Case-study. Серебранный лучник
Томский областной художественный музей стал стартовой площадкой передвижной выставки, которая сделала возможным приобщение всех желающих к уникальной живописи нидерландских мастеров XVI-XX веков и ввела картины в широкий научный оборот.
В коллекциях сибирских музеев Томска, Омска, Иркутска и Новосибирска хранится целый ряд уникальных и ценных произведений нидерландских художников XVI-XX веков. Собранные вместе они дополняют друг друга, делая картину развития искусства на некоторых этапах более наглядной. Впервые оказавшиеся рядом картины известных мастеров И.Ван Остаде, Д. Тенирса Младшего, Д. Верхарта позволяют не только сравнить их с точки зрения художественных достоинств, но и по-новому взглянуть на отдельные этапы творческого развития авторов. Практически все представленные картины малоизвестны и нечасто попадают в сферу влияния даже специалистов.
Претворение в жизнь совместного Проекта трех филиалов Альфа-Банка направлено не только на популяризацию голландского искусства, укрепление и дальнейшее развитие российско-голландских отношений, но также является визитной карточкой корпоративного единства Альфа-Банка в решении основных приоритетных направлений культурно-просветительской деятельности банка. Где бы ни работал Альфа-Банк, он решает не только проблемы своих клиентов, но и внутренней жизни городов по реализации социальных и благотворительных программ ...
Проект: Голландцы из Сибири (Передвижная выставка «Нидерландская живопись XVI-XX в.в. из музеев Сибири»).
Автор: Управление по связям с общественностью и рекламе ОАО «Альфа-Банк» (Ирина Макишева, Елена Кабанова, Ольга Кемпель), г. Омск, г. Томск, г. Новосибирск.
Клиент: ОАО «Альфа-Банк».
Сроки: Апрель 2002 г. - октябрь 2002 г.
Статус: Диплом Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник».
Проблематика
Идея выставки принадлежит послу Королевства Нидерландов, который, изучая экспозицию в Томске, был удивлен количеством и ценностью «голландцев» в собрании музея. Когда же он услышал, что в Новосибирске, Иркутске и Омске хранятся работы Остаде, Класса, Терниса Младшего, он высказал предложение создать передвижную выставку из коллекций этих музеев.
Выставка «Нидерландская живопись XVI-XX вв. из музеев Сибири» является первым опытом совместного экспонирования картин.
Целевая аудитория
Жители городов Омска, Томска, Новосибирска: культурная общественность и творческая интеллигенция; научные работники и искусствоведы; бизнес-элита; представители властных структур региона; региональные и федеральные СМИ.
Цели и задачи
Перед авторами Проекта были поставлены следующие цели:
- Обеспечить информационную и PR-поддержку Проекта, имеющего большое значение для культурной и научной жизни регионов.
- Привлечь внимание общественности к выставке и вообще к искусству, связать имя банка с истинными, непреходящими ценностями.
- Укрепить в общественном сознании имидж Альфа-Банка как финансового института, поддерживающего культуру и искусство. Сформировать и поддержать положительный образ банка, престижность брэнда, обеспечить благожелательное отношение к брэнду со стороны бизнес-структур и культурной общественности.
- Подать пример для подражания другим меценатам и спонсорам.
Стратегия
Изначально был организован оргкомитет выставки, куда вошли директоры музеев, посол Королевства Нидерландов, спонсором проекта предложили стать Альфа-Банку, имеющему свой дочерний банк в Нидерландах.
Были также назначены кураторы выставок в Томске, Омске, Новосибирске из числа работников музеев Сибири, имеющих большой искусствоведческий стаж и значимый опыт по организации выставок как в России, так и за рубежом.
Тактика, креативные решения
Проект был разделен на несколько составляющих:
- подбор картин, формирование экспозиции, упаковка картин для транспортировки - представители музеев, кураторы выставки;
- издание каталога - его финансирование взяло на себя Посольство Королевства Нидерландов;
- страхование и транспортировку произведений, организацию презентаций и PR-сопровождение обеспечил Альфа-Банк.
Использованные приемы и средства PR:
- организация презентаций;
- организация пресс-конференций;
- рассылка пресс-релизов в СМИ;
- телеинтервью управляющих филиалами банка;
- публикации статей и заметок в СМИ;
- организация приема в Омском филиале Альфа-Банка.
Практические действия
После того, как Альфа-Банк дал согласие выступить спонсором выставки, были определены цели, задачи, масштабы проекта и сумма спонсорского взноса для каждого филиала. Контроль за своевременной оплатой спонсорского взноса был возложен на PR-менеджеров филиалов банка.
Проведение презентации предполагало планирование и координацию серии отдельных подпроектов в рамках Проекта.
При разработке фирменного стиля был разработан единый оригинал-макет для полиграфической продукции - каталога, афиш, пригласительных билетов, - который использовался во всех регионах, где проходила выставка. За 2 недели до открытия выставки в городе были расклеены афиши и распространены пригласительные билеты. Списки приглашенных были составлены заранее, в их число входили представители властных структур областей и городов, руководители творческих коллективов и союзов, клиенты банка, представители культурной общественности.
В части информационного сопровождения основной упор был сделан на телевидение. Эффективно подействовала «реклама ожидания»: интервью с директором музея о предстоящей выставке, за неделю до открытия на телеэкранах прошли сюжеты на тему: «выставку привезли, картины распаковывают...» Таким образом была создана «интрига», которая в свою очередь вызвала ажиотаж в день открытия.
Пресс-конференция была проведена в одном из залов музея.
Результаты
Выставка имела огромный общественный резонанс и стала одним их самых ярких событий культурной жизни городов Сибири за последние годы.
Согласно официальной статистике (по количеству проданных билетов) Выставку посетили около 25 000 человек в Томске, Омске, Новосибирске. С учетом пригласительных и абонементов посетителей было в 2 раза больше. По мнению сотрудников музеев, выставка создала небывалую общественную активность. Так, в Омском музее изобразительных искусств ежедневно проводилось как минимум 3 экскурсии.
Количество материалов о выставке в СМИ и на телевидении составило около 80 выходов.
рганизация и проведение научно-практической пресс-конференции в рамках Выставки имеет большое значение. В частности, были установлены атрибуции нескольких картин, до этого числившихся как работы «неизвестного автора».
Создание каталога Выставки имеет огромное научное значение, поскольку большая часть картин публиковалась впервые и соответственно впервые введена в широкий научный оборот.
К результатам Проекта можно отнести и неожиданное продолжение Выставки. В октябре 2003 года по приглашению Московского центра искусств Выставка экспонировалась в Москве на территории «Антикварных рядов «Николай». В настоящее время ведутся переговоры о проведении выставки в Голландии (при содействии Посольства Королевства Нидерландов).
Более того, успех Проекта подсказал идею проведения еще одного мероприятия - в помещении Омского филиала Альфа-Банка была проведена выставка картин старых мастеров из фондов музея, приуроченная к 4-летию работы банка в регионе. Среди прочих работ именитых мастеров был представлен офорт Рембрандта Ван Рейна «Снятие с креста», датированный 1663 годом. Страховая стоимость картин, размещенных в банке, составила около 1 млн долларов США.
Комментарий
Новое сообщение