Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Как преодолеть электоральное отчуждение

Вокруг проблемы электоральной активности в последнее время ломается немало копий. С одной стороны, то из одного, то из другого региона идут тревожные сообщения о низкой явке избирателей и срыве выборов. Так, с первого раза не состоялись выборы в Мособлдуму по Люберецкому, Красногорскому районам, в городах Электросталь и Видное. В связи с этим высказываются пожелания отменить выборы или снизить порог явки, при достижении которого выборы признаются состоявшимися. С другой стороны, звучат прямо противоположные мнения - поднять порог еще выше. Мол, это будет дисциплинировать избирателей.

Однако дело не в самом пороге. Анализ активности избирателей показывает, что порядка 20% избирателей регулярно ходит на выборы, порядка 40% систематически не пользуются своим конституционно закрепленным правом голоса, а оставшиеся 40% принимают решение в зависимости от конкретной предвыборной ситуации.

Другими словами, порог от 25% до 50% находится в своеобразной зоне вероятности: выборы могут состояться, а могут и не состоятся. Ключевое значение имеет то, насколько осмысленным избиратели считают свое участие в выборах. Подчеркнем - именно осмысленным. Другими словами, те самые колеблющиеся 40% принимают решение проголосовать или остаться дома (уехать на дачный участок) в зависимости от того, считают ли они, что от их решения что-то зависит, что-то изменится. Наши исследования в различных регионах показывают, что больше половины тех, кто изъявляет желание голосовать, испытывают по отношению к предстоящим выборам чувство надежды. Пусть безосновательной, иррациональной, но надежды. На рациональном уровне те же люди говорят - ничего не изменится, но в душе надеются.

Если же этого нет, то наблюдаются тенденции «электорального отчуждения». Суть этого феномена можно описать как восприятие избирателями интересов кандидатов и иных участников выборного процесса как чуждых их собственным интересам. В этой связи участие в предстоящих выборах воспринимается как лишенное смысла.

Вот некоторые признаки, позволяющие выявить тенденцию «электорального отчуждения»:

  • высокий процент отказов (треть и более) при проведении социологического опроса, негативные эмоциональные реакции на тему «выборы» в ходе фокусированных интервью;
  • высокий уровень социальной желательности при ответах на вопросы о выборах - завышение декларируемого уровня явки как в отношении проходивших ранее выборов, так и в отношении предстоящих выборов;
  • слабая активность «среднего» звена участников избирательного процесса - представителей СМИ, общественно-политических организаций, потенциальных кандидатов;
  • обеспокоенность по поводу предстоящих выборов ведущих представителей элиты.

Формирование электорального отчуждения связано с особенностями как общероссийской, так и местной социально-политической ситуации.

К особенностям актуальной общероссийской ситуации можно отнести:

  • традиционно более низкий интерес российских избирателей к выборам законодательной власти по сравнению с выборами исполнительной власти, что объясняется более низкой ролью представительных органов власти в структуре российских властных институтов;
  • усиление, начиная с 2000 года, вертикали исполнительной власти с тенденцией перераспределения реальных властных полномочий от регионов к центру (снизу вверх) и от представительной к исполнительной власти, что дополнительно снижает интерес избирателей к выборам в местные законодательные органы;
  • разочарования избирателей, связанные с участием в выборах в период трансформации;
  • феномен Путина (восприятие вновь избранного Президента как фигуры надежды - политического лидера, которому приписываются возможности практически неограниченного влияния на социально-экономическую и социально-политическую ситуацию).

К числу «местных» факторов, влияющих на формирование электорального отчуждения, можно отнести:

  • стабильность социально-экономической ситуации на городском или региональном уровне (ситуация не вызывает ни особых недовольств, ни особых надежд) порождает отсутствие у избирателей активной мотивации участия в выборах, поскольку выборы для них не имеют явной смысловой нагрузки (очевидно, что ситуация в результате выборов существенно не ухудшится и не улучшится);
  • отсутствие жесткой конфронтации между группами влияния и, как следствие, отсутствие общезначимой предвыборной интриги приводит к тому, что выборы не вовлекают, исход выборов воспринимается как предрешенный.

В неблагополучных регионах одним из основных мотивов неучастия в выборах также является неверие в то, что произойдут какие-либо изменения в ту или иную сторону. Кроме того, срабатывает мнение, что «выберут все равно тех, кого надо», что результаты будут фальсифицированы.

Как бы то ни было, избиратель не голосует, если в силу позитивных или негативных факторов не соотносит мотивы, движущие политиком, со своей собственной жизнью. Он остается лишь наблюдателем (зрителем) предвыборного шоу. И тогда в ход идут различные «приманки» или «обманки» - избирателей покупают, пугают, шантажируют, развлекают... Принимая подобные правила игры, избиратели отвечают тем же. В последнее время в штабы кандидатов нередко приходят профессиональные просители и шантажисты - не сделаете до выборов в моем дворе (доме, школе, заводе...) ... - не придем.

В этой связи встает вопрос об имидже выборов и стратегии его формирования, причем речь может идти как об имидже института выборов в целом, так и о конкретной предвыборной ситуации. При такой постановке задачи приходится признать, что традиционно применяемые так называемые «технологии повышения электоральной активности» носят скорее анти-имиджевый характер и, достигая иногда нужного эффекта в конкретной ситуации, «электоральное отчуждение» лишь усугубляют.

Опыт построения специальных программ, направленных на формирование имиджа выборов и повышение электоральной активности через задание их смыслового контекста, в российской избирательной практике пока невелик. Алгоритм построения такой программы должен включать следующие шаги:

  1. Создать базовое насыщение информационного пространства тематикой выборов (независимо от кампаний конкретных кандидатов);
  2. Предложить смысловой контекст восприятия предстоящих выборов;
  3. Обеспечить активное вовлечение влиятельных структур, лидеров общественного мнения и общественных организаций в кампанию в качестве «резонаторов»;
  4. Вовлечь в кампанию собственную активность СМИ;
  5. Активизировать «народное» обсуждение темы выборов.

Центральным звеном этого алгоритма является тот содержательно-смысловой стержень, вокруг которого выстраивается вся дальнейшая стратегия PR-кампании. В 2001 году диплома Национальной премии в области развития связей с общественностью «Серебряный лучник» был удостоен проект агентства «Принцип PR», реализованный в Тольятти, во время выборов в Самарскую губернскую думу. В качестве основной содержательной стратегии было выбрано формирование осознанного отношения избирателей к выборам как значимому событию в жизни города (мотив городского патриотизма). Основной темой PR-кампании стал ответ на вопрос: «Зачем городу и горожанам предстоящие выборы?», поданный через проблему старения города.

Поколение строителей и первых работников ВАЗа достигло пенсионного возраста. Количество пенсионеров стремительно растет. Одновременно исчерпывает свой лимит инфраструктура, заложенная в эти годы. В связи с этим городу предстоит в течение ближайших нескольких лет решать серьезные задачи, масштаб которых потребует привлечения областных ресурсов. Нам предстоит одновременно решать накапливающиеся проблемы в социальной сфере и городском хозяйстве и закладывать новые перспективы развития города (проблемы молодежи, кадров для промышленности и др.). Для того чтобы задействовать необходимые областные ресурсы, в Губернской Думе город должны представлять люди, способные воспринимать всю серьезность ситуации, анализировать и находить варианты решения, отстаивать их на областном уровне. Городу нужна серьезная и ответственная команда. Именно поэтому мэр обращается к горожанам с просьбой со всей серьезностью отнестись к предстоящим выборам.

Дополнительными темами стали стабильность ситуации в городе (предприятия работают, город решает свои проблемы, городское сообщество находит возможность согласованно искать пути решения возникающих проблем. Участие в выборах - подтверждение горожанами их приверженности именно этому пути), преодоление разобщенности и равнодушия (разобщенность и равнодушие - последствия пережитого нами десятилетия. Именно разобщенность и равнодушие - причина нежелания голосовать, нежелания участвовать в социальной жизни. Люди отвыкли от того, что их слышат, что кто-то готов выслушать их проблемы, и замыкаются в себе. Предстоящая предвыборная кампания - это не столько возможность для кандидатов опять покрасоваться и раздать сказочные обещания, сколько возможность для людей высказаться - о своем отношении к городу, о волнующих их проблемах, о том, как они видели бы решение городских проблем и перспективы развития города) и др.

В соответствии с основными темами была спланирована PR-программа «Живой голос Тольятти», центральным лозунгом которой стал лозунг «Голосуй за Тольятти». Программа была реализована при поддержке общественного фонда «Молодежная антикризисная инициатива».

Приведем примеры акций, реализованных в ее рамках.

  • Акция «Выборы глазами детей» была направлена на формирование положительного эмоционального контекста выборов, актуализацию ассоциативной связки «выборы - (дети) - будущее» и сама по себе служила привлекательным информационным поводом. Силами Ассоциации учащейся молодежи был проведен конкурс детских рисунков, посвященных предстоящим выборам, по результатам которого в одном из городских ДК состоялась выставка. На основе лучших рисунков были изготовлены плакаты с указанием авторов, которые весьма неожиданно смотрелись на фоне традиционной (и наскучившей!) предвыборной рекламы.
  • Акция «Школы готовятся к выборам» также работала на актуализацию ассоциативной связки «выборы - (дети) - будущее». Она была инициирована на встрече мэра города с представителями профсоюза работников образования и поддержана Советом директоров предприятий города. Школы, в которых расположена основная масса избирательных участков, взялись оформить свои площадки ко дню голосования, спланировать и провести мероприятия для дополнительного привлечения в этот день в школы родителей. Предприятия-шефы взяли на себя обязательства оказать дополнительную поддержку школам, которые наиболее интересно проведут подготовку ко дню голосования. Конкурсный принцип стимулировал развитие творческой инициативы. Всего было инициировано около 400 мероприятий (в городе около 100 школ), среди которых классные часы «Незнайка выбирает Знайку», сочинение для старших классов «Если бы я был депутатом областной Думы», конкурсы рисунков «Тольятти в третьем тысячелетии», «Когда я вырасту большим», «Родному городу желаю», проведение деловой игры для старшеклассников «Мы учимся выбирать», тренинг для родителей «Молодежь на перепутье» и многие другие.
  • Акция «Голосуй за Тольятти» предполагала вовлечение горожан в обсуждение темы выборов и представляла собой комплекс форм социальной рекламы, а также интерактивных программ на радио. Приведем пример серии телевизионных роликов, которая была подготовлена на основе записанных уличных интервью на темы «Что для вас Тольятти?», «Каким вы видите будущее Тольятти?», «Почему вы гордитесь своим городом?», «Что бы вы хотели пожелать городу?» К высказываниям монтировалась заставка «Голосуй за Тольятти!». Всего было изготовлено свыше 30 роликов. Аналогичные аудиоролики были размещены на радио.
  • Акция «Позиция» была ориентирована на вовлечение лидеров общественного мнения в формирование отношения к выборам как значимому для города событию. Помимо традиционных интервью референтных фигур и аналитических статей о значении и особенностях предстоящих выборов, осуществлялась также публикация мнений представителей различных социальных групп (публикации «Педсовет», «Совет ветеранов», «Пятиминутка», «Совет директоров» и т.п.).
    Помимо этого выстраивалась событийная линия. В преддверие выборов было инициировано обращение мэра города Тольятти к горожанам. В обращение подчеркивалось, что старение города становится препятствием на пути дальнейшего его развития. Перед городом встают новые задачи, связанные с развитием инженерной инфраструктуры, подготовкой новых кадров и т.п. Задача депутатов, которые будут избраны, - способствовать привлечению дополнительных средств для решения поставленных задач.
    Следующим значимым информационным поводом стало заседание Совета директоров предприятий города, по результатам которого было принято обращение Совета директоров к горожанам. Директора предприятий обратились также к своим работникам через внутрикорпоративные информационные каналы с разъяснениями по поводу значимости предстоящих выборов и призывом принять в них участие. Наконец, при поддержке Дома журналистов Тольятти было инициировано заседание Совета редакторов тольяттинских СМИ, которое послужило началом коллективной журналистской акции «Не молчи - проголосуй!»
  • Акция «Не молчи - проголосуй!» началась с «мозгового штурма» редакторов СМИ по поводу возможностей дополнительного привлечения избирателей на выборы, в результате которого и родилась идея акции. Как указывалось в пресс-релизе, «7 декабря в 9 часов 12 минут вечера (21-12) в домах большинства горожан на одну минуту померкнут экраны телевизоров, замолчат радиоприемники. В этот же день основные городские газеты выйдут с темным блоком размером 9 на 12 сантиметров. Таким образом, тольяттинские журналисты решили напомнить горожанам о предстоящих 9 декабря выборах в Губернскую думу и символически показать, насколько значим для города голос каждого избирателя, насколько негативными для города могут быть последствия неучастия в выборах». Помимо этого ряд СМИ реализовали по собственной инициативе свои программы.

Как видно из приведенных примеров, задачей большинства реализованных акций было именно стимулирование инициативы различных субъектов, имеющих отношение к выборам, перевод их из позиции «наблюдателя» в позицию активного участника процесса. Расчет делался на то, что эта активность будет расходиться «концентрическими кругами», вовлекая все новых и новых участников и актуализируя их любовь к городу, заботу о его будущем.

Этот расчет оправдался - выборы состоялись по всем пяти избирательным округам. Причем, как отметила одна из городских газет на следующий день после выборов, «главным сюрпризом прошедших выборов стало то, что тольяттинцы все-таки пришли на голосование».

Опыт реализации данной PR-программы показал, что формирования позитивного смыслового контекста выборов - реальный путь повышения активности избирателей. Дальнейшее, конечно же, зависит от депутатов, от того, насколько они смогут оправдать возложенные на них надежды.

Татьяна Александрова, Мирослав Кошелюк

Читайте также

Президент-император-генсек

Политико-коммуникативный жанр и выступление современных политиков

Массовая коммуникация и политическое манипулирование

Интегрированные коммуникации: стратегический PR, маркетинг или что-то еще?

Политическая реклама и ценностная картина мира

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]

На правах рекламы: