Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Отец или хозяин? Образ идеального политического лидера в менталитете россиян

В конце второго тысячелетия произошли принципиальные изменения в институте власти всего мира. Институты пророков, цезарей, императоров ушли в прошлое. Короли ныне являются скорее украшением власти, нежели ее реальными представителями. Главным принципом формирования власти стала выборность. Практически потерял свое значение элемент сакральности, являвшийся важным атрибутом психологического образа власти предыдущих эпох. Поэтому чрезвычайно важно представлять образ лидера, существующий в коллективном сознании народа.

Нельзя сказать, что интерес к политическим действиям центральной власти является, например, в Москве, исключительно выраженным. Однако репортажи на политические темы в телевизионных выпусках новостей важны для зрительской аудитории не только благодаря своему содержанию, но и потому, что зрители готовы проявлять внимание к так называемому «стереотипу авторитетного поведения», сложившемуся среди политиков и государственных чиновников высокого ранга.

Практика массовой коммуникации видоизменяет характер процесса общения между людьми. Это, в свою очередь, порождает новые феномены коллективного сознания, в которых находят отражение видоизмененные образы фольклорных героев, а также героев, характерных для художественной традиции нации, ее сказаний и эпосов: феномен харизмы политических лидеров, феномен эстрадных и телевизионных «звезд» и феномен «героев».

Телевидение визуализирует коммуникативный процесс таким образом, что выступающий в эфире человек принимает по отношению к зрителю роль партнера по общению. Получается, что практика телевизионного вещания формирует имиджи конкретных личностей, вписывающиеся в образы «героев», «вождей» и «лидеров». Телевидение — место встречи большинства россиян с должностными лицами, занимающими высшие государственные посты России.

Исключительным продуктом деятельности телевидения является порождение экранного образа «звезды», вследствие чего человек обретает популярность в результате многократного тиражирования его индивидуального образа средствами массовой информации. Сама личность этого человека в общественном сознании становится символом успеха.

Мы предполагаем, что формируемые СМК образы успешных в своих сферах деятельности людей представляют собой экстериоризацию (вынесение вовне), а также персонификацию внутреннего содержания индивидуального и коллективного сознания людей, которое описано у А. Маслоу в терминах метапотребностей. Они же, будучи фиксированными в коллективном сознании нации в качестве системы ценностей и идеалов творчества, добра, красоты, справедливости, регулируют отношения между людьми в обществе.

Регулятивная функция образов лидера, героя, звезды, формируемых СМИ, видится нам так. Образ политического лидера регулирует отношения человека с властью, воплощая идеал справедливости. Образ героя регулирует отношения человека с будущим, воплощая идеал мужественного спасителя. Образ звезды регулирует отношение человека с самим собой, воплощая идеал красоты, выразительности личности и эффективного взаимного общения с другими людьми.

Применение к феномену «звезды» метода категориального анализа выдвигает на первый план понятие харизмы (»харизма» в переводе с греческого — подарок), то есть наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности.

С точки зрения политической психологии, харизма — психологический феномен, характерный для поведения малых и больших групп, склонных персонифицировать свои идеалы и ценности в процессе сплочения, особенно в экстремальных исторических обстоятельствах (С. Московичи «Век толп»).

Следовательно, изучаемый на полюсе аудитории феномен харизмы личности человека выступает в качестве феномена коллективного сознания.

Каков же образ политического деятеля в коллективном сознании Россиян, какова категориальная структура восприятия образа «идеального» политика населением различных регионов России?

Каждая социальная группа имеет свою специфическую структуру образа политика, который персонифицирует различный тип организации и реализации власти в обществе.

Так, если в образе политика главное — сила, и он воспринимается как хозяин, то речь идет, согласно А. Маслоу, об автократическом стиле осуществления власти.

Если в образе политика главное — поддержка, опека, безопасность, такой политик воспринимается как начальник, «отец», глава — это опекающий, административно-хозяйственный стиль осуществления власти.

Если же в образе политического деятеля главное — лидерство, порядок, взаимовыгодное сотрудничество, политик воспринимается как лидер и представитель данной группы («свой», «один из нас»), — перед нами поддерживающий (мотивационный) стиль осуществления власти.

Респондентами проведенного исследования выступали: рабочая и студенческая молодежь, военные, сотрудники правоохранительных органов, сельские жители, пенсионеры, городская интеллигенция, рабочие промышленных и сельскохозяйственных предприятий шести регионов страны.

Исследовательские методы включали: экспертные опросы, анкетирование, организацию фокус-групп, психосемантическое шкалирование, а также методику репертуарных решеток Дж. Келли. Полученные данные подвергались математической обработке, в результате которой была выявлена сложившаяся в сознании россиян категориальная структура образа «идеального» политического деятеля.

Реконструкцию стереотипа авторитетного поведения можно осуществить с помощью анализа образа «идеального» политика (по методу разработки идеальных моделей реальности немецкого социолога М. Вебера). Этот метод используется нами в данном случае для экспликации стереотипических черт образа политика у россиян различных регионов.

Мы предлагаем вниманию читателей анализ категориальной структуры образа «идеального» политического деятеля, воссозданной нами для каждого из четырех регионов России: Дальнего Востока, Оренбургской области, Санкт-Петербурга и Москвы (обратим внимание на то, что три региона являются приграничными).

Подробное описание факторной структуры включает цифры, показывающие в условных измерительных единицах вклад, который вносит конкретная шкала в смысловое содержание определенного фактора.

Близость числовых показателей шкал друг к другу демонстрирует также степень сцепленности признаков, которые описываются шкалами, в стереотипе восприятия образа политического лидера, характерном для представителей региона.

Дальний Восток

Смысловое содержание категориальной структуры образа «идеального политика» распределилось по факторам следующим образом:

Первый фактор, объясняющий 21,6 % общей дисперсии данных, можно назвать «Сила эго, талант руководителя».

Он включает шкалы: умный—глупый (71), сильный—слабый (75), энергичный—вялый (71), решительный—нерешительный (69), толковый руководитель—безответственный руководитель (66).

Таким образом, «идеальный политик» — человек сильный и решительный.

Второй фактор объединяет такие качества, как «любовь к земле» и «порядочность» (14,9% дисперсии) и включает шкалы: свой—чужой (67), любящий землю—не любящий землю (62), близок к народу—далек от народа (61), порядочный—непорядочный (60). То есть «идеальный» политический деятель не может без любви относиться к земле, на которой живет, и не имеет права быть человеком непорядочным.

Третий фактор, «Выразительность стиля поведения политика», объясняет 9,2% общей дисперсии и включает такие категории, как: артистичный—неартистичный (71), раскрепощенный—напряженный (69), выразительный—невыразительный (68), а также характеристики «сексуально-привлекательный», «остроумный» и «убедительный». Он описывает манеру самоподачи (самопрезентации) политика в коммуникации. Выступления «идеального» политика видятся жителям Дальнего Востока динамичными, остроумными, убедительными. Успешному политику на публике чужды напряженность и угрюмость.

Четвертый фактор, «Интеллигентность», объясняет 8,9% общей дисперсии данных и включает характеристики: вежливый—грубый (64), добрый—злой (62), душевный—черствый (59), верующий—атеист (54), интеллигентный—неинтеллигентный (50).

Пятый фактор «Упорство—тактическая гибкость» объясняет всего 5,9 % общей дисперсии данных и включает оппозиции: упорный—гибкий (72), бесхитростный—хитрый (59), отстаивающий свои позиции—склонный к компромиссам (54). За этим фактором кроется образ принципиального политика.
В результате мы видим, каковы ожидания людей от «идеального» политического деятеля.

На рис. 1 видно, что «идеальный» политический деятель, с точки зрения жителей Дальнего Востока, — действительно безупречный человек. Он должен быть не только сильной и волевой личностью (1 фактор), человеком, любящим землю, на которой трудится (2 фактор), но и быть интересным оратором (3 фактор), а также, что примечательно, человеком интеллигентным, вежливым и в меру бесхитростным, верующим.

Оренбургская область

Для жителей Оренбургской области категориальная структура образа «идеального» политического деятеля оказалась представленной уже шестью категориями-факторами (см. рис. 2), которые определяются аналогично факторам, ранее выявленным для населения Дальнего Востока.

Факторы получили следующие названия:

Первый фактор — «Отец Отечества» (титул «Отца Отечества» был заветной мечтой римских императоров). Его смысловое содержание раскрывают также признаки «близок к народу», «справедливый».

Второй фактор — «Сила эго»

Третий фактор — «Интеллигентность, вежливость».

Четвертый фактор — «Принципиальность».

Пятый фактор — « Гибкость стиля поведения».

Шестой фактор — «Отношение к вере».

Профиль «идеального» политика стремится к максимально возможным показателям по осям первых двух факторов и четвертого. «Идеальный» политический лидер видится оренбуржцам включающим интересы своего отечества в круг своих жизненных целей. Это человек справедливый и решительный. Он умен, корректен, смело отстаивает свои позиции.

В данной категориальной структуре мы видим присутствие как харизмы власти самой по себе, так и харизмы авторитетного поведения. Авторитетное поведение встречается в жизни не только в коридорах власти. Это поведение присуще серьезным и ответственным людям, профессионалам в своем деле. Таким образом, анализируя полученную категориальную структуру, мы обнаруживаем косвенное свидетельство необходимости высокого профессионализма в политических кругах, входящего в систему требований жителей Оренбургской области к личности политического лидера.

В регионах разговоры о действиях первого лица области или республики или его окружения вплетены в ткань так называемого «бытового общения». На мнение губернатора зачастую ориентируется значительное количество людей при принятии решения о голосовании на местных выборах. В связи с этим обстоятельством, вопрос о принципиальности первого человека в городе или губернии является чрезвычайно важным.

Примечательно появление в категориальной структуре образа «идеального» политика дополнительного шестого фактора, получившего название «Отношение к вере». Вслед за У. Джеймсом оренбуржцы проявляют интерес к религиозной сфере бытия личности политика.

Москва

Здесь категориальная структура образа «идеального» политического лидера представлена пятью категориями-факторами.

Первый фактор, как и в Оренбургской области, получил название «Отец Отечества». В числе прочих его смысловое содержание раскрывают такие шкалы как «свой—чужой» и «заботливый руководитель».

Второй фактор — «Сила эго» описывает умение политика проявлять политическую волю.

Третий фактор — «Выразительность стиля общения политика» (в категориальной структуре у оренбуржцев этого фактора нет).

Четвертый фактор — «Интеллигентность».

Пятый фактор — «Отношение к вере, личностная открытость».

Мы видим (см. рис. 3), что «идеальный» представитель власти в глазах москвичей обладает не только харизмой власти. Согласно показателям профиля «идеального» политика на первой и второй осях пятифакторного семантического пространства, такой человек — одновременно заботливый хозяин, артистичный и интеллигентный лидер. Разброс мнений респондентов при принятии решения, должен ли политический лидер быть верующим человеком, обеспечил близкий к нулевому показатель индивидуального профиля «идеального» политика на оси 5 фактора «Отношение к вере».

Однако сам факт выделения фактора «Отношение к вере» в самостоятельную категорию в данном исследовании показателен. Отношение к религии, по мнению блестящего американского философа У. Джеймса, подхваченное К.-Г. Юнгом, — один из важнейших принципов описания типов темпераментов мыслителей.

Санкт-Петербург

Для представителей С.-Петербурга категориальная структура «идеального» политического лидера представлена пятью факторами. По смысловому содержанию выделенная структура совпадает со структурой восприятия образа политического лидера москвичами.

Первый фактор — «Отец Отечества».

Второй фактор — «Сила Эго».

Третий фактор — «Выразительность стиля общения политика».

Четвертый фактор — «Интеллигентность».

Пятый фактор — «Отношение к вере, личная открытость».

На рис. 4 представлен профиль образа «идеального» политика в сознании жителей С.-Петербурга. По осям первых четырех факторов профиль принимает достаточно высокие положительные значения. Это профиль человека, наделенного харизмой власти, артистичного и интеллигентного. При этом петербуржцы считают, что «идеальный» политик должен быть верующим (показатель профиля по оси пятого фактора). По этому критерию (»Отношение к вере») показатели петербуржцев отличается от показателей москвичей и сближаются с представлением жителей Оренбургской области.

Ориентация россиян не меняется

В результате, сопоставляя содержание категориальных структур образа «идеального» политического лидера, полученные после математической обработки первичных данных, собранных в разных регионах страны, мы можем выделить до 3-х основных категорий, с помощью которых формируется образ политического лидера в восприятии россиян. Эти категории — «Сила эго» и «Отец Отечества». Именно они презентуют нам харизму власти, бытующую в российском менталитете.

Третьим основным фактором выступает (в зависимости от исследуемого региона) категория «Выразительность стиля поведения политика» или «Интеллигентность». Этот факт говорит о присутствии в менталитете жителей России упоминавшейся ранее харизмы «звезды», а также о бытовании в культурном обиходе россиян ценности «интеллигентного поведения» .

В качестве дополнительных категорий образа «идеального» политического лидера в менталитете россиян выявляются категории «Отношение к вере» и «Гибкость поведения» (в противовес «Упорству» и «Личной открытости политика»).

Поскольку раскрытие смыслового содержания харизмы власти происходит с помощью таких характеристик, как «Хороший хозяин», «Заботливый руководитель», то ожидания жителей России по отношению к политическому лидеру можно назвать отчасти патерналистическими, то есть ориентированными на образ «Заботливого родителя».

Л. Матвеева, Ю. Мочалова, Е. Караванова

Читайте также

Президент-император-генсек

Политико-коммуникативный жанр и выступление современных политиков

Массовая коммуникация и политическое манипулирование

Интегрированные коммуникации: стратегический PR, маркетинг или что-то еще?

Как преодолеть электоральное отчуждение

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]