной из ведущих веб-студий «Бюро Пирогова». Руководитель студии Армен Гулинян и pr-менеджер Светлана Круцких рассказывают о методах, которые были проверены ими на практике и доказали свою эффективность.
Прежде всего надо сказать, что сайты — достаточно сложный объект для рекламы. Ведь это нематериальный продукт. Их нельзя потрогать, увидеть на улице, примерить в магазине. Сайты существуют только в виртуальном пространстве, точнее, образуют его. Это обстоятельство во многом формирует специфику рекламы данной продукции — до 80% рекламных рычагов являются «онлайновыми».
В то же время очевидно, что давно настала пора воспринимать сайты как полноценный маркетинговый инструмент и даже рассматривать как некий бренд. Объясняется это очень просто: конкуренция, в конечном счете, приведет к тому, что несколько участников рынка будут предлагать один и тот же товар сходного качества. Так что основным фактором выбора для покупателя станет узнаваемость бренда.
Следовательно, рекламную деятельность веб-сайта можно вполне рассматривать с двух точек зрения — стимулирования продаж и брендинга. Исходя из этого, мы и попытались выделить наиболее оптимальные способы рекламного сопровождения деятельности веб-студий и классифицировать их по целевому назначению.
Поисковое продвижение
Цель поисковой оптимизации — вывод сайта на топовые места в основных поисковых системах. Это дает значительный приток посетителей, пришедших по целевым запросам, то есть — продает услуги.
Стимулирование продаж
Поисковое продвижение в большей степени является стимулированием продаж. Наши наблюдения показывают, что наиболее оптимально вкладываться в поисковое продвижение по высокочастотным запросам тем студиям, у которых стоимость разработки сайта варьируется в пределах $1000–3000.
Разработчикам, специализирующимся на создании сайтов, стоимость которых начинается от € 10000, имеет смысл работать по специальным низкочастотным запросам, например «создание сайтов дорого», «эксклюзивный сайт» и т.д. Это позволит уже на начальном этапе отсечь клиентов, ориентированных на более низкие бюджеты.
Брендинг
Наряду со стимулированием продаж, поисковое продвижение может выполнять и функции брендинга, так как несет в себе возможность упоминания названия компании в тексте ссылок.
Однако этот брендинг имеет достаточно условный характер, так как для создания имиджа продукта одного только текста недостаточно.
Следует заметить, что поисковое продвижение обычных html и flash-сайтов существенно различается в плане используемых инструментов. Например, создавая сайт для дочерней компании LIME, мы намеренно избежали в нем flash-технологий. Сайт полностью выполнен на html и наглядно иллюстрирует деятельность компании. Объясняется это тем, что сайт дизайн-студии очень важно хорошо продвигать в поисковых системах.
Что же касается имиджевых сайтов класса «luxury» — там своя специфика. Например, сайт компании «Элекс Дизайн» изначально был сделан с учетом, что он не будет традиционно продвигаться в Интернете по поисковым запросам «дизайн интерьеров». Дело в том, что данная компания была ориентирована на клиентов, для которых более низкая по сравнению с конкурентами цена не является основным критерием выбора. На практике это означало, что сайт не был оптимизирован в общем понимании этого слова, в том числе не было целенаправленного наполнения контентом с заданной плотностью ключевых слов, работы с анкорами, оптимизации кода.
К тому же следует помнить, что основные поисковые системы пока еще плохо «понимают» flash-сайты. Но это вовсе не означает, что таковые не предназначены для продвижения. В этом случае разрабатывается индивидуальная схема, где задействуются другие варианты продвижения, которых на данный момент существует достаточное количество. Контекстная реклама, баннеры, продвижение с помощью рекламных и pr-статей с использованием гиперссылок — все это полноценные инструменты, которые доказали свою эффективность.
Главным фактором успешности имиджевых сайтов является красивый, эффектный, современный дизайн, который сможет наглядно представить ваш продукт и повлиять на рост продаж за счет эмоционального фактора восприятия.
Нам представляется крайне важным гармонизировать эффект и эффективность, не принося в жертву структуру и дизайн сайта позиции в рейтинге.
Скрытый маркетинг
Единого мнения насчет данного инструмента продвижения и его эффективности пока достигнуто не было. Возможно, существующие неудачи во многом объясняются недостаточным профессионализмом исполнителей, так как этот маркетинговый инструмент появился на российском рынке сравнительно недавно. Как показала практика, доля скрытого маркетинга в общем медиаплане веб-студии на сегодня не превышает 10%.
Стимулирование продаж
Скрытый маркетинг может являться стимулирующим фактором, сказывающимся на продажах. Однако основное его назначение — формирование положительного имиджа компании. Попытку стимулирования продаж вирусным способом предпринял некий частный веб-мастер Роман, в чьем портфолио собраны работы по созданию сайтов для ряда организаций, запустивший на собственной странице весьма пикантную рекламную кампанию: «Каждому, заказавшему сайт, проститутка — в подарок». Увеличились ли продажи после подобного проявления коммуникаций, — неизвестно, однако, существующие клиенты отказались признать свою причастность к разработчику, опасаясь, что это может негативно отразиться на имидже их брендов.
Брендинг
В большей степени скрытый маркетинг является брендингом, перспективным вложением в создание позитивного образа компании. Разновидностью скрытого (централизованного) маркетинга является вирусный маркетинг — распространение рекламной информации самими людьми за счет их заинтересованности в ней. Это вид рекламной деятельности делает ставку на естественное желание людей обмениваться важной, интересной или забавной информацией.
Усталый менеджер перекусывает провод пылесоса... Автомобильный люк отрубает кошке голову... Босс пытается овладеть секретаршей, не прерывая беседы со своей женой... Это лишь некоторые сюжеты так называемой вирусной рекламы, которая становится все более популярной.
Чаще всего для вирусного маркетинга используют различные социальные сети (Live journal, Habra-habr, vkontakte), так как их изначальное предназначение — именно объединение людей в группы по интересам.
Вирусный маркетинг является хорошим подспорьем в процессе осведомления аудитории, однако следует быть осторожным с выбором «рычагов влияния». Например, следует помнить, что даже самая удачная шутка смешна только в первый раз. С каждым дальнейшим повтором она будет вызывать нарастающее раздражение. Также имеет свойство притупляться чувство страха, сострадания. То есть, делая ставку на какое-то конкретное воздействие, следует использовать как можно больше разнообразных вариантов.
Использование скрытого маркетинга возможно как в долгосрочной перспективе, так и в единичных случаях при необходимости привлечь внимание дополнительной аудитории к информационному поводу. Но в последнем случае есть опасность, что аудитория быстро забудет полученную информацию и переключится на текущие внешние раздражители.
В основе механизма скрытого маркетинга лежит «кумулятивный эффект» — конечное «взрывное действие» за счет постепенного накопления факторов, знаний или побуждений. То есть человек, систематически получающий один и тот же информационный посыл, в конечном счете, сформирует о нем нужное рекламисту мнение. Однако очень важно, чтобы эта услуга оказывалась квалифицированными исполнителями, способными обеспечить достаточную информационно-интеллектуальную нагрузку аудитории.
Реклама
Говоря о прямой рекламе в Интернете, следует сразу определиться, что именно станет рекламируемым объектом. По нашему твердому убеждению, этим объектом должно являться портфолио, наглядно демонстрирующее фактические достижения студии. Ничто не расскажет о компании лучше, чем примеры уже выполненных работ. Каталоги, буклеты и прочие печатные материалы работают на эту же цель. Применение комплексного подхода — сочетания наружной, печатной, баннерной рекламы даст тот же «кумулятивный эффект» — поможет достигнуть заложенного в основе рекламной кампании ожидаемого результата.
Стимулирование продаж
Основной задачей «стимулирующей» рекламы является побуждение к «моментальной» покупке или заказу рекламируемого товара.
Чего только не предлагают веб-студии в обмен на заказчика сайта: бесплатную оптимизацию, дизайн, поддержку и даже откаты. Одна веб-студия в городе Ярославле предложила своим потенциальным заказчикам офисную технику в подарок. «Заказав сайт, Вы получите принтер!» — гласили рекламные модули.
Но очевидно, что такого рода реклама будет эффективна лишь для студий, создающих недорогие сайты стоимостью около $1000. В случае, когда речь идет о сайтах класса «премиум», этот метод не будет работать. Ведь решения о крупных расходах, в том числе инвестициях в собственный сайт, как правило, принимает высшее руководство, не склонное к необдуманным поступкам.
Брендинг
Одно из назначений рекламы — донесение информации до целевой аудитории. Можно использовать имиджевые баннеры, но, как показал опыт, они плохо «кликабельны».
Поэтому, чтобы увеличить значение CTR (Сlick-Through-Rate — процентное соотношение числа кликов на рекламное объявление к количеству его показов, один из основных критериев эффективности), порой приходится идти на рискованные шаги.
Мы, например, проводя рекламную и pr-кампанию, приуроченную к открытию нашего нового видео-сайта, разместили на портале www.fishki.net баннер с текстом «Любимый сайт Дмитрия Медведева».
Это вызвало огромный резонанс аудитории, посещаемость мгновенно взлетела, достигнув значения в несколько десятков тысяч. Нашей целью в данном случае было не выполнение неких маркетинговых задач. В результате этой кампании мы просто презентовали новый сайт своим потенциальным заказчикам.
PR-деятельность
PR-деятельность веб-студии направлена исключительно на создание и поддержание положительного имиджа. Главное — PR не должен носить эпизодический характер, так как отклик на него может быть достаточно растянутым во времени. Недаром хороший PR-повод сравнивают с камнем, брошенным в воду — круги еще долго будут расходиться по поверхности.
Весомое место в PR-деятельности веб-студии отводится публикациям имиджевых и информативных материалов, на которые возложены задачи охвата неотработанных секторов аудитории и укрепление положительного образа компании.
Стимулирование продаж
Стимулирование продаж может являться логичным следствием успешной pr-кампании. Однако основное назначение pr-деятельности заключается в формировании положительного имиджа компании.
Брендинг
Грамотная pr-кампания ставит своей целью донесение реально существующей информации, облаченной в привлекательную для аудитории форму, с целью привлечения общественного внимания. Например, когда была запущена новая версия видеосайта «Бюро Пирогова», мы постарались представить его на всех тематических порталах, так или иначе связанных с веб-индустрией и IT. Одновременно с этим мы позиционировали этот ресурс как первый релакс-сайт в России. И подтверждением этому стало официальное мнение группы московских психологов и специалистов центра медитации, которые пришли к выводу, что «ресурс оказывает благоприятное, релаксирующее действие, что наилучшим образом сказывается на эмоциональном фоне человека, особенно в состоянии стресса и хронической усталости».
Специалистам, занимающимся PR-технологиями, можно посоветовать не бояться действовать ярко, использовать современные каналы коммуникаций, искать новые приемы подачи информационных материалов, не забывая о значимости самого события.
Комментарий
Новое сообщение