Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Сфера наружной рекламы в Латвии переживает нелегкие времена. Реклама - отрасль, входящая в группу риска, и данный сегмент - не исключение. Первое, что сокращают бизнесмены в период экономического кризиса, царящего в Прибалтике, издержки на популяризацию и продвижение той или иной продукции. Говорят, следующий - 2009 - год будет еще тяжелее.

Член еврокризиса

В прошлом году по данным Латвийской ассоциации рекламы (ЛАР) рост рекламного рынка составил 24%, годом ранее, в 2006-м — 24,8%. В денежном выражении цифры по годам таковы: в 2007-м объем рынка рекламы достиг 169,39 млн. долларов (93,54 млн. латов), в 2006-м — 141 млн. долларов (78 млн. латов).

Самая свежая информация по текущему году содержит обобщенные сведения за первые шесть месяцев 2008-го. Как сообщила член правления ЛАР Ингрида Кригере-Ласе, несмотря на сложную экономическую ситуацию в государстве (в третьем квартале ВВП республики снизился на 4,2%), рекламная сфера продолжала развиваться. Объем рынка увеличился на 16%, по сравнению с тем же периодом 2007 года, и достиг 89,52 млн. долларов (49,24 млн. латов).

Самый быстрый рост наблюдался в Интернете (56%). За виртуальным носителем следовало кино — 34%, затем телевидение, журналы и радио (здесь темп был одинаковый — по 22%). Что касается наружной рекламы, то здесь рынок прибавил 20%.

Объем рынка наружной рекламы Латвии в 2007 году составил 14,67 млн. долларов (8,07 млн. латов). В последнем квартале 2008 года его объем уменьшится в связи с экономическим кризисом. К сожалению, на Латвии как на члене Евросоюза, сказываются не только положительные, но и отрицательные тенденции экономики ЕС.

Закон-Литва

Латвия для бизнеса — это, прежде всего Рига. Из 2,3 миллионов населения страны около 800 тысяч проживают в Риге. Основные деньги крутятся здесь. Для рекламодателей, соответственно, интересна в первую очередь столица. Здесь же сосредоточен основной объем наружной рекламы Латвии.

Для рекламистов, приезжающих в Латвию из России, первое впечатление от «наружки» в Риге: ей есть куда расти. Большое количество мест буквально просит: «поставьте сюда биллборд, перетяжку или что-нибудь еще!!!» Но, к сожалению, для рекламистов (и, безусловно, к счастью для города), существуют жесткие ограничения на размещение носителей наружной рекламы.

Как и везде, существует законодательная база, регулирующая рынок наружной рекламы. Это «Закон о рекламе», «Закон о языке» (на вывеске (рекламе) иностранный язык не может преобладать над латышским, исключения составляют зарегистрированные на иностранных языках логотипы и слоганы). Среди других нормативных документов, регулирующих различные направления наружки, можно назвать следующие: правила Рижской думы №91 («О порядке размещения рекламы, вывесок и других информативных материалов в городе Рига») и №51 («О налоге самоуправлений за размещение в Риге рекламы, афиш, объявлений и другой визуальной информации»); правила Кабинета министров №402 («Требования, предъявляемые к рекламным и информационным объектам, размещенным около дорог, а также порядок согласования размещения рекламных и информационных объектов»).

Наиболее консервативными являются правила Департамента дорожного движения (местного ГИБДД). Если следовать им досконально, то 70% существующих в Риге рекламоносителей, в том числе и уличную мебель, надо сносить. Пока ничего не сносят, но и развиваться дальше не дают, и, что самое интересное, это касается всех!

Вот — один из наглядных примеров. Чтобы уменьшить случаи отвлечения водительского внимания от дороги, планируется изменить условия установки рекламных и информационных объектов вдоль автотрасс. Проект правил, строго регулирующих расстояние от края дороги до рекламных и информационных объектов, а также расстояние между рекламными объектами, был провозглашен совсем недавно, на собрании Госсекретарей. По задумке инициаторов поправок к законодательству, рекламные объекты можно будет устанавливать не ближе 50 м до края автодороги, если объект располагается не параллельно оси дороги, и не ближе 30 м, если устанавливается параллельно.

В свою очередь, в местах, где установленная скорость движения равна или меньше 70 км/ч, рекламные объекты можно размещать перпендикулярно дорогe, не ближе 30 м от края. На прилегающих к автодорогам стоянках, местах отдыха или автозаправочных станциях разрешается устанавливать не более двух рекламных объектов. Они должны располагаться не ближе 10 м до края дороги. Кроме того, согласно поправкам, расстояние между рекламными объектами на одной стороне дороги должно быть не меньше 500 м, если реклама расположена на расстоянии 30 м от края дороги, и на расстоянии 250 м, если рекламный объект находится в 50 м от края дороги. Также рекламные объекты нельзя устанавливать вблизи дорожных знаков (50 м).

Все эти поправки грозят вступить в силу с 31 декабря 2011 года. Такая вот «картина маслом».

Теперь коротко о том, что происходит у ближайших соседей — в Эстонии и Литве. В Прибалтике есть хорошая шутка «Литовец — это профессия». Она отражает предприимчивость литовцев и их умение держаться своей выгоды. Население Литвы около 3 млн. 400 тыс. человек. По сравнению с Латвией (2 млн. 300 тыс.) и Эстонией (1 млн. 300 тыс.) рынок товаров массового спроса Литвы выглядит более привлекательным. Кроме того, Литовское правительство, в отличие от латвийского, во многом сохранило промышленный потенциал республики. Есть население, есть промышленность, есть работа — значит, есть реклама. Срок окупаемости современных рекламоносителей (например, экранов) в Литве меньше, чем в Латвии. Рекламная насыщенность вдоль автодорог в Литве значительно выше, чем в Латвии. Возможно, это связано с тем, что Литве от Советского Союза остались хорошие автомагистрали, которые поддерживаются в хорошем состоянии. Ограничения по расстоянию рекламоносителей от проезжей части за пределами населенных пунктов в обеих республиках близки по значению. Рекламные стенды за пределами населенных пунктов вдоль автомагистралей в Литве часто превышают размер 100 кв. м. В Латвии аналогичные стенды пока не превышают 40 кв. м. Жители наиболее населенных городов Вильнюса и Каунаса любят на выходные съездить к морю (от Вильнюса до Паланги 338 км). Именно их и стараются привлечь рекламодатели на всей протяженности автомагистрали. Жители Риги более «расслаблены» в этом отношении — до Юрмалы 20 минут на машине или электричке. Возможно, поэтому у реламодателей в Латвии в топе именно Юрмальская трасса. А то, что за ее пределами, пользуется меньшей популярностью.

Поле брани

Основные типы носителей традиционные: биллборды, стены, уличная мебель, панели-кронштейны, перетяжки, реклама на транспорте. Интересно, что в Старой Риге из большеформатных реклам на стенах разрешены только нарисованные вручную. В историческом центре Риги мало широких улиц и проспектов. Город не был разрушен войной и сохранил большое количество красивых каменных зданий еще дореволюционной постройки. В этой части города акцент в рекламе перенесен на уличную мебель и брандмауэры. Перетяжки над проезжей частью запрещены. Город имеет радиальную структуру. Через центр протекает Даугава (Северная Двина), и центр с Задвиньем связывают четыре автомобильных и один железнодорожный мост.

Наиболее крупными игроками в форматах уличной мебели являются JS Decaux, Clear Channel и Euro AWK. Компания Clear Channel на латвийском рынке сосредоточилась в основном на пилларсах и в этом сезоне существенно прибавила за счет кабинок на пляжах. JS Decaux играет практически во всех возможных форматах (сити-формат, остановочные павильоны, пилларсы разных типов) и метит в тяжеловесы латвийского рынка. Euro AWK имеет развитую региональную сеть оборудованных остановок общественного транспорта. Кроме того, она располагает в Риге хорошей сетью отдельно стоящих щитов формата 5,04 х 2,3 м.

Из местных фирм также следует выделить Remora, Dzelzcela reklama и Rigas dizain. Компании оперируют отдельно стоящими щитами, брандмауэрами, рекламными носителями на мостах и перетяжками. Реклама на общественном городском транспорте на 80% принадлежит Pilsetas Linija. В формате светодиодных экранов наиболее крупным оператором является Street Media. Стоит отметить, что светодиодных широкоформатных экранов установлено в Риге всего пять, а в остальных крупных городах Латвии их в лучшем случае по одному. Широкое применение современных технологий ограничено сроками окупаемости. Частично это объясняется малым спросом на данный вид рекламы, хотя в соседней Литве, как мы уже убедились, наблюдается совершенно противоположная картина.

Десять лет или три года?

В заключение пару слов о будущем рынка рекламы республики. Из-за сложной экономической ситуации в Латвии в следующем году объемы данной сферы скорее всего не вырастут и сохранятся на уровне нынешнего года. По крайней мере такие прогнозы дает агентство Creative Media Services в лице его директора Карлиса Гудониса. «В этом году прогнозируем 15%-й прирост, а в следующем он останется на таком же уровне и, скорее всего, не увеличится. Предприятия в Латвии начали считать деньги и гораздо серьезнее оценивать вклад каждого лата в рекламу и маркетинг», — говорит он.

Специалист уверен, что в будущем году труднее всего с привлечением рекламодателей будет газетам и журналам, так как объем аудитории сравнительно невелик, а рекламные площади в печатных изданиях весьма дороги. Объем рекламы на радио и телевидении, по прогнозам К.Гудониса, останется на уровне этого года. То же самое можно сказать о «внешнем» секторе. В свою очередь, возрасти может объем рекламы в интернете, в том числе и у интернет-версий печатных изданий. «Думаю, что компании будут серьезнее оценивать, как велика аудитория, которую охватывает тот или иной носитель рекламы, и сколько она стоит на одного человека. Следующий год приведет рынок в порядок. Для тех, кто планирует работать долгосрочно, это будет выгодное время», — уверен он.

Несмотря на то, что многие специалисты рекламной отрасли прогнозируют, что рынок оживет лишь в 2010 году, К.Гудонис полагает: для того, чтобы вновь работать «со знаком плюс», прибалтийской рекламе понадобится, по крайней мере, два-три года.

Эдуард Домбровский

Читайте также

Креатив - в тираж! 1

Рекламная плазма

Я достаю из широких штанин… Контекстная реклама - креативный тренд

Прошлое, настоящее и будущее рынка рекламных сувениров

Что естественно, то не без рекламы

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]