Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Home Studio как способ существования дизайнера

То, что на западе применительно к рабочему месту дизайнеров, называется уютным термином «Home Studio», в России приживается крайне тяжело. Этому есть масса объяснений и вполне объективных причин. Помните, как в не столь отдаленные советские времена люди реагировали на слово «надомник»? Ассоциации возникали самые разные и, как правило, негативные: индивидуалист, халтурщик или того хуже. Опять же отношения с государством были не совсем дружественные.

Что же изменилось по прошествии нескольких лет? Что нужно для того, чтобы с полным правом называть себя свободным дизайнером (free lancer) и гордо говорить, что вы работаете в собственной home studio?

В первую очередь надо решить для себя самый главный вопрос: зачем? А для этого предстоит взвесить все «за» и «против», сравнить плюсы и минусы. Причем, стоит иметь ввиду, что плюсы для одних могут оказаться минусами для других.

Итак, начну с минусов, чтобы сразу отпугнуть колеблющихся:

  • бизнес (поиск клиентов, обслуживание техники, решение финансовых вопросов, активный маркетинг и агрессивный self-promotion) съест массу времени и сил, которые можно было бы использовать для «чистого творчества»;
  • отсутствие «свободного времени» в общепринятом понимании, так как home studio - это не работа, а образ жизни;
  • приличные финансовые затраты на технику и первоначальную «раскрутку». Причем, надо учитывать, что вопрос с техникой должен решаться так же, как у музыкантов: чем выше мастерство и уровень решаемых задач, тем «круче», а следовательно, и дороже инструмент;
  • личная ответственность за конечный результат (риск не только деньгами, но и репутацией);
  • необходимость постоянно держать себя в тонусе (больничный вам никто оплачивать не будет, и клиенту совсем неинтересно знать, чем именно вы умудрились заболеть);
  • высокая степень самоконтроля и самокритики. Очень легко облениться и остановиться на достигнутом, если тебя никто не контролирует и не подстегивает;
  • не с кем посоветоваться во время работы или поболтать на перекуре;
  • воспитание характера. Если вы нелюдимы или просто не умеете общаться (застенчивы, закомплексованы или наоборот, хамоваты), о широком круге клиентов можно забыть.

На самом деле, этих минусов гораздо больше, но и приведенных выше с лихвой хватит, чтобы не браться за создание собственного дела.

Теперь о плюсах:

  • возможность заниматься любимым делом круглосуточно, не тратя времени на такие глупости, как сон, обед и поездки на работу и с работы;
  • независимость в принятии решений (сам себе начальник). А если еще и заказчик толковый попался, то сколько нервов можно себе сберечь;
  • возможность выбора заказчика (ведь это только вам решать, работать с ним, или сразу отказаться от заказа - бывает и такое);
  • небольшие вложения на первом этапе работы (можно взять б/у технику и по мере необходимости и возможности заниматься модернизацией);
  • бесконечный процесс учебы и самосовершенствования, творческий рост. Возможность и необходимость посещать профильные выставки, участвовать в конкурсах и фестивалях (в другой ситуации редкий начальник позволит вам ходить на выставки и тусоваться на фестивалях - вы должны делать деньги для фирмы);
  • широкий круг общения, активная творческая жизнь, масса новых знакомств и потенциальных клиентов;
  • как хорошо, что есть выходные и праздники, когда клиенты отдыхают, и можно спокойно поработать в свое удовольствие, или получить небольшую фору в сроке сдачи заказа;
  • отсутствие цербера (никто не стоит над душой и не заставляет вас работать);
  • можно ходить в гости и дружить с начальниками разных дизайн-студий и агентств. Вы им не конкурент. У них свои клиенты, у вас - свои. С исполнителями в этих студиях дружить сложнее. Они на вас волком смотрят.

И последний, а для некоторых самый главный плюс: в конечном итоге вы работаете не на клиента, а на себя. И это утешает... Или радует, смотря по тому, как относиться к своей работе: как к источнику добывания денег или как к хобби, за которое еще и платят.

Если вам ближе первое, то устройтесь в какую-нибудь издательско-рекламно-дизайнерскую контору (там, между прочим, свои плюсы и минусы). Ну, а если вы решили, что home studio - это ваше, окончательно и бесповоротно пеняйте на себя. Но бросаться в омут собственного бизнеса без начальной подготовки не рекомендую - можно и не выплыть (хотя люди разные бывают).

Для начала неплохо бы усвоить некоторые полезные советы (practical tips) людей, которые успешно прошли непростые этапы становления собственного дела, и охотно поделятся синяками и шишками. А наиболее щедрые или болтливые, глядишь, расскажут о технологических секретах и прочих фенечках, используемых для успешной работы с заказчиками.

Надеюсь, мне удалось ответить на тот, самый главный вопрос «зачем?». Или запутать вас еще больше, что тоже неплохо.

Для чего еще нужно это самое home studio, как не для того, чтобы получать кайф от придуманного и воплощенного в точном соответствии с тем, что придумано. Ведь за всеми этапами работы можно (и нужно) внимательно следить, а многие из них и выполнять самому. Чем не философия творца, отвечающего за конечный результат перед тем, кто в нем нуждается (иначе бы к нам не пришли), а не перед начальником-работодателем? На разных этапах вы и Начальник, и Бухгалтер, и Креатор, и Дизайнер, и Технолог, и Грузчик, и все-все-все. Но в конце концов, и радуетесь вы за всех.

От чего хотелось бы сразу же предостеречь. Не стоит думать, что home studio - это просто такой семейный дизайнерский бизнес, и под это дело можно спокойно поэксплуатировать домочадцев. Если они такие же сумасшедшие, как и вы, и с удовольствие приняли вашу затею, считайте, что вам всем крупно повезло.

P.S. Законен следующий вопрос - «как?» Но это уже совсем другая песня.

Юрий Трушин

Читайте также

Дизайн-попадание 1

Визуальный скальпель

Грамотный угон. Разглядывая принт 1

Арсенал визуальных парадоксов

Французы в семейных трусах. Хорватская реклама

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]