Читая некоторые книжки, никак не можешь понять, то ли автор и вправду не в себе, то ли пытается тебя разыграть. У меня это всегда вызывает чувство неловкости. Вроде бы, с детства приучен уважительно относиться к чужому мнению и искать рациональное зерно в любой бредятине, но когда его просто нет, вся интеллигентность слетает как шелуха.
Книга г-на Левешко Р. «Анализ эффективности рекламы» (ВIРА - Р, Киев 1999 год). является оружием массового поражения, о чем честно предупреждает значок на обложке. Поражает она практически мгновенно.
Происходит это примерно так. Несчастная жертва, привлеченная яркой надписью на обложке, берет книгу, открывает ее и с помутившимся сознанием медленно оседает на пол. Еще бы, жаждущий знаний читатель обнаруживает на пятой странице рисунок 2, очень напоминающий схему из учебника по электротехнике, а на седьмой - нечто, напоминающее схему трехфазного электродвигателя. Те, кому удалось пережить первый шок, обычно покупают книжку просто из любопытства: «А что же там дальше?» А дальше - хуже.
«А по поводу недостатка профессионализма можно сказать так: непрофессионализма нет, если это касается рекламной деятельности».
Р. Левешко
После этой фразы все становится на свои места. В отличие от прочих видов человеческой деятельности, рекламному делу учиться не нужно. Наверное, умение рекламировать товары является, по мнению автора, врожденным, своего рода «основным инстинктом». Как оный инстинкт действует у автора, видно из дальнейшего повествования.
«... Задача рекламы - компенсировать недостаток полезности предлагаемого товара».
Это уже смахивает на кредо. Знаем мы таких рекламистов. Я лично называю их «впаривателями» (от весьма популярного в свое время термина «впарить»). В официальных кругах их называть никак не принято, впрочем, и общаться с подобными деятелями от рекламы тоже. Собственно говоря, вышеприведенная цитата - прямой призыв к недостоверной рекламе (см. статья 7 Закона «О рекламе»).
Не особо вдаваясь в философию, отметим: компенсировать недостаток полезности можно, только создавая иллюзорную полезность, то есть обманывая потребителя. Следовательно, реклама, в представлении г-на Левешко, - ложь просто по определению. Что ж, с моральным кодексом вышеупомянутого г-на все ясно. Казалось бы, дальше читать не нужно. Ан нет, придется. Поскольку я точно знаю, что рано или поздно обязательно встречусь с людьми, принявшими все описанное в книге за чистую монету.
Далее в книге рассматривается рекламный процесс с точки зрения электротехники: глава первая «Смысловая мощность потребителя», глава вторая «Смысловая мощность рекламного продукта» и т.д. Есть там еще и «Сопротивление потребителя» и «Напряжение рекламного продукта», жалко только, что «... найти сопротивление СМИ не представляется возможным».
В науке такой метод называется «методом подобия». Например, диффузия и теплопередача - вполне подобны. Оба процесса, в определенных условиях, описываются вполне похожими уравнениями. Вот только подобие процессов в науке принято доказывать. Ну, так это в науке.
Итак, реклама подобна электротехнике. Ладно. Но, об электротехнике автор имеет такое же представление, как и о рекламе, то есть никакого. Как вам фраза:
«Известно, что сопротивление стремится к бесконечности, т.е. в зависимости от значения тока в цепи оно может быть как велико, так и незначительно»?
Конец цитаты, и конец света! Если Вы, дорогой читатель, забыли школьную физику, в чем нет ничего зазорного, то обратитесь к преподавателю средней школы с вопросом, что он поставит за подобное объяснение? И он ответит: ДВОЙКУ! Автор электротехники-то не знает! Не случайно список используемой литературы замыкает «Курс физики». Нет, наверное, книга читана, но не понята, а если понята, то не так!
Именно в этом месте закралось сомнение, а г-н Левешко среднюю школу-то закончил? Боюсь, нет. А туда же. Книги пишет. Философствует. Поучает.
Вдруг обуревает тоска по цензуре. Ну, нельзя же, чтобы слепые (и наглые) были поводырями слепых (и нищих духом). Ведь кто-то поверит, примет к сведению и родится еще одна секта под предводительством безграмотного псевдорекламиста.
Вместо резюме
«Профессор Преображенский:
- Зина, там, в приемной, ..., книжка зеленая «Переписка Энгельса с ... этим, как его, черт! В печку ее!»
Михаил Булгаковб «Собачье сердце»
Лучше, собственно, и не скажешь.
Читайте также
Как ты захочешь. Основы креативной работы в рекламе
Подготовленные кадры решают все
Комментарий
Новое сообщение