Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Белые пятна на черном бренде

Сегодня значение слова «бренд» вышло далеко за границы товаров и услуг. Не только корпорации, но и города, и целые государства озабочены идентификацией в чужих глазах. Которая, если присмотреться внимательнее, есть не что иное, как зеркало собственной идентичности. Сложно? - Нет, если перед нами - бренд-континент, бренд-по-жизни - Африка. Знакомьтесь: Дмитрий Бондаренко, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института Африки РАН.

- Для нас, да и для всего мирового сообщества, Африка - особый континент. Будто Луна, она имеет только две стороны - либо экзотический рай, либо черная дыра. Третьего как-то не дано. Слишком мифологично. Слишком лично. Скажи мне, как ты относишься к Африке, и я скажу, что у тебя на душе. Видимо, Африка - не люди, не экономика, не кофе-бананы. Это изначально - бренд, в котором кроется идентичность любой неафриканской нации. Африка - провокация, проверка на вшивость. Так?

- Отчасти так. Последняя «проверка» прошла совсем недавно, когда вышла новость о заявлении нашего президента на саммите Большой Восьмерки в Японии о том, что Россия спишет Африке долги и увеличит помощь в сферах миротворчества, здравоохранения и образования. Зачитать вам типичные комментарии?

- Зачитайте.

- «Медведев думает обо всех, кроме русского народа, лучше б увеличил пенсии и зарплаты бюджетников, а в провинции что творится, разруха кругом». «Достали этой Африкой. Вообще совсем одурели. Хоть завтра вся Африка сдохнет. Россия вымирает. Люди живут впроголодь, дети беспризорные по всей стране бегают, а этим в Кремле все неймется». «У нас, наверное, свои внутренние проблемы решены, раз мы будем разбазаривать средства на обезьянок». «Поможем Африке! А что, поможем, предлагаю только другой вариант: давайте неграми заселять Сибирь, особенно Якутию и все земли за Полярным кругом. Пусть привыкают». «16 миллионов долларов простили! Че, нельзя было взять товарами по зачетным ценам (в N раз), или скупить рудники, территории, сделать колонии, пусть нигеры работают. Че с ними заигрывать. Полный писец...». «Блин! А могли бы и фруктами вернуть, там они наверняка гниют! А скорее всего, африканцев не заставишь их собирать!» «Говорят, что в Африке не доедают? Так нельзя ли то, что они не доедают, присылать в РФ? Тем, кто живет за чертой бедности». «Русские люди мрут, в народах продолжает разжигаться ненависть друг к другу, а они еще масла в огонь подливают - национальные богатства транжирят, а излишки - неграм в Африку. Ничего не имею против африканских негров, но когда мы от них видели добро?» «Козлы поганые кремлевские, офигели совсем, готовы помогать и списывать долги всем, только не своему люду, проводят геноцид собственного населения! Почему и за что власть ненавидит свой народ? Потому что этот НАРОД этой власти все позволяет, до одного момента, терпение закончится!!!»

- И ваши выводы?

- К Африке у нас существовало и существует два диаметрально противоположных отношения. При советской власти - официально, а в большинстве случаев и реально, однозначно хорошее, товарищеское, идеологизированное, зато без хамства.

- Но и без особой информированности - всех же стригли под одну коммунистическую гребенку...

- Да. Но как только СССР распался, мы перестали причесываться совсем и - со своими посольствами, культурными центрами и образовательными инициативами - просто бросились из Африки вон. Из братской страны потенциального счастья Африка стала враждебной «черной дырой». «Тумбой-юмбой» Петросяна и «Убитым негром» из песни «Запрещенных барабанщиков». И началось самое разнузданное хамство. Мне кажется, уважающие себя люди не стали бы писать то, что я вам тут показал, а уважающий себя портал не стал бы это размещать. Но мы имеем сегодня то, что имеем.

- Африка унесла с собой нашу идентичность?

- Совершенно верно, и если раньше на бренд Африки работала мощная пропагандистская машина, то во времена Горбачева и Ельцина, когда государственная ориентация круто повернула на Запад, СМИ сделали все, чтобы в Африку больше никто носа не совал.

- Я нашла в октябрьском номере «Нового Очевидца» за 2004 год статью журналиста-международника Василия Кононенко «Африка». Там он открытым текстом говорит, что Черный континент - страна, где всегда тепло, и потому при огромном количестве природных богатств - абсолютный ноль развития. Коррупция, межплеменные распри, каннибализм, насилие и эксплуатация детей, голод и СПИД - не аномалии, а нормы тамошнего социума. Африканцы так живут, и потому делать нам там особенно нечего. А кто сунет туда нос, рискует пропасть, как наши летчики.

- Да, это один из примеров, поддерживающий, как это ни парадоксально, наш отечественный стереотип о самих себе. Если мы говорим о немцах, не видя их, что они пунктуальны, это значит только одно: сами мы совершенно не таковы. Что же до дикости и лени африканцев, то, во-первых, расскажу такую историю: я как-то ехал по голландской провинции, увидел одинокое стадо коров и спросил водителя, где же пастух. Оказалось, он сидит в доме у компьютера и управляет микрочипами в ошейниках животных. Теперь представьте рядом с таким стадом какого-нибудь пьяного матерящегося дядю Васю с огромным кнутом. Так что в глазах европейцев мы сами выглядим дикарями; давайте не будем об этом забывать и предаваться мыслям о собственной сверхцивилизованности, а во-вторых, то, что африканцы ленивы - совершенная неправда, давний, но ложный стереотип. Пусть любой, кто это утверждает, хотя бы один день поработает в поле так, как это делают африканцы и африканки всю жизнь! Под палящим солнцем, с ребенком за спиной и мотыгой в руках! Африканцы - удивительно выносливые и терпеливые люди. И более того, у них есть уникальное качество, может быть, не присущее никому больше на Земле в такой степени: они умеют быть счастливыми только оттого, что живут. Можно не иметь компьютера и магнитофона, ходить босиком и быть счастливым. Я нигде в мире не видел столько улыбающихся людей. И это несмотря на колоссальные проблемы...

- А в Европе, если уж речь зашла о Голландии, как относятся к африканцам?

- В целом лучше и терпимее. Во-первых, африканцев там гораздо больше. А во-вторых, как я уже говорил, хамство запрещено внутренним нравственным законом, а еще в большей степени - общественными нормами, общественным мнением. Ты можешь думать что угодно, но ты знаешь и сознаешь, какие мысли и в какой форме стоит или не стоит озвучивать, воплощать. Вот, кстати, ознакомься, памятка, которую африканцы, уже давно живущие в Москве, распространяют среди вновь прибывших соотечественников (одна из моих студенток перевела ее на русский язык с английского).

- Советы по безопасности в Москве для представителей расовых меньшинств

- Расовые меньшинства в Москве сталкиваются с разного рода трудностями: частыми проверками документов милицией; оскорблениями окружающих; «недоброжелательными взглядами; и, что наиболее опасно, нападениями скинхедов и других расистов. Группа африканских студентов подготовила эти советы по безопасности для жителей и гостей Москвы.

Руководство, как безопасно перемещаться по городу:

  1. Избегайте передвижения по городу в одиночку. Путешествуйте с друзьями.
  2. Помните о цели своей поездки и следуйте прямо к ней, не отклоняясь в маршруте и не тратя попусту время.
  3. В автобусах, трамваях и поездах садитесь рядом с водителем или с пожилыми людьми.
  4. В метро садитесь в центральные вагоны.
  5. Будьте бдительны - не спускайте глаз с окружающих людей. Остерегайтесь больших компаний юношей-подростков, особенно молодых людей с бритой головой, в армейских ботинках и в черной или камуфляжной одежде. Если увидите такую группу - быстро уходите прочь.
  6. Не надевайте броскую одежду или ювелирные украшения. Не доставайте в людных местах свой мобильный телефон или наличные деньги.
  7. Старайтесь избегать подземных переходов в ночное время.

Места и время, наиболее опасные для поездок в Москве:

  1. Очень важно избегать поездок за четыре часа до и после футбольных и хоккейных матчей. Не ездите по красной и зеленой линиям метро в это время.
  2. Лучше всего совершать поездки между 8.00 и 17.00.
  3. Ведите себя внимательно и осторожно во всех местах, где собирается молодежь: стадионы, парки, кинотеатры, ночные клубы, станции метро.
  4. Некоторые районы Москвы имеют репутацию особо опасных. К ним относятся следующие станции метро: «Спортивная», «Ясенево», «Измайловская», «Кузьминки», «Перово» и «Киевская».
  5. В праздничные дни стоит вести себя осторожнее. Будьте особенно осторожны на 20 апреля, когда «бритоголовые» празднуют день рождения Адольфа Гитлера.

Как реагировать на вербальные оскорбления:

  1. Не дайте втянуть себя в спор c расистски настроенными лицами или группами.
  2. Притворитесь, что вы не понимаете русский.
  3. Поспешите уйти от агрессивно настроенного человека или группы людей. Если необходимо, бегите.

Что делать, если Вы подверглись нападению:

  1. Если вы тяжело ранены, попросите прохожих вызвать «скорую» (skoraya pomoshch), набрав телефонный номер «03». В больнице не забудьте попросить выписать документ (spravka), описывающий телесные повреждения, с которыми вы поступили, и лечение, которое было оказано. Это важные улики. Попросите врача сообщить о случившемся в полицию. Затем сходите с другом в участок милиции, чтобы сделать официальное заявление.
  2. Если вам не требуется срочная госпитализация, первым делом дайте показания милиции. По прибытии милиции вы имеете право сопровождать милиционера для предъявления иска правонарушителю.
  3. Попросите окружающих выступить в качестве свидетелей. Попросите их дождаться милицию и рассказать, что они видели.
  4. Давая показания, обязательно получите справку, что вы обращались в милицию. Укажите имя (имена) и номер значка (badge) должностного лица (лиц), которому(ым) вы давали показания (милиция по закону обязана предоставить вам номера своих значков). Также запишите название, адрес и номер телефона отдела милиции.
  5. Сообщите о нападении:
    • Вашим знакомым.
    • Сообщите о нападении в Moscow Protestant Chaplaincy по тел. 143-35-62 или mpc@rol.ru.
    • Если у вашей страны есть посольство в Москве, сообщите о нападении.
    • Если вы студент, сообщите в отдел по работе с иностранными учащимися.
    • Если вы беженец и зарегистрированы в УВКБ ООН - позвоните по телефону 465-64-19.

- Западная пресса помогает угробить наш имидж в глазах африканцев?

- Конечно, западные СМИ создают негативный образ России, и африканцы, которые черпают информацию о мире или прямо из них, или в пересказе своих национальных СМИ, получают представление о России, в частности, как о стране, в которой допускаются вопиющие проявления всех мыслимых форм ксенофобии, экстремизма и нарушений прав человека. Нашего же присутствия ни в печатных СМИ, ни на радио, ни на ТВ в Африке, увы, практически не наблюдается. Зато Африка хорошо осведомлена о проявлениях нашей дикости. Но дело даже не в западных СМИ, а в том, что им есть о чем писать, пусть и делается информация обычно в утрированном виде. Речь - об уровне нашей культуры; не о так называемой «высокой культуре» - Толстом и Чайковском, а о том, что страной дикого средневековья во всем мире сейчас кажется страна, в которой могут всерьез задаваться вопросом: «А можно ли ставить на одну доску с собой человека с другим цветом кожи?» Свою роль сыграла и, на мой взгляд, очевидная деградация уровня школьной подготовки в последние 20 лет. Сейчас можно встретить молодых людей, не могущих найти Африку на карте мира! Чего уж спрашивать о каких-то значимых регионах или событиях истории! Сейчас так учат в школе... Среди студентов, по идее, лучших недавних выпускников школ, нам встречалось немало тех, кто, например, не мог назвать даже несколько африканских стран.

- Зато есть расизм?

- По моему мнению, процент откровенных, убежденных расистов в России - не больше, чем в других странах. Другое дело, что условия для проявления расизма у нас куда благоприятнее. Во-первых, до сих пор недостаточно эффективна и активна государственно-правовая система борьбы с расизмом. Во-вторых, и это еще важнее, у нас не вполне сформировалось гражданское общество с его абсолютным уважением к личности любого человека уже в силу того, что он - человек. В этом смысле мы недостаточно уважаем и самих себя, и других людей. В Германии или США люди сами, без приказов и призывов «сверху» устраивают пикеты, стирают свастику, выражают публичный протест. У нас люди проходят мимо, даже если лично они против расизма. У нас нет той степени общественной сознательности, ответственности и силы самоорганизации, которые отличают зрелые гражданские общества.

- Хорошо, хватит о грустном, расскажите теперь о другом стереотипе. Экзотический рай для нас - это ведь и хип-хоп, и рэп, и голливудские фильмы, и ночная клубная жизнь Москвы, где африканцев встречается больше, чем днем...

- Ну да, жирафы, слоны, бегемоты - все, как у Чуковского. В этой же обойме - новоорлеанский джаз и вообще любой встречный чернокожий, ничего общего с настоящей Африкой не имеющий.

- Значит, пора вам о ней рассказать. Но для начала вопрос: а какая нам сейчас польза в таком вот расширении кругозора? Простите за меркантильность.

- Объясняю: время «убитых негров» в России должно пройти. В самой Африке происходят большие перемены. Сейчас, по сравнению с гранью тысячелетий, а тем более 80-ми и 90-ми годами, стало гораздо меньше военных конфликтов и одиозных политических режимов, в ряде стран наблюдается определенный экономический прогресс. Хотя стоящие перед Африкой проблемы самого разного рода по-прежнему колоссальны и не решаемы без внешней помощи, опыт африканиста дает мне основания говорить о ее будущем с позиций пусть и осторожного, но оптимизма. К тому же сохраняются высокие темпы миграции из стран Африки. И сегодня африканская диаспора растет у нас: сегодня большинство африканцев в России - не студенты, как ранее, а именно эмигранты. Но ни общество, ни государство к этому не готовы. А между тем по нашим прогнозам приток африканцев в Россию будет возрастать.

- Расскажите поконкретнее о прогрессе. Что может дать сегодня миру Африка, кроме лучезарной улыбки?

- Безусловно, делать ракеты Африка в обозримом будущем не будет (хотя, в частности, Нигерия и желает вести переговоры с уже имеющими космические программы странами о запуске в космос своего гражданина). Но в африканских сказках и мифах не меньше мудрости и культурной значимости, чем в научных гипотезах. Африка хранит и развивает удивительные культурные традиции. Изделия из железа, ткани, картины, деревянная скульптура... Африка битком набита полезными ископаемыми, за доступ к которым борьба между разными неевропейскими державами в разных формах идет с XV века по сей день. Продукты тропического земледелия (фрукты, чай, кофе и т.д.) также повсеместно пользуются устойчивым спросом. Африка - это и громадный потребительский рынок. Не стоит забывать о туризме: целый ряд африканских стран (в первую очередь - на востоке и юге континента) обладает прекрасным потенциалом для его развития, прежде всего - экотуризма: тут восхитительная природа! Многие из них (в частности, Кения, Танзания, ЮАР, но не только они) уже сегодня пытаются - и небезуспешно - этот потенциал реализовать.

- Экзотический рай?

- Нет, реальная, живая культура. Есть, впрочем, и многочисленные «реверансы цивилизации» - завод «Рено» в Нигерии, кенийская фармацевтика, южноафриканская и кенийская международные авиакомпании - лучшие на континенте, мирового уровня... И конечно, африканские страны - не на одно лицо. Впрочем, если честно, то для африканцев, не бывавших в Европе, на одно лицо - европейские культуры. При этом именно европейцы, в свое время прочертив границы колоний совершенно произвольно с точки зрения предшествующей африканской истории, заложили основы современных государств и наций континента. И особенности их политики в разных колониях отчасти обусловили культурные различия между современными африканскими нациями. Взять соседние Кению и Танзанию, население которых говорит на одном языке - суахили. Кенийцы - люди жесткие, деловые, активные, хорошие бизнесмены, спортсмены. Кения была «коронной колонией» Великобритании, и англичане хорошо «вложились» в эту страну. Вы едете на экскурсию на Килиманджаро, и везет вас туда кенийское агентство, хотя гора-то располагается в Танзании. Здесь народ душевнее, проще и в своем большинстве далек от настоящего бизнеса. Вообще, если бы Африка не была интересна, туда не повалил бы международный бизнес. Особенно усердствуют сегодня китайцы. Они не рассказывают, как им жалко Африку, они рассказывают африканцам, какая великая и могучая цивилизация - Китай, а сами ведут активнейшую политику экономического внедрения, подкрепленную информационно-идеологически (в частности, китайцы акцентируют внимание африканцев на том, что, в отличие от европейцев, никогда не выступали в Африке в качестве колонизаторов).

- И тут - «китайская модель»?

- Есть два вида китайского проникновения на рынок. Один - суперзакрытый, за которым стоит китайское государство, для больших предприятий. Туда просто вывозится китайский штат специалистов. Часто работники говорят только на китайском, а с африканцами имеет дело начальство. Другой вид - супердемократичный, для маленьких фирмочек. Там китаец с африканцем - «братья навек». «Белый», даже араб, никогда не будет стоять с «черным» на одной улице и торговать цветами. А китаец будет. А потом, когда он разбогатеет, он заведет лавочку, и к кому, как вы думаете, будет ходить за товарами черная публика? Конечно, к китайцу!

Впрочем, европейцы, японцы, американцы тоже не отстают. Они понимают, что в Африке не работает напрямую схема «товар - деньги - товар». Африканцы убеждены, что им должны помогать. Поэтому многие государства и крупные частные компании с удовольствием дарят Африке больницы, школы и другие полезные заведения. Об этой новости день и ночь талдычат СМИ, и африканцы начинают любить голландцев, японцев, англичан... А потом, при случае, «вспоминают» о подарке и предоставляют преимущества в заведении концессий, другие разные экономические преференции... Дружат, словом.

Сегодня на Западе помощью Африке занимаются отдельные бренды. Рекламодатели и агентства, говорящие потребителю, что доход от памперсов или блюд пойдет на помощь африканцам, получают призы на Каннских фестивалях. Свежий пример - суперуспешная акция бренда Pampers компании Procter & Gamble, организованная совместно с UNICEF: с каждой проданной пачки Pampers $1 шел в фонд вакцинации от столбняка детей и их матерей в странах третьего мира. И еще пример: сбор средств на питьевую воду в Африке, организованный для UNICEF агентством Droga5: $1 с каждого счета идет теперь на программу обеспечения жителей неблагополучных стран нормальной питьевой водой. Заметьте, все это - по собственной инициативе.

Да, это прекрасно, хотя за такими инициативами могут стоять самые разные мотивы: от настоящего гуманизма до государственной политики сдерживания иммиграционной волны. Помимо «отдельных брендов», т.е. крупных национальных и транснациональных корпораций, помощь Африке оказывают и государства, и различные международные организации.

- А мы?

- У нас есть два недостатка. Первый: из-за своего невежества мы до сих пор думаем, что в Африке живут «дикари», у которых, как во времена Васко да Гамы и Бартоломеу Диаса, можно выменивать золото на зеркальца и стеклянные бусы. Гонимся за легким хлебом. А между тем африканская элита легко говорит на европейских языках, активно учится, смотрит, в отличие от нас, BBC и СNN, вовсю пользуется Интернетом... И ждет, когда же Россия, наконец, превратится из «страны идеологии» в «страну людей».

Сошлюсь на свою статью, одна из версий которой опубликована в сети. Мы провели собственные исследования отношения к России африканцев и пришли к двойственному выводу. С одной стороны, сегодня нашу страну в Африке, скорее, не знают, чем не любят. С другой стороны, мы легкомысленно «проедаем» тот в целом положительный имидж, который был создан благодаря как практическим усилиям нашей страны, так и советской пропагандистской машине. Еще лет 15, и из активной общественной жизни уйдет большинство тех африканцев, кто учился в наших вузах, помнит поддержку, оказывавшуюся Африке нашей страной в борьбе с колониализмом и неоколониализмом, кто сохранил к России доброе отношение. Добавлю, что та сумма, которую мы хотим выделить сегодня на помощь Африке, - капля в море мировых субсидий. Но для создания благоприятного имиджа России эта капля может быть бесценной.

Другой наш недостаток - в буквализме, мол, за все надо платить. Мы не умеем и не считаем нужным уметь понимать другого, разучились дружить, «контачить», дарить подарки, оказывать уважение...

- Давать взятки...

- И это тоже. Наши чиновники отличаются от африканских лишь отсутствием родовых связей. «Семья Ельцина» - это все-таки метафора, внутри которой - экономические и статусные связи. А вот у чиновника-африканца вся семья - при деле. Традиционные нормы африканского общества требуют относиться к родственным узам и обязательствам родственной взаимопомощи как к священным. Кстати, будучи иммигрантами, даже на самых «черных» заработках, они постоянно помогают семье.

- А как стоит относиться к их вечному требованию помощи?

- Не стоит его переоценивать. Сегодня, особенно в среде элиты, все более доминирует идея self-reliance, отношений, основанных на взаимовыгоде и сотрудничестве. Хотя, безусловно, сегодня помощь Африке по-прежнему необходима, и это в интересах не только ее самой, но и тех, кто помогает или мог бы помогать, в интересах всего мирового сообщества.

- Наверное, за 18 лет наблюдения за Африкой у вас сложилось что-то вроде идеальной модели русского бизнеса на черном континенте?

- Наверное, он ближе к европейскому, чем к китайскому, достаточно того, что мы не располагаем такой бездной ресурсов. Африка завалена китайской одеждой, пластиковыми баками для воды и прочим ширпотребом. Забавно, но он объединяет мир - одни и те же чашки можно встретить и в Дар-эс-Саламе, и на Тверской. И еще: у китайцев есть одно очень спорное свойство: они, в отличие от «западников», плевать хотели на правящий режим, их интересуют только ресурсы, деньги. А «западники» в обмен на помощь требуют демократических политических и экономических преобразований.

С другой стороны, важно уметь общаться с местной административной и деловой элитой. Причем, что интересно, элита эта амбивалентна. Ее представители учились на Западе и прекрасно знают европейские нормы общения и ведения бизнеса. Но стоит им очутиться на родине... и они начинают ревностно уважать домашние традиции. Это, если хочешь, символическая игра. Африку шапками не закидаешь!

Сегодняшняя Африка - это рынок дешевой рабочей силы и потребительский рынок (не всегда бедняцкий), и сельскохозяйственный, и сырьевой. И все это мы, если не будем действовать по уму, прошляпим.

- Что из опыта СССР может пригодиться нам, кроме пиар-машины?

- Образовательные программы. Не случайно практически все западные и восточноазиатские государства выделяют большое количество стипендий на обучение африканцев в их вузах. И еще. В Африке полным-полно западных и восточных культурных центров, откуда население может получать информацию, в частности, о том, куда поехать учиться. Наших центров осталось от силы 4. И знаешь почему? Они располагаются в зданиях, которые являются нашей собственностью, за них не надо платить аренду. В начале 90-х в странах Африки также закрылось немало наших посольств, а о состоянии университетских кафедр русского языка и говорить стыдно. Мне показывали целые библиотеки, присланные африканским студентам из Германии, Франции... Кафедры других иностранных языков смеются: как можно учить студентов по пособиям 70-х - начала 80-х годов? И зачем в Африке русский язык? Где найти работу владеющему им человеку? Российских фирм в странах Африки действует очень мало. Да и вообще, видимые следы нашего присутствия на континенте (офисы компаний, товары и т.д.) - почти такая же редкость, как следы «снежного человека» в Гималаях.

- Российских товаров и на Западе не найдешь. Ну а все-таки, если наше государство «не потянет» Африку?

- Есть надежда на крупный бизнес, который должен действовать в Африке в теснейшем контакте с российскими государством и СМИ. Однако можно ввязаться и «потянуть», но сделать это так, что и Африка еще больше обидится, а соотечественники еще больше озвереют. Я уже говорил, надо начать с себя. Не в смысле кормежки, как завывает блог на mail.ru (хотя отчасти чувства, но никак не словесную форму их выражения, этих людей можно понять), а в смысле утверждения человеческого достоинства и гражданского самосознания.

- А как с самосознанием у самих африканцев?

- Иногда кажется, что они очень похожи на нас. У нас издавна «жизнь - копейка, судьба - индейка» (помнишь, еще Лермонтов вложил эту поговорку в уста одного из персонажей «Героя нашего времени»? И у них зачастую так же: человеческой жизни и чести цена - копейка. Но африканская культура удивительно витальна. В традиционных африканских верованиях, и сегодня «проглядывающих» сквозь официально принятые большинством населения ислам и христианство, безликая жизненная сила, разлитая в мире, движет им. В этих верованиях нет представления о рае и аде, есть вера в реинкарнацию. Только, в отличие от индуистов, возрождается умерший африканец в теле потомка. И чем более достойно жил человек, тем скорее он вернется в этот мир. Жизнь сама по себе - главное счастье, главная награда. Хорошо бы нам всем проникнуться пониманием этого.

Дмитрий Бондаренко

Читайте также

Бренд - на карту! 1

Креативная турбина

Место под солнцем

Общество и реклама в России. Попытка анализа

Что век грядущий нам готовит? Россия на стыке рекламных эпох

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]