Запрет на рекламу табачной продукции - почти реальность.
Радоваться законодательным ограничениям и запретам на производство, курение и рекламу табака могут теперь, по сообщениям СМИ, американцы, французы, канадцы и даже турки. Всего 172 страны, включая ЕЭС, присоединились к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.
Конвенция была принята в мае 2003 года на 56-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения и стала официальным признанием глобального характера табачной угрозы. (По данным ВОЗ от заболеваний, связанных с курением табака, в мире ежегодно умирает 5 млн. человек. И если тенденция увеличения курильщиков не будет снижаться, то к 2020 году ежегодное число умирающих возрастет до 10 миллионов, а к 2030 году курение табака станет одним из самых сильных факторов преждевременной смерти. Европейское региональное бюро ВОЗ утверждает: сегодня табакокурение приводит к гибели каждого четвертого россиянина. Не меньшую опасность представляет так называемое «пассивное курение», которое на 34% увеличивает риск возникновения рака легких и на 50% - сосудистых патологий.)
По условиям конвенции, в течение 5 лет каждая из стран-участников, в соответствии со своей конституцией, вводит полный запрет на всю рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий. Кроме того, конвенция обязывает в течение трех лет принять все меры, чтобы упаковка и маркировка табачных изделий не стимулировали продаж каким-либо ложным, обманным, вводящим в заблуждение путем, создающим неверное впечатление о его характеристиках и воздействии на здоровье (например, нельзя будет указывать об уменьшении вреда от легких и суперлегких сигарет).
Надпись о вреде курения должна занимать не менее 30% площади поверхности пачки, а лучше - половину. На этой части поверхности приветствуется социальная антитабачная реклама, а производители продукта будут обязаны информировать потребителя о компонентах табачного дыма. Конвенция также рекомендует странам повышать акцизы на табачную продукцию, чтобы сокращать ее потребление.
Закон вступает в силу в присоединившемся государстве на 90-й день после сдачи на хранение документов по ратификации, принятии, утверждении или присоединении к конвенции.
Федеральная инициатива стать 173-й некурящей державой проявилась в начале января, когда министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова представила в правительстве свое видение проекта присоединения к конвенции. Инициатива тут же получила поддержку чиновников, журналистов и даже правозащитников. Первым запретил курение в своем здании Минздравсоцразвития, к чему призвал и остальных граждан.
А между тем совсем недавно Россия отказалась присоединяться к подобным проектам: в 2001 году президент Путин в своем заключении на один из профильных законопроектов признал полный запрет рекламы табака противоречащим конституции, аргументируя свое мнение тем, что такая акция логична лишь при запрете на свободную торговлю табаком. Сегодня же, судя по официальному сообщению правительства, конвенция признана полностью соответствующей интересам России, а национальное законодательство - подлежащим приведению в соответствие с антитабачной конвенцией.
О том, что думают и говорят об этом сами табачники и рекламисты, - микс из сообщений СМИ от «Лаборатории рекламы».
Директор департамента по корпоративным вопросам российского офиса Philip Morris Артем Чернис рассматривает инициативу как отправную точку в формировании правового поля табачной отрасли, которая сегодня регулируется фрагментарно при отсутствии единого подхода к разработке законодательных актов.
По мнению директора по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александра Лютого, ряд предложений, предусмотренных конвенцией, уже претворены в жизнь или близки к реализации. В частности, ко второму чтению в Госдуме подготовлен проект технологического регламента на табачную продукцию, обязывающий производителей отводить не менее 30% от поверхности пачки на предупредительную надпись о вреде курения. Генеральный директор ассоциации «Табакпром» Вадим Желнин полагает, что регламент может быть принят уже в феврале.
Сергей Моисеев, президент Российской ассоциации маркетинговых услуг, отмечает, что стесненной запретами на продвижение табака с помощью ТВ, радио и «наружки» табачной рекламе удалось закрепиться в прессе, а также BTL, адресной рассылке, продвижении в местах продаж. И если затраты на табачную рекламу в печатных СМИ невелики (по данным аналитического центра «Видео Интернешнл», за 9 месяцев 2007 года на этот сегмент потрачено около $17,5 млн., то есть всего 1,5% всех рекламных бюджетов), то для BTL-индустрии табачники стали одними из крупнейших клиентов. По итогам 2007 года, утверждает Сергей Моисеев, доля табачных бюджетов в общем объеме отечественного BTL-рынка достигла 15%, то есть примерно $30 млн. Любые ограничения на продвижения их продукции будут ударом для рынка.
Генеральный директор Ассоциации рекламодателей Светлана Завидова считает дальнейшие ограничения рекламы табака в прессе и других медиа вполне обоснованными, однако важно, чтобы они вводились постепенно. За конструктивность конкретных превентивных мер высказывается и Вадим Желнин. Он готов согласиться с выдвинутым в сентябре прошлого года на обсуждение Госдумы законопроектом о запрещении рекламы алкоголя, пива и табачной продукции на территории метрополитенов и железнодорожных вокзалов (депутаты Александр Бабаков и Александр Чугаев), но при условии разрешения рекламы табака в местах продаж на тех же вокзалах и в специальных зонах для курения. «Мы готовы к разумным ограничениям, которые оставляли бы нам возможность коммуникации с нашими потребителями», - резюмирует Александр Лютый.
Среди табачников есть и скептики, утверждающие, что запретительная мера вряд ли своевременна: к полному запрету на курение Россия ментально не готова. Это мнение президента ресторанного холдинга «Арпиком» (сети Goodman, «Колбасофф») Михаила Зельмана. Ему вторит владелец сети «Грабли» Роман Рожниковский, считающий, что даже тотальный и повсеместный запрет на курение никак не отразится на ресторанном бизнесе. Если нельзя будет курить в помещении, посетители будут делать это на улице, как это происходит в лондонских пабах.
Что же касается повышения акцизов на табачную продукцию, дабы сократить ее потребление, то и здесь цену нельзя поднимать слишком высоко из-за возможной контрабанды, считает руководитель информагентства «Русский табак» Максим Королев. А пока суть да дело, купленные в России сигареты остаются самыми дешевыми в Европе.
Читайте также
Возможно, дух Гиппократа витал над законодателем
Секреты брендинга в капле пива
Правовое регулирование административной ответственности за правонарушения в области рекламы
Комментарий
Новое сообщение