Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Хочешь быть рекламистом…

Индивидуально-личностные предпосылки профессионального развития специалистов в рекламном деле.

Существующие в настоящее время некоторые несоответствия между предъявляемыми требованиями к специалисту, профессионалу, с одной стороны, и малой эффективностью его подготовки в системе высшего профессионального образования, с другой, являются теми противоречиями, которые обусловили выбор темы исследования. Целенаправленная работа, заключающаяся в формировании личности профессионала, адекватного образа будущей профессиональной деятельности, развитии способностей и качеств личности, являющихся профессионально важными для конкретной трудовой деятельности, может разрешить сложившиеся противоречия.

Выявление индивидуально-личностных качеств, являющихся предпосылками профессионального развития рекламистов, интерпретация результатов психологического анализа их деятельности являются важными для оптимизации образовательного процесса.

Становление специальности «реклама» в сфере высшего профессионального образования в настоящее время происходит быстрыми темпами, но одновременно с этим рынок труда характеризуется дефицитом специалистов, что объясняется прежде всего недолгой историей рыночных отношений, недостатком опытных специалистов, готовых отказаться от практической деятельности в пользу образовательного процесса, отсутствием единых профессиональных стандартов подготовки будущих рекламистов. Кроме того, практически не изученным остается вопрос о том, какими качествами должен обладать рекламист для успешного выполнения профессиональной деятельности, какие индивидуальные особенности студентов важно развивать в процессе обучения, чтобы способствовать конкурентоспособности будущего работника.

Одной из главных целей профессионального обучения является формирование, проектирование личности специалиста, эффективно и успешно осуществляющей трудовую деятельность. Анализ представленных в литературе подходов к изучению «успешности деятельности» показывает, что взгляды различных авторов на предпосылки успешности профессиональной деятельности не совпадают. Так, Б.М.Теплов указывает на зависимость успешности профессиональной деятельности от индивидуальных способностей человека; Е.А.Климов считает индивидуальный стиль деятельности важнейшим фактором успешности деятельности. Анализ различных подходов позволяет отнести к факторам, определяющим успешность профессиональной деятельности, определенную совокупность устойчивых личностных образований, в которую входят мотивы, способности, характерологические особенности, особенности системы саморегуляции и другие структуры, определяющие своеобразие его индивидуально-психологических проявлений.

Предположение, что существует некоторый набор индивидуально-психологических особенностей личности, обусловливающий успешность профессионального обучения различным специализациям рекламной деятельности, исходит из работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных изучению проблем способностей, одаренности, интеллекта, креативности.

Психологический анализ рекламной деятельности

Рассмотрим модели специалистов, специализирующихся в разных областях рекламного дела: «дизайн в рекламе», «копирайтинг в рекламе», «маркетинг в рекламе», «менеджмент в рекламе». Психологический анализ деятельности позволяет выявить индивидуально-личностные особенности, способствующие успешному выполнению профессиональной деятельности.

Специалист в сфере «менеджмент в рекламе» сконцентрирован на анализе, планировании, контроле и принятии решений относительно рекламных кампаний, продвижения товаров и услуг на рынке сбыта, средств распространения рекламы, формирования и закрепления имиджа организации. Область «маркетинг в рекламе» представляет собой, во-первых, изучение медиаканалов, поведения потребителей, анализ рынка, конкурентов и т.д., во-вторых, ценообразование в рекламе, в-третьих, продвижение рекламной продукции. Цель области «копирайтинг» - разработка концепции рекламирования товара или услуги и творческой идеи, объединяющих разнообразные рекламные сообщения и выражающихся в эффективных рекламных текстах, направленных на реализацию маркетинговых задач. «Дизайн в рекламе» сконцентрирован на формировании в сознании потенциального потребителя определенного образа товара или услуги, утверждая его исключительность и необходимость, или создании яркого положительного образа компании через ее фирменный, корпоративный стиль.

Выполненный психологический анализ трудовой деятельности, специфических профессиональных задач, присущих каждой из специализаций, позволяет предположить наличие различий в профессионально важных качествах у представителей разных специализаций. Так, среди личностных качеств рекламистов, специализирующихся в менеджменте, профессионально важными можно считать организаторские и лидерские способности, способность к анализу и синтезу информации. Для специалистов по маркетингу такими качествами являются коммуникативные способности, умение убеждать, хорошо развитый вербальный интеллект, высокая аналитичность мышления; для копирайтеров - образно-знаковое мышление, вербальный интеллект, большой словарный запас, лингвистическая интуиция, способность к анализу информации, для дизайнеров - творческие и художественные способности, креативность.

Углубленный анализ профессионально важных качеств показывает, что для рекламистов в области маркетинга и менеджмента желателен набор схожих индивидуально-личностных особенностей, отличающий их от дизайнеров и копирайтеров, а именно: высокая аналитичность и логичность мышления, способность к синтезу информации, особенно важная на этапе принятия решения и прогнозирования эффективности рекламной кампании; хорошо развитый социальный интеллект, во многом обусловливающий эффективность межличностного взаимодействия; коммуникативные и ораторские способности, умение убеждать, последовательность и логичность в изложении своих мыслей; высокий уровень саморегуляции в планировании и моделировании собственной деятельности.

Деятельность дизайнеров и копирайтеров интегрирует в себе творческие, художественные, аналитические задачи, поэтому для них первостепенное значение приобретают творчество, воображение, образное и пространственное мышление. Успех в этих сферах рекламы во многом обусловлен способностью создавать новые, оригинальные, яркие идеи, тексты, ролики, т.е. первостепенное значение приобретают креативность, стремление к творческой самореализации.

Таким образом, представленные специализации в рекламной деятельности условно можно разделить на две группы, первая из которых направлена на создание нового продукта, а вторая на оптимизацию существующих процессов. Но при этом понимается, что для представителей второй группы профессий также важны творчество, креативность в области организации рекламных кампаний, коммуникаций, поиска новых решений профессиональных задач.

Эмпирическое изучение индивидуально-личностных предпосылок профессионального развития специалистов рекламного дела

Эмпирическая база исследования: специалисты в области рекламы, работающие в рекламных агентствах или в соответствующих отделах крупных организаций в сферах производства, услуг, туризма, торговли, издательского дела, и студенты-первокурсники факультета рекламы Московского гуманитарного университета. Общий объем выборки составил 165 человек. В исследовании участвовали 61 рекламист в возрасте от 23 до 29 лет с опытом работы от 4 до 7 лет (30 мужчин и 31 женщина), из которых 14 дизайнеров, 15 копирайтеров, 18 маркетологов, 14 рекламных менеджеров; а также 104 первокурсника (35 юношей и 69 девушек).

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе были выявлены и обоснованы индивидуально-личностные свойства, способствующие успешному выполнению деятельности специалистов в разных сферах рекламного дела («дизайн в рекламе», «копирайтинг в рекламе», «маркетинг в рекламе», «менеджмент в рекламе»), на основе анализа литературы, а также данных анкетирования, беседы с опытными рекламистами, изучения их трудовых действий и профессиональных задач.

На втором этапе исследования были изучены индивидуально-личностные особенности рекламистов, выделенные на первом этапе, и разработаны эмпирические модели специалистов в таких областях, как: «дизайн в рекламе», «копирайтинг в рекламе», «маркетинг в рекламе», «менеджмент в рекламе». Кроме этого, проводился сравнительный анализ степени выраженности индивидуально-личностных особенностей рекламистов разной степени успешности.

На третьем этапе исследования эмпирическому изучению подверглись индивидуально-личностные особенности студентов-первокурсников факультета рекламы Московского гуманитарного университета, был проведен сравнительный анализ степени выраженности индивидуально-личностных особенностей первокурсников, планирующих специализироваться в разных сферах рекламной деятельности. Последующее сравнение особенностей студентов с уровнем развития профессионально важных качеств работающих рекламистов разных специализаций позволило сформулировать некоторые научно-практические рекомендации для формирования личности профессионала в рекламном деле в вузе.

Обработка полученных результатов осуществлялась как последовательное описание каждой исследованной индивидуально-психологической особенности в соответствующей группе испытуемых с дальнейшим попарным групповым сопоставлением с использованием статистических критериев различий и корреляции.

Анализ полученных данных по личностному опроснику Г.Айзенка показывает, что значимые различия по показателю интроверсия-экстраверсия присутствуют в группах работающих маркетологов и дизайнеров при максимальных значениях у первых и минимальных значениях у вторых (р(0,003), а также, что существуют значимые различия по шкале стабильность-нестабильность: копирайтеры обладают эмоциональной устойчивостью, способностью к самоконтролю, самообладанию, усидчивостью по сравнению с дизайнерами (р<0,001), маркетологами (р<0,005) и менеджерами (р<0,01). При этом группа рекламистов, включающая маркетологов и менеджеров, значимо отличается от группы дизайнеров и копирайтеров по показателям экстраверсии (р<0,01): первые ориентированы на внешний мир и социальные контакты, вторые - на внутренний мир и самоконтроль эмоций.

Значительно более высокий уровень развития коммуникативных способностей характеризует маркетологов (по сравнению с дизайнерами р(0,01, с менеджерами - р<0,004) и копирайтеров (по сравнению с менеджерами р<0,0008), работающих с вербальным материалом. Маркетологи (по сравнению с дизайнерами р<0,01, с копирайтерами - р<0,03) и менеджеры (по сравнению с дизайнерами р(0,004, с копирайтерами р(0,0008, с маркетологами - р<0,04) обладают высокими показателями организаторских способностей. Это можно объяснить тем, что для развития собственного бизнеса или успешного руководства рекламными отделами им важно управлять персоналом, «заряжать энергией» других людей, активизировать их, организовывая деятельность своих подчиненных.

По данным теста С.Медника, RAT установлено, что способность к вербальной креативности в большей степени развита у копирайтеров с учетом показателей индекса оригинальности и индекса уникальности по сравнению с маркетологами (р<0,000006; р<0,00003), менеджерами (р<0,00006; р<0,001). Следовательно, исследуемые копирайтеры обладают хорошо развитым вербальным интеллектом, словесным творческим мышлением, большим словарным запасом, способностью порождать новые, нестандартные, оригинальные, яркие тексты, находить оригинальные решения при работе с вербальным материалом, что и является основной целью их профессиональной деятельности.

Максимальные значения по невербальной креативности получены при обследовании дизайнеров (по сравнению с копирайтерами р<0,0001 и р<0,006, с маркетологами - р<0,0003 и р<0,03), которые, следовательно, обладают способностью создавать новый, оригинальный продукт в условиях минимальной вербализации, что соответствует требованиям их профессиональной деятельности.

Результаты исследования структуры интеллекта с помощью теста Р.Амтхауэра (TSI) показывают, что структура интеллекта различается у рекламистов разных специальностей следующим образом: у дизайнеров преобладают невербальные и пространственные способности, стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного визуального мышления; копирайтеры характеризуются ярко выраженным индуктивным речевым мышлением, лингвистической интуицией; маркетологи значительно превосходят другие группы по подвижности мышления, способности комбинировать вербальные понятия, анализировать и находить закономерности и причинно-следственные связи явлений и событий, по склонности рассуждать, акцентируя внимание на конкретно-практических деталях; менеджеры в значительной степени обладают практическим мышлением, аналитическими и математическими способностями, способны запоминать и сохранять большой объем информации. Необходимо отметить, что у дизайнеров и менеджеров преобладает невербальный интеллект, в то время как у копирайтеров и маркетологов - вербальный.

В индивидуальной системе саморегуляции рекламистов разных специализаций также выявлены значимые различия. Среди регуляторных процессов дизайнеров наиболее развитым является «моделирование» (по сравнению с копирайтерами р<0,02, с маркетологами - р<0,005, с менеджерами р<0,02), т.е. способность адекватно оценивать и выбирать значимые условия, потребность продумывать план своих действий.

У копирайтеров преобладают моделирующие процессы и регуляторная гибкость, т.е. способность выделять и оценивать значимые условия действий и пластичность регуляторных процессов (но значимые различия по сравнению с рекламистами других специализаций не выявлены). В системе саморегуляции маркетологов в большей степени развита «оценка результатов» (по сравнению с дизайнерами р<0,03, с копирайтерами - р<0,005), т.е. сформирована адекватная самооценка, устойчивы субъективные критерии оценки результатов. Менеджеры значимо отличаются от групп рекламистов по более высокому уровню развития регуляторной автономности (по сравнению с маркетологами р<0,001) и оценочной деятельности (по сравнению с копирайтерами р<0,01).

По опроснику «Якоря карьеры» обнаружены значимые различия практически по всем шкалам. У дизайнеров различные мотивы деятельности присутствуют практически в равной степени, но наиболее выражена карьерная ориентация «Автономия». Среди профессиональных мотивов и ценностей копирайтеров обнаружен небольшой «перекос» в сторону предпочтения ориентаций. «Профессиональная компетентность» (по сравнению с маркетологами р<0,01, с менеджерами - р<0,03) и «автономия» (по сравнению с маркетологами р<0,00004, с менеджерами - р<0,01), т.е. они в большей степени стремятся быть профессионалами, развивать свои способности и мастерство, а также освободиться от организационных правил, предписаний и ограничений, самостоятельно выбирать темп, условия работы. У маркетологов выявлены максимальные значения по карьерной ориентации «вызов» по сравнению с копирайтерами (р<0,00005) и менеджерами (р<0,00001). Это можно интерпретировать как направленность маркетологов на конкуренцию, преодоление препятствий, решение трудных задач; процесс борьбы и победы для них важнее, чем конкретная область деятельности или квалификация. У менеджеров сильнее развиты профессиональные ориентации «менеджмент» (по сравнению с копирайтерами р<0,0001, дизайнерами - р<0,0001, маркетологами - р<0,009) и «Предпринимательство» (по сравнению с дизайнерами р<0,0004, копирайтерами - р<0,0002, маркетологами - р<0,0002). Следовательно, менеджеры характеризуются значительно выраженной направленностью на интеграцию усилий других людей, управление различными сторонами деятельности, а также стремятся иметь свое дело, концепцию или организацию, готовы к риску и преодолению препятствий для достижения своей цели.

Анализ данных, полученных при исследовании показателей психического выгорания, показывает, что маркетологи (по сравнению с копирайтерами р<0,02 по шкале «эмоциональное истощение») и менеджеры (по сравнению с копирайтерами р<0,0002, дизайнерами - р<0,001 по шкале «деперсонализация») как представители социономических профессий в большей степени подвержены стрессовым реакциям, что проявляется в нарушении эмоционального фона и деформациях межличностных отношений. Дизайнеры, в свою очередь, склонны в большей степени редуцировать свои профессиональные достижения (по сравнению с маркетологами р<0,03, с менеджерами - р<0,03), ориентируясь на более высокие образцы.

Средние значения и стандартные отклонения по изучаемым переменным, которые значимо отличают рекламистов разных специализаций, представлены в таблице 1 (* отмечены значимые различия в подгруппах испытуемых, полученные в результате использования критерия Манна-Уитни, р<0,05).

Таб. 1. Средние значения и стандартные отклонения по изучаемым переменным специалистов рекламного дела

Изучаемые индивидуально-личностные особенностиВсе рекламистыДизайнеры
п=14
Копирайтеры
п=15
Маркетологи
п=18
Менеджеры
п=14
ср. знач.ср. знач.ср. знач.ср. знач.ср. знач.
Экстраверсия13,812,4*13,715,1*13,6
Нейротизм10,911,7*8,3*12,2*11,1
Коммуникативные способности14.012,2*14,7*16,3*12,1
Организационные способности14,312,4*12,9*15,1*16,8*
Вербальная оригинальность0,60,70,8*0,4*0,4*
Невербальная оригинальность0,50,8*0,5*0,4*0,4
«Арифметические задачи»9,78,9*7,4*9,1*13,8*
«Числовые ряды»11,58,4*7,0*13,9*16,4*
«Пространственное обобщение»10,615,6*8,9*9,1*9,3*
Моделирование6,17,1*6,1*5,3*5,9*
Оценка результатов5,85,1*5,5*6,3*6,3*
Самостоятельность5,15,25,24,2*6,0*
Профессиональная компетентность6,36,27,1*6,0*6,0*
Менеджмент6,234,7*5,1*6,7*8,4*
Автономия6,87,18,3*5,2*6,9*
Стабильность работы7,16,2*6,6*7,8*7,8*
Предпринимательство5,95,0*5,1*5,2*8,6*
Эмоциональное истощение16,314,7*13,0*20,0*16,4*
Деперсонализация7,35,0*4,5*9,2*10,0*
Редукция34,629,3*34,536,9*36,8*

Таким образом, проведенный анализ результатов обследования рекламистов позволяет разработать «модели специалистов» представителей разных специализаций рекламного дела:

  1. Дизайнеры значимо отличаются от других групп рекламистов по показателям невербальной оригинальности и уникальности, что указывает на их способность создавать, придумывать необычные объекты, образы при минимальной вербализации; невербальная креативность связана с адекватной самооценкой, наличием развитых критериев субъективной успешности, а также с вербальной креативностью. В структуре интеллекта дизайнеров наиболее развита способность к пространственному обобщению, значимо отличающая их от других специалистов; умение оперировать визуальными образами связано с эмоциональной устойчивостью, ориентацией на внутренний мир и самостоятельностью в регуляции собственной деятельности. Среди регуляторных процессов дизайнеров наиболее развитым является «моделирование» - способность адекватно оценивать условия и выбирать значимые. В профессиональной мотивации дизайнеров доминирует карьерная ориентация «автономия», выражающаяся в стремлении самостоятельно организовывать свою работу, освобождаясь от организационных правил.
  2. Копирайтеры значимо отличаются от других групп рекламистов по показателям вербальной оригинальности и уникальности, что указывает на их способность создавать, придумывать необычные тексты, слоганы, статьи, концепции, сценарии; вербальная креативность связана с лингвистической интуицией, аналитико-синтетическим мышлением, общим уровнем саморегуляции. В структуре интеллекта копирайтеров значительно доминирует индуктивное мышление, выражающееся в языковом чутье, лингвистической интуиции и связанное со способностью создавать уникальные вербальные продукты. В индивидуальной системе саморегуляции преобладают моделирующие процессы и регуляторная гибкость; способность выделять и оценивать значимые условия действий значимо уменьшают вероятность снижения эмоционального фона. По особенностям профессиональной ценностно-мотивационной сферы копирайтеры значимо отличаются от других рекламистов стремлением самосовершенствоваться, развивать свои способности, ориентацией на независимость и самостоятельность в организации собственной деятельности. Копирайтеры характеризуются эмоциональной устойчивостью, уравновешенностью, стабильностью нервных процессов.
  3. Маркетологи значимо отличаются от других групп рекламистов по показателям экстраверсии и нейротизма, что указывает на их направленность на внешний мир, эмоциональную неустойчивость, нестабильность; экстраверсия связана с коммуникативно-организаторскими способностями, а нейротизм со стремлением создать свое собственное дело. В структуре интеллекта маркетологов наиболее развиты индуктивное мышление, склонность к рассуждениям, к конкретно-практическим действиям, значимо отличающие их от других специалистов, а также аналитические способности. Среди регуляторных процессов у маркетологов в большей степени развита «оценка результатов», т.е. устойчивы субъективные критерии оценки результатов, сформирована адекватная самооценка, которая связана со способностью продумывать способы своих действий и поведения для достижения поставленных целей. Основными профессиональными мотивами маркетологов являются: «стабильность работы», «вызов». Стремление работать в надежной компании, имеющей хорошую репутацию, а также склонность к конкуренции и соперничеству отличают маркетологов от других рекламистов.
  4. Менеджеры значимо отличаются от других групп рекламистов по уровню развития организаторских способностей, что указывает на их лидерские качества, стремление координировать деятельность других людей, влиять на них; организаторские способности связаны с общим уровнем саморегуляции. В структуре интеллекта менеджеров наиболее развиты практическое математическое мышление, способность оперировать математическими закономерностями, теоретизировать, находить причинно-следственные связи между явлениями, а также мнестические способности. Среди регуляторных процессов у менеджеров в большей степени развита «оценка результатов», т.е. сформирована адекватная самооценка, связанная со способностью осознанно планировать свою деятельность, с организаторскими способностями и редукцией собственных достижений; а также менеджеры значимо отличаются от групп рекламистов по уровню развития регуляторной автономности. Среди профессиональных мотивов у менеджеров преобладают карьерные ориентации «предпринимательство», «менеджмент», «стабильность работы», «автономия».

Факторный анализ позволил выделить следующую структуру индивидуально-личностных особенностей работающих рекламистов специализаций «дизайн в рекламе» и «копирайтинг», включающую несколько факторов:

I фактор - творческие способности - включает переменные «пространственное обобщение» (f=0,83), «пространственное воображение» (f=0,76), «эмоциональная чувствительность» («нейротизм») (f=0,72);

II фактор - осознанное моделирование и программирование собственной деятельности - представлен регулятивными процессами «моделирование» (f=0,70), «программирование» (f=0,80), «общий уровень саморегуляции» (f=0,74);

III фактор отражает ценностно-мотивационную сферу, обозначенную как «стремление к профессиональному самосовершенствованию», и включает в себя общий уровень мотивации (f=0,97) и карьерную ориентацию «профессиональная компетентность» (f=0,78).

Структура индивидуально-личностных особенностей специалистов в области «маркетинг в рекламе» и «менеджмент в рекламе» представлена следующими факторами:

I фактор - предприимчивость и независимость - состоит из переменных «автономия» (f= -0,74), «предпринимательство» (f=-0,73), «самостоятельность» (f= -0,72);

II фактор, обозначенный как коммуникативно-организаторские способности, представлен переменными «коммуникативные способности» (f=-0,65), «организаторские способности» (f=-0,79), «коммуникативно-организаторские способности» (f=-0,89);

III фактор - осознанное планирование собственной деятельности, включающий переменную «общий уровень саморегуляции» (f=0,76) и регулятивный процесс «планирование» (f=0,74).

Сравнительный анализ индивидуально-личностных особенностей рекламистов разной степени успешности демонстрирует, что наибольшее число различий по уровню развития карьерных ориентаций, вербальной и невербальной креативности, регулятивных процессов выявлено в группах копирайтеров и менеджеров. В группах всех специализаций обнаружены значимые различия по степени выраженности тех или иных компонентов «психического выгорания», что подчеркивает взаимосвязь низкой профессиональной самооценки и невысокой удовлетворенности трудом с выраженными эмоциональными затруднениями, напряженными отношениями в системе «человек-человек».

Проведенный сравнительный анализ степени выраженности индивидуально-личностных особенностей первокурсников, планирующих специализироваться в разных сферах рекламной деятельности, свидетельствует, что между студентами существуют некоторые значимые различия по изучаемым индивидуально-личностным особенностям. Так, будущие менеджеры в рекламе обладают значительно более развитыми коммуникативно-организаторскими способностями по сравнению с будущими копирайтерами, что отвечает требованиям и специфике управленческой деятельности. Студенты, представляющие себя после окончания вуза дизайнерами, значимо отличаются от других опрошенных первокурсников по уровню развития невербальной креативности, а будущие копирайтеры - вербальной креативности.

Кроме этого, установлены значимые различия между первокурсниками по степени выраженности профессиональных ценностей и мотивов: у будущих менеджеров и маркетологов преобладает стремление координировать усилия других людей и организовывать их деятельность (по сравнению с будущими дизайнерами); студенты, планирующие специализироваться в области дизайна и копирайтинга, в профессиональной деятельности ценят независимость и автономию. Данные различия отражают особенности деятельности маркетологов и менеджеров в рекламе, являющихся представителями социономических профессий, а также дизайнеров и копирайтеров, ориентированных на творческое самовыражение.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что выбор профессии в юношеском возрасте во многом обусловлен интересами, склонностями, способностями, индивидуальными особенностями, ценностями.

С целью оптимизации профессионального обучения будущих рекламистов, развития их способностей и качеств личности, способствующих в выбранной ими области рекламной деятельности, было проведено сравнение индивидуально-личностных особенностей первокурсников и работающих специалистов. В таблицах 2-5 представлены средние значения рекламистов и студентов, обучающихся рекламному делу, по переменным, которые являются профессионально важными качествами в соответствующей сфере рекламной деятельности.

Таб. 2. Средние значения отличительных особенностей дизайнеров в группах работающих специалистов и студентов

 Невербальная оригинальностьНевербальная уникальностьМоделированиеАвтономия
Работающие дизайнеры0,772,297,07*7,14
Студенты -дизайнеры0,692,375,07*7,59

Таб. 3. Средние значения отличительных особенностей копирайтеров в группах работающих специалистов и студентов

 Вербальная оригинальностьВербальная уникальностьМоделированиеГибкостьКомпетентностьАвтономия
Работающие копирайтеры0,8114,276,07**7,73**7,08*8,25
Студенты -копирайтеры0,718,534,53**6,29**5,36*7,59

Таб. 4. Средние значения отличительных особенностей маркетологов в группах работающих специалистов и студентов

 КоммуникативностьОценка результатовСтабильность работыВызовЭкстраверсияНейротизм
Работающие маркетологи16,36,28**7,757,88*15,112,2
Студенты -маркетологи15,355,26**7,496,60*15,8212,38

Таб. 5. Средние значения отличительных особенностей менеджеров в группах работающих специалистов и студентов

 Организаторские способностиОценка результатовСамостоятельностьПредпринимательствоМенеджмент
Работающие менеджеры16,80**6,296,00*8,57**8,44
Студенты -менеджеры14,73**5,964,96*7,65**8,05

Примечание:
* отмечены значимые различия в подгруппах испытуемых, полученные в результате использования критерия Манна-Уитни р<0,05;
** отмечены значимые различия при р<0,01.

Сравнительный анализ работающих рекламистов и студентов-первокурсников по степени выраженности изучаемых индивидуально-личностных особенностей позволяет сформулировать некоторые научно-практические рекомендации для формирования личности профессионала в рекламном деле в вузе, для развития профессионально важных качеств. В первую очередь они могут быть адресованы факультету рекламы Московского гуманитарного университета, но статистическая достоверность результатов позволяет их использовать и в других вузах, обучающих будущих специалистов в рекламном деле.

В работе с будущими дизайнерами следует обратить внимание на развитие креативности, в первую очередь, невербальной. В этих целях рекомендуется проведение тренингов, направленных на развитие творческого потенциала, практических занятий с оперированием невербальными образами. Кроме этого, студентам, планирующим специализироваться в области «дизайн в рекламе», важно создавать учебные ситуации, требующие прогнозирования и программирования деятельности путем создания промежуточного и конечного ее продукта, что будет способствовать развитию навыков саморегуляции и воображения. При этом у будущих дизайнеров необходимо воспитывать способность критично относиться к продуктам своей деятельности, учитывая возможность излишней увлеченности творческим процессом, что может негативно сказываться на конечных целях деятельности рекламиста.

При обучении будущих копирайтеров важно включить в учебную программу тренинговые занятия по развитию вербальной креативности, а также навыков самоконтроля, самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы, что важно при индивидуальной форме работы. Возможно, было бы полезно проводить с ними «игровые» уроки русского языка с рифмованием различных слов, сочинением необычных, оригинальных рассказов, сценариев, придумыванием слоганов к различным жизненным ситуациям, фотографиям, рисункам. Такие занятия способствуют развитию лингвистической интуиции, невербальных творческих способностей.

В работе со студентами, избравшими своей будущей профессиональной деятельностью «маркетинг в рекламе», чрезвычайно важно проводить тренинги, направленные на развитие коммуникативно-организаторских способностей, уверенности в себе, тренинги делового общения, переговоров, возможно, продаж, а также ролевые и деловые игры с разбором реальных профессиональных ситуаций. Кроме этого, у будущих маркетологов целесообразно воспитывать способность адекватно оценивать свое поведение и результаты своих действий, умение критично относиться к себе. Полезно проведение занятий, включающих в себя задания, требующие аналитических и математических способностей.

У студентов-менеджеров необходимо развивать организаторские, лидерские способности на тренингах лидерства, уверенного поведения, делового общения, переговоров. Учитывая нагрузку управляющего звена, целесообразно проведение практических занятий по овладению навыками самоуправления, саморегуляции эмоциональной сферы и самовосстановления. Так же, как и будущим маркетологам, им очень важно принимать участие в активных деловых играх, обсуждениях реальных профессиональных ситуаций. Такие практические занятия способствуют развитию творческой активности студентов, стимулируют проявление инициативы, закрепляют навыки коллективного принятия решения, учат аргументированно отстаивать собственную точку зрения.

Юлия Бурмакова

Читайте также

Как ты захочешь. Основы креативной работы в рекламе

Подготовленные кадры решают все

Das ist fantastisch!!!

О вреде поголовной грамотности

Хороший рекламист - образованный рекламист

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]

На правах рекламы: