Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Реклама в религиозных СМИ. Православная и мусульманская пресса

Недавно христиане всего мира отметили 2000-летие Рождества Христова. А мусульмане уже давно готовятся к празднованию 1400-летия с начала распространения ислама на территории современной России. В нашей стране эти празднества являются важным этапом возрождения всех сторон религиозной жизни, в том числе и клерикальных средств массовой информации. Заглянем на страницы религиозных изданий, чтобы узнать, знакомы ли их читатели с такой приметой современного общества, как реклама.

Сегодня в Русской Православной Церкви насчитывается 128 епархий, а число самостоятельных Духовных управлений му-сульман (муфтиятов) превысило 40. Практически каждая епархия, каждый муфтият имеет свою газету и журнал. Религиозные организации успешно осваивают радио, телевидение, Интернет. Но дальнейшее развитие клерикальной прессы встречает множество проблем. Отчасти разрешить их помогает реклама.

Согласно определению, реклама - это форма коммуникации, которая переводит качество товара на язык нужд и потребностей потребителей. Сразу следует сказать, что реклама в религиозной прессе носит характер информационных объявлений и совсем не претендует на оригинальность. Ее задача - помочь религиозным организациям через печать удовлетворить свои нужды и потребности, а читателям найти новую, интересную для них информацию.
К услугам рекламных объявлений обращаются многие популярные российские религиозные издания: «Московский Церковный вестник» - газета Московского Патриархата, православная народная газета «Русь Державная», «Православная Москва», журнал «Русский Дом», православное обозрение «Радонеж», «Правило веры» - петербургская народная православная газета во славу Святителя Николая, «Ислам Минбаре» (»Трибуна ислама») - общероссийская газета Духовного управления мусульман Европейской части России, «Иман» - газета религиозного общества мусульман Вологды и многие другие.

В условиях рыночных отношений практически все религиозные печатные издания сталкиваются с проблемой финансирования. Для многих на сегодняшний день одним из основных источников дохода становится реклама.

В первую очередь это коснулось светских студенческих православных изданий, наиболее известны из которых «Татьянин День» (МГУ) и просветительский журнал «Фома» (МГИМО). «Фо-ма» находится под угрозой закрытия. С февраля этого года на православном сайте Интернета он умоляет оказать любую материальную поддержку. Неужели этот крик о помощи прощальный?

Чаще всего реклама в религиозной прессе имеет свою специфику, она тесно связана с религиозной тематикой и обращена к верующим.

Как и в любой другой прессе, в религиозной можно найти рекламные объявления о возобнов-лении или продолжении подписки на данное издание.

В православных газетах и журналах (»Московский Церковный вестник», «Радонеж», «Православная Москва», «Русь Державная») публикуются объявления епархий и частных лиц из раз-ных концов России об услугах в строительстве, проектировании интерьеров и росписи храмов.

Практически во всех изданиях можно найти информацию о новинках богослужебной и нравст-венной литературы в церковных магазинах и лавках, объявления о ежегодном проведении Ме-ждународных Рождественских Образовательных чтений, о православных выставках, ярмарках.

Специализированные магазины публикуют рекламу икон, церковной утвари. Например, на страницах журнала «Русский Дом» (№11, 1999) и газеты «Православная Москва» (№3, 2000): «Фонд «Православное Образование» предлагает лампадное масло...». На страницах «Православной Москвы» рекламируются церковные вина «Святоросс» для причастия, церковной запивки, праздничной трапезы.

О наличии вакантных мест священнослужителей в храмах в разных городах и селах России можно узнать не только из центральных, но и из региональных православных изданий (например, «Православная Пермь», «Пензенские епархиальные ведомости», «Православная газета» (Екатеринбург), «Благовест» (Рязань), «Православная Тверь» и т. д.).

В российской мусульманской прессе («Ислам Минбаре», «Иман», «Ислам нуры», «Солнце ислама», «Кибла» и др.) также можно найти рекламные объявления мусульманских организаций из разных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, помимо функций информационной и источника дополнительного финансирования, реклама выполняет коммуникативную функцию - расширяет обмен информацией (в Русской Православной Церкви - между епархиями и Синодальными учреждениями, в исламе - между муфтиятами), без чего немыслима полноценная работа центральных религиозных структур.

Реклама в религиозных изданиях отличается краткостью и необыкновенной точностью слова. Она проста и доступна каждому верующему:

«Религиозное общество мусульман г. Вологды проводит следующие религиозные обряды:

  1. Бракосочетание (никях).
  2. Имянаречение детей.
  3. Похороны на мусульманском кладбище.

«Имеется в продаже различная религиозная литература. Напоминаем о необходимости выпла-ты закята (пожертвования)». («Иман»,№1-2, 2000)

«Дорогие братья и сестры, ... открылся православный храм во имя Владимирской Божией Матери. Расписание богослужений: Крещение, Венчание, отпевание и другие церковные таинства и обряды совершаются индивидуально, в удобное для вас время» («Православная газета», Екатеринбург, №23, 1999)»

Ежемесячно многие городские и региональные православные издания знакомят своих читателей с расписанием служб в храмах, а мусульманские напоминают верующим время молитв.

Большой интерес у читателей вызывают рекламные объявления о выходе в свет ежегодных календарей православных праздников и календарей мусульманских праздников и памятных дней.

Составителю рекламных объявлений в религиозной прессе необходимо умело использовать лексику, учитывая аудиторию конфессии, для которой они предназначены. Правильно составленная реклама влияет на сознательную и бессознательную сферы психики человека, оказывает сильное эмоциональное воздействие.

На мой взгляд, интересен опыт журнала «Русский Дом». В рубрике «Нам пишут» помещены небольшие информационные заметки, взятые из писем, поступающих в адрес редакции. Их авторы - настоятели, священники, служащие храмов, монахи, военнослужащие, заключенные и просто прихожане, верующие люди. Они просят всех православных о материальной или духовной поддержке, благодарят за уже оказанную помощь, предлагают свою. Добрые, сердечные слова доходят до каждого сердца. Незаметно для себя авторы писем и их читатели вступают в диалог. Между ними возникает духовная связь, которая так необходима для любого православного человека. Возможно, в будущем такого рода качественно новые, интерактивные рекламные сообщения найдут своё место на страницах других религиозных изданий.

Нынешнее российское общество неоднородно по своему составу. Оно разделено не столько по национальностям, языковой принадлежности или вероисповеданию, сколько на богатых и бедных, что гораздо болезненней для общества.

В такой ситуации религиозным организациям особенно сложно найти «общий язык для всех». Русская Православная Церковь и другие традиционные конфессии едины в своих устремлениях оказать каждому из россиян посильное внимание и заботу, помочь людям преодолеть разделение.

Духовная поддержка, пробуждение в людях интереса к религии, к культурным традициям своего народа - одна из важнейших функций рекламных объявлений в клерикальной прессе. Огромную роль в этом играет рекламная информация о паломнических поездках, которую регулярно публикуют практически все православные и мусульманские издания:

«Паломническая служба газеты «Православная Москва» приглашает посетить православные» святыни России январь ...Пафнутиев-Боровский монастырь...Оптина Пустынь ...» («Православная Москва», № 4, 2000).

«Дорогие мусульмане и мусульманки! Духовное управление мусульман Европейской части России и фирма «Наджм» (Саудовская Аравия) направляет мусульман к великим святыням ислама - в Мекку и Медину - для совершения Хаджа...». («Ислам Минбаре», № 1, 2000).

К сожалению, следуя моде, многие россияне, вне зависимости от возраста, национальности и вероисповедания, проявляют больший интерес к оккультным, сектантским учениям, нежели к своим традиционным религиям.

На этом фоне возрастает роль рекламных объявлений о деятельности православных лекториев («Православная Пермь», №11, 1999), беседах об исламе («Ислам Минбаре», №8, 1999); об открытии и приеме в воскресные школы при религиозных объединениях мусульман («Ислам Минбаре», № 10, 1999), в церковно-приходские школы, детские сады при храмах («Православная газета», № 20, 1999), православные гимназии («Радонеж», № 9-10, 1999, «Православная Москва» № 31, 34, 1999), медресе («Ислам Минбаре», № 10, 1999), духовные институты и университеты («Православная Москва», № 34, 1999, «Ислам Минбаре», № 5, 8, 1999), семинарии, училища («Православный христианин», № 2, 1999 г., «Православная Москва», № 34, 1999).

С 6 по 10 марта в Москве проходил Конгресс православной прессы «Христианская свобода и независимость журналистики». В выступлении на Конгрессе православной прессы архиепископ Тихон Бронницкий заметил, что церкви недостает центральной газеты, которая не вмешиваясь в политику, давала бы оценку тем или иным явлениям в обществе с духовно-нравственных позиций. По мнению архиепископа, это способствовало бы единению общества в целом. Развернутый план такого издания уже существует и в скором времени будет передан в комитет печати и информации Российской Федерации.

Центральный печатный орган необходим не только Русской Православной Церкви, но и другим российским традиционным конфессиям. Подобного рода издания, рассчитанные на широкий круг читателей, смогут предоставлять информацию о религиозной жизни России во всем ее разнообразии, наладят тесную связь между конфессиями. Этому, я надеюсь, будет способствовать и реклама, которая обязательно будет даваться на их страницах.

Чтобы рекламное объявление об открытии новой церковно-приходской школы или медресе привлекло большее внимание мальчика или девочки, нежели втиснутое в детскую ручонку приглашение на сектантскую проповедь, оно должно быть составлено с учетом известных рекламистам правил. К сожалению, приведенные примеры рекламных объявлений из религиозной прессы далеки от совершенства.

В следующем статье мы рассмотим, как к рекламе относятся представители религиозных общин и сект, в избытке появившихся в России за последние два десятилетия.

Татьяна Иванова

Читайте также

PR от религии 1

Религиозные СМИ в информационном поле России 1

Будучи причастными к Небу, не нужно стесняться открывать его живущим на земле...

Православие и PR

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]

Евромаш. Надежные промышленные дымососы и промышленное оборудование в Челябинске. .