Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Методы информационно-психологического воздействия. Ч.1

Последний год ознаменовался целой чередой сильнейших изменений в политической жизни России. Все эти изменения, так или иначе, были связаны с темой выборов: выход на политическую арену сразу трех крупных политических движений: «Единства», «Отечества», «Всей России»; выборы в Государственную Думу РФ, неудачное выступление на выборах объединенного движения «Отечество - Вся Россия», уход в отставку Б. Ельцина и выборы Президента РФ. Все это серьезнейшим образом повлияло на общественное мнение России.

Активнейшее использование избирательных технологий естественным образом сопутствовало всем политическим событиям. Каждое из движений, участвовавших на выборах Государственную Думу, и, в меньшей степени, в выборах Президента, продемонстрировало целый арсенал самых разнообразных методов коммуникативного управления и информационно-психологического воздействия, как его составляющей. В этой статье мы рассмотрим лишь некоторые основные приемы воздействия на примере телевизионных видеороликов.

При рассмотрении этих методов мы будем пользоваться рядом авторских определений в рамках концепции коммуникативного управления, разрабатываемого консалтинговой группой «Управление PR». Под информационно-психологическим воздействием мы будем понимать процесс, основанный на передаче информации, в результате которого происходят изменения поведения и психики людей в интересах инициатора воздействия, которые могли бы не произойти в отсутствие данного воздействия.

Группа методов связывания

В информационно-психологическом воздействии группа методов связывания является одной из базовых. Она направлена на достижение следующих целей (общих для информационно-психологического воздействия):

  1. Создание у целевой аудитории необходимого отношения к тому или иному объекту (позитивного, негативного, специализированного);
  2. Создание у целевой аудитории установки на осуществление определенных действий/воздержание от осуществления определенных действий/непрепятствие осуществлению действий.

В том случае, если целью кампании является создание у целевой аудитории необходимого (позитивного, негативного, особого) отношения к тому или иному (новому) объекту, то технологически ваши действия состоят из двух этапов:

  1. Поиск объекта (старый объект) с уже сформированным к нему отношением со стороны целевой аудитории. Критерием поиска выступает потенциальная возможность создания связки нового объекта со старым, а также наличие такого отношения к старому объекту, которое совпадает с требуемым отношением к новому объекту.
  2. Связывание старого объекта с новым на основе одного из методов связывания (см. ниже).

В результате связывания двух объектов (старого и нового) часть свойств, характеристик, оценка, прошлые и будущие действия или поведение и прочее переходит от старого объекта к новому (проектируется со старого объекта на новый). Основным фактором, влияющим на эффективность данной группы методов, является наличие у существенной части целевой аудитории устойчивого отношения к старому объекту.

В качестве объектов могут выступать персоны, организации, идеологии, моральные ценности, основные потребности человека, ценности общества, товары, программы и т.д. Например, для создания положительного имиджа политика в его роликах может использоваться видеоряд с детьми, березками, российскими пейзажами, крупными заводами и т.д. В ряде случаев в качестве как старого, так и нового, может выступать один и тот же объект, но в разное время, в различных местах и в различных обстоятельствах.

На глубинном уровне в качестве объектов могут использоваться архетипы, мифы, стереотипы массового сознания и т.д. При этом могут связываться объекты как относящиеся к одной категории, так и к разным. Например, та или иная персона может связываться с понятиями «стабильность», «семья», «безопасность» и т.д.

Если имеет место негативное отношение к старому объекту, то в случае эффективного связывания это отношение в определенной мере проецируется на новый объект. Например, в качестве положительных ценностей выступают: дом, семья, дети, наука, материнство, здоровье, любовь, счастье, свобода, мир, христианство, демократия, национальный флаг. Аналогичным образом, в результате связывания прошлые и будущие действия, поведение старого объекта предполагаются и в новом объекте.

Можно выделить следующие методы связывания:

  • связывание через совместную демонстрацию;
  • использование эмоциональных слов;
  • связывание с помощью объединяющих слов;
  • связывание через схожесть по параметру;
  • связывание через частный случай;
  • связывание через обобщение;
  • связывание через средство реализации, совместную сферу применения;
  • связывание через отношение;
  • связывание через поддержку;
  • причинно-следственное связывание;
  • связывание через 3 объект;
  • связывание через использование многозначных слов и понятий.

Связывание может осуществляться сразу несколькими методами.

Одним из наиболее простых, но нередко достаточно эффективных методов связывания выступает связывание через совместную демонстрацию, которое осуществляется через совместную трансляцию информации об обоих объектах (старый объект и новый) с использованием различных каналов коммуникации.

Трансляция через короткий промежуток времени возможна, например, при использовании радио, телевидения, серии карикатур и т.д. Близость объектов в пространстве может иметь место на одной странице газеты, листовки, плаката, во время того или иного мероприятия, в видеоролике, передаче и др.

«Российский общенародный союз», например, использовал следующие символы: армия (российские танкисты), христианский крест, карта СССР. На этом фоне появлялись надпись: «Российский общенародный союз» и Сергей Бабурин, лидер союза. В качестве аудиоряда использовалась музыкальная тема старой программы «Время».

Ролики ЛДПР - одни из наиболее насыщенных различными стереотипными образами. В одном из них использовались следующие кадры: русские березы; Кремль, Красная площадь; Жириновский крестится и целует образа; православная церковь; бабушки, обращающиеся к Жириновскому; горящее здание Верховного Совета (1993 год); российский флаг, демонстрации, рукоплещущая толпа 30-х годов на Красной площади; День Победы - поверженные фашистские флаги, пейзажи, поля, леса; Жириновский с ребенком на руках в Ираке; Жириновский в самолете смотрит в иллюминатор на страну; герб СССР, марширующие солдаты; ледоход, взлетающая ракета, Жириновский вручает грамоты солдатам. Как мы видим, все эти образы подобраны в стилистике ЛДПР и рассчитаны именно на ее электорат.

Движение «Яблоко», выстраивая воздействие на избирателей среднего возраста, в серии роликов использовало следующий видеоряд: женщина, вытачивающая снаряд во время войны; деревня, гуси, переходящие дорогу; паровоз на железной дороге; поле, по которому едет трактор. Эти кадры сопровождал аудиоряд со словами «...это наша жизнь,... наша память» и музыка из песни «Я люблю тебя жизнь». На каждом из кадров присутствовала эмблема «Яблока».

В другом ролике «Яблоко» связывалось с такими понятиями, как «честность» и «порядок» с помощью надписей: «Честность. Яблоко. Порядок» и «Честность во власти, порядок в стране».

Во время избирательной кампании на пост мэра Москвы в 1999 г. П. Бородин использовал в ролике кадры из популярного фильма «Белое солнце пустыни». Например, использовалась известная сцена, когда Сухов выкапывает из земли Саида и говорит: «Вот сейчас тебя отрою и пойдем к Бородину Пал Палычу, он и накормит...» Таким образом происходило связывание с положительным персонажем - Суховым.

Метод связывания также использовался в роликах «Движения в поддержку армии, военной промышленности и флота» с помощью изображений карты Российской империи и СССР, на которой в ритме биения сердца закрашивалась территория, которую занимала Россия в разные годы. Аудиоряд роликов начинался со слов: «К концу девятнадцатого века российская империя занимала гигантскую территорию...». Синхронно с изображением появлялись года: «1533», «1611», «1900», «1918», «1945», «1991», и заканчивался ролик лозунгом «Возродим Россию - ДПА».

В другом ролике, в кадре с окантовкой в виде знамени и надписями: «Афганистан», «Чечня»,...» появлялись российские солдаты. Кадры сопровождались следующим текстом: «Они исполняли свой долг. Сегодня они снова в бою. Это наши солдаты. Они защитят нас всегда. Мы защитим их сегодня. Движение в поддержку армии, оборонной промышленности и флота». В этом ролике, помимо использования метода связывания, использовался метод проблема-решение, где в качестве решения проблемы защиты наших солдат предлагалось голосование за ДПА. В завершающем кадре ролика появлялся лидер движения Ильюхин, пожимающий на фоне танка руку человека в военной форме.

Движение «Духовное наследие» также использовало целый ряд образов, объединенных в эмблеме словами: «наука», «культура», «образование», «здравоохранение» и «предпринимательство». В телевизионном ролике оно использовало метод связывания с помощью следующего видеоряда:

  1. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Наука».
  2. В кадре - ученые, работающих в лаборатории.
  3. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Культура».
  4. В кадре - памятник А. Пушкину, музея, играющего оркестра.
  5. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Образование».
  6. В кадре - дети, идущие в первый класс, уроки в школе, лекции в университете.
  7. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Здравоохранение».
  8. В кадре - обследования в медицинском центре.
  9. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Предпринимательство».
  10. В кадре - биржа, работающие компьютеры.

В конце ролика камера «наезжает» на эмблему и открывает мир с церквями и останавливается на куполах. В аудиоряде ролика используются церковные песнопения.

Метод связывания через поддержку реализуется через выражение (якобы выражение) поддержки одного объекта другому. В случае эффективного применения, не зависимо от направленности поддержки, у аудитории возникает ощущение связи объектов, что также приводит к переносу свойств и отношения с одного объекта на другой.

Этот метод, например, использовался «Союзом правых сил», например, в слогане: «Путина - в Президенты. Кириенко - в Думу» и вели агитацию под лозунгами поддержки В. Путина.

Видеоролики движения «Наш дом - Россия» в избирательной кампании 1999 г. также были насыщены различными символами, которые использовались для связывания через совместную демонстрацию. Опишем видеоряд одного из роликов:

  1. Кадр с В. Черномырдиным (наезд камеры).
  2. Надпись: «Сильный лидер».
  3. Кадр с В. Рыжковым (наезд камеры).
  4. Надпись: «Сильная Дума».
  5. Кадр с Д. Аяцковым (наезд камеры).
  6. Надпись: «Сильные регионы».
  7. Эмблема НДР.

НДР использовала образ «новой консервативной партии», обращенной к традиционным российским ценностям. Для актуализации этого имиджа, в частности, использовался видеоролик со следующими образами: женщина в традиционной русской одежде с вилами в поле; радостные танцующие дети; российский пейзаж - дорога с телегой, запряженной лошадьми, кобыла с жеребенком, церковь в деревне, младенец на руках женщины, летящие гуси и др. Эти образы сопровождались следующим текстом: «Самая большая в мире страна досталась нам просто так. По праву рождения. Здесь жили наши прадеды, деды и здесь будут жить наши внуки. Говорят, что каждый человек в жизни должен посадить дерево, воспитать сына и поставить дом на земле. Мы поставили свой дом на своей земле. И другого дома у нас нет и не будет. Наш дом - Россия». Здесь мы также сталкиваемся с методом использования многозначных понятий и образов и рефрейминга в форме переноса выводов и умозаключений.

Метод многозначных понятий и образов

Основой метода многозначных понятий и образов является использование понятий и образов, которые могут иметь различную интерпретацию. С помощью этого метода могут достигаться следующие цели:

  1. Получая информацию с многозначными понятиями и образами, различные целевые аудитории по-разному интерпретируют и воспринимают эту информацию. Это позволяет создавать положительное (отрицательное) отношение и поддержку (отторжение) сразу нескольких аудиторий, не смотря на то, что каждая из них вкладывает в полученную информацию свое, нередко противоположное значение.
  2. Достраивая и додумывая полученную многозначную информацию, аудитория самостоятельно формулирует предложенные ей темы в наиболее близкой для себя форме, что позволяет существенно увеличить эффективность используемых тем и образов. При этом она в существенной мере использует свои собственные латентные подозрения и стереотипы.
  3. Использование метода позволяет достичь запланированных результатов без высказывания тех или иных обвинений, предположений, конкретной оценки объектов. Во-первых, это оставляет возможность для «переинтерпретации» информации в будущем, исходя из требований новой ситуации. Во-вторых, использование метода во многом выводит передаваемую информацию из сферы действия юридических законов, не позволяет предъявить источнику информации обвинение в неправомерном ее использовании.
  4. Данный метод позволяет осуществлять связывание (см. метод связывания) объектов с помощью многозначных слов и понятий. При этом, как правило, используются либо слова, имеющие несколько значений (омонимы), либо слова, приобретающие различные значения в зависимости от контекста. Для связывания подбираются слова или группы слов, которые можно отнести к обоим связываемым объектам.

В нейролингвистическом программировании (НЛП) данный метод является одним из базовых. Информация, которая не имеет однозначной интерпретации, носит название «информации низкой точности» (ИНТ), а процесс ее передачи называется «милтон-моделированием».

В избирательных кампаниях использование метода на макро уровне позволяет создавать образ кандидата, партии, удовлетворяющий запросам сразу нескольких целевых аудиторий. Во время проведения пресс-конференций, встреч с избирателями его использование, например, позволяет, не отказываясь от заданного вопроса, дать ответ, положительно воспринимаемый людьми противоположных взглядов.

Группа методов рефрейминга информации

Эти методы состоят в изменении контекста, умозаключения, идеи, обстоятельств и т.д. таким образом, чтобы придать ситуации другое значение и смысл, который соответствует целям инициатора воздействия.

Метод рефрейминга информации через перенос выводов и умозаключений состоит в проведении тех или иных правомерных и логических выводов в определенном контексте, изменении контекста и переносе этих выводов без изменений в новый контекст.

Метод рефрейминг информации через перенос игровой ситуации на реальную состоит в создании той или иной ситуации (игровой ситуации) в определенном контексте и последующем переносе этой ситуации в реальные условия.

Метод рефрейминга информации через формирование предопределенности состоит в явном или неявном описании той или иной (предопределенной) ситуации, относящейся к будущему, с одновременным, явным или неявным, утверждением, что именно она является предопределенным итогом развития ситуации в настоящем. Такого рода воздействие особенно важно, если поведение людей в настоящем связано с их прогнозами развития ситуации в заранее предопределенную.

В описанном ролике НДР в качестве многозначного понятия выступает понятие «дом», который употребляется как в традиционном значении дома, так и дома - «НДР», и позволяет осуществлять дополнительное связывание. Согласие со стереотипным и привычным высказыванием: «Говорят, что каждый человек в жизни должен посадить дерево, воспитать сына и поставить дом на земле», после внесения дополнительной информации (»Мы поставили свой дом на своей земле. И другого дома у нас нет и не будет») переносится на «НДР».

Во время выборов Президента РФ Г. Зюганов использовал слоган: «За победу, за мир, за достаток. С Зюгановым жизнь наладится». При этом понятие «победа» также играло две роли: выигрыш, победа над противником и одновременно название блока Г.А. Зюганова.

Достаточно широко в современной России используется группа методов рефрейминг информации. С методом рефрейминг информации через перенос игровой ситуации на реальную мы, например, сталкнулись в акции «Правые в Кремле», которую проводил «Союз правых сил» на выборах в Государственную Думу в 1999 г. По своей сути акция являлась концертом звезд эстрады в поддержку правых, однако, используя символическое значение Кремля, создавала ассоциацию и программировала на то, что правые уже находятся в Кремле, следовательно, получили власть и прошли в Думу.

С методом рефрейминг информации через формирование предопределенности мы, например, сталкиваемся в другой линии видеороликов «Союза правых сил». Ролики этой серии оформлены в виде программы новостей первых месяцев 2000 года. Напомним, что ролики транслировались во время избирательной кампании в 1999 г. В этих «новостных» программах диктор описывала ситуацию противостояния фракции «новых» и фракции «старых»: «Представители «новых» намерены поддерживать политику правительства и продолжать политику начатых в стране преобразований.

В противовес им коалиция «старых» будет добиваться смены взятого курса. Аналитики отмечают, что «впервые мы стали свидетелями столь явного противостояния политиков разных поколений». С учетом того, что партия «новых» однозначно ассоциировалась с «Союзом правых сил», эти ролики создавали иллюзию «предопределенности» попадания правых в Государственную Думу.

Метод проблема - решение

Еще одним методом, широко использовавшимся в агитационной продукции различных партий и движений в избирательной кампании 1999 г., стал метод проблема - решение (угроза - спасение). Он направлен на достижение общих целей информационно-психологического воздействия. В зависимости от конкретных потребностей субъекта, воздействия могут ставиться задачи по достижению как одной из целей, так и нескольких. В качестве объектов могут выступать те персоны, организации, программы, товары и т.д., положительное, отрицательное или специализированное отношение к которым со стороны целевой аудитории необходимо субъекту воздействия. В качестве действий может использоваться желание проголосовать на выборах за или против определенной персоны или партии, принять участие в определенных мероприятиях, желание прибрести тот или иной товар, желание сдаться во время боевых действий, воздержание от нарушения комендантского часа, правил общественного поведения и т.д.

Основной и важнейшей частью метода является существующая определенная угроза (проблема). В качестве угрозы (проблемы) могут использоваться угроза жизни, здоровью; потеря статуса, семьи, друзей, комфорта, процветания; некачественная работа того или иного прибора и т.д.

Создание негативного или позитивного отношения к тому или иному объекту происходит с помощью связывания того или иного объекта с угрозой (проблемой) или избавлением от нее. В том случае, если основной целью применения данного метода является создание негативного отношения к одному из объектов, этот объект связывают с угрозой. А в том случае, если основной целью является создание позитивного отношения - этот объект связывают с избавлением от данной угрозы.

Например, одной из форм метода является использование «страха изменений». Люди обычно опасаются изменений, в особенности неожиданных и тех, над которыми они не властны. Цель использования страха изменений состоит в предупреждении тех или иных действий целевой аудитории. Создание установки на осуществление определенных действий производится с помощью связывания этих действий с избавлением от угрозы (решения проблемы). Создание установки на воздержание от определенных действий, непрепятствие осуществлению действий создается через аналогичное связывание их со способом избавления от угрозы.

Данный метод применяется в двух формах:

  1. С прямым обращением к целевой аудитории, когда в качестве действующих лиц сообщений, использующих данный метод, выступает целевая аудитория, которой непосредственно и направлено сообщение.
  2. С косвенным обращением к целевой аудитории, когда в качестве действующих лиц сообщений, использующих данный метод, выступает некая абстрактная, как правило, похожая по характеристикам аудитория.

В качестве факторов, влияющих на эффективность данного метода выступают:

  1. Реальность осуществления угрозы для целевой аудитории, а также для аудиторий, близких целевой. Например, для увеличения эффективности метода, в качестве объекта угрозы нередко рассматриваются дети, пожилые люди, женщины то есть те категории, которые могут противостоять угрозе в минимальной степени, что увеличивает эмоциональное воздействие угрозы.
  2. Степень негативности последствий осуществления угрозы.
  3. Уверенность аудитории, что после тех или иных действий с ее стороны угроза исчезнет или уменьшится (проблема полностью или частично будет решена).
  4. Четкость и простота тех действий, которые приведут к устранению данной угрозы (решению проблемы), степень осуществимости этих действий для целевой аудитории.

На выборах Президента РФ этот метод активно использовал Г. Явлинский. Один из роликов начинался с кадра с правительственной автомашиной марки «Мерседес» с государственным номером и воющей сиреной, которая проезжает по улице и обдает грязью очередь людей, стоящих около магазина с надписью «Молоко», «Продукты». Из магазина выходит продавщица и обращается к очереди: «Передайте, чтоб больше не занимали». После этого происходит короткий диалог между женщиной и мужчиной с ребенком.

Женщина: «Приехали ... А Вы, молодой человек, за кого голосовали?»
Мужчина: «Да я на выборы вообще не ходил...»
Женщина: «А я ходила, думала, хоть этот порядок наведет, навел...»
Мужчина: «Да за экономиста надо было голосовать. За Григория, за Явлинского, он бы смог все наладить».
Женщина: «Да».
Голос за кадром: «Голосуй за свое будущее».
Надпись: «Григорий Явлинский. Разум, воля, результат».

В этом ролике моделируется ситуация «после выборов», в качестве «проблемы» позиционируются следующие негативные последствия голосования: очереди за продуктами, пренебрежение власти к народу, не оправдавшиеся надежды на порядок. При этом с проблемой однозначно связывается образ В. Путина - конкурента Г. Явлинского на выборах Президента РФ. Это достигается как с помощью правительственного «Мерседеса», так и через слова женщины «А я ходила, думала, хоть этот порядок наведет» (В. Путин в большей степени, чем другие кандидаты, связывается в общественном сознании с «порядком»). Таким образом, позиционируемая проблема связывается с В. Путиным. После этого, позиционируется решение проблемы: «Голосуй за свое будущее. Григорий Явлинский. Разум, воля, результат».

Еще один ролик Г. Явлинского использует этот метод по той же схеме, но в еще более явной форме. Этот ролик начинается с кадров отстреливающихся военных (»старший» и «младший»), которые под звуки выстрелов перебрасываются фразами о том, кто из них ходил на выборы и за кого голосовал:

Младший: «Да я вообще против всех был и на выборы не ходил...»
Старший: «А я ходил, думал порядок наведет,... навел».
Младший: «Да за экономиста нужно было голосовать... За Григория, за Явлинского мы бы с этими по-другому разобрались...»
Старший: «Да».
Оба продолжают отстреливаться.
Голос за кадром: «Голосуй за свое будущее...»
Надпись: «Григорий Явлинский. Разум, воля, результат».

В качестве проблемы здесь выступает война. При этом В. Путин однозначно связывается с войной, а Г. Явлинский - явно с решением этой проблемы.

При этом надо заметить, что несмотря на грамотную и интересную схему ролика, связку «за экономиста» и «мы бы с этими по-другому разобрались» вряд ли следует признать удачной, поскольку она создает не самые удачные ассоциации с формой решения данной проблемы.

Окончание статьи - в следующем номере альманаха.

Максим Григорьев

Читайте также

Президент-император-генсек

Политико-коммуникативный жанр и выступление современных политиков

Массовая коммуникация и политическое манипулирование

Интегрированные коммуникации: стратегический PR, маркетинг или что-то еще?

Как преодолеть электоральное отчуждение

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]