Нынешний «Серебряный Лучник» получился живее и разнообразнее предыдущего. В 16 публичных презентациях работ-номинантов, выбранных из 60 проектов из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Южно-Сахалинска, Омска, Самары, Челябинска, Екатеринбурга, Соликамска, Тюмени, Чусового, Иваново, Калининграда, Владимира, Костомукшы (Карелия), Уфы, Набережных Челнов, Красноярска, Костромы, Воронежа, а также из Украины (1) и Великобритании (1), ярко проявились все достоинства и недостатки столицы и регионов, «больших братьев» и «мелких сошек». При этом большие и малые так часто менялись этими достоинствами и недостатками, что стереотип о том, что «федералы» априори лучше и успешнее представителей глубинки, был окончательно разрушен. Скучно не было никому.
16 представленных номинантов (они получили почетные дипломы «Серебряного Лучника») можно разделить на несколько групп по целям PR-кампаний.
Первую группу назовем условно проектами по организации всякого рода благотворительной помощи. Это «Развитие добровольного донорства крови и ее компонентов» (Минздрав), «Международный фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу» (Валерия Соколова и Региональный благотворительный фонд поддержки и развития музыкального искусства и образования, СПб), «Поделись знанием» (проект по адресному обеспечению книгами детских домов - (ГК «Продакшн.Ру», Москва), «Общенациональная благотворительная программа помощи беспризорникам «Помочь - легко» украинского оператора мобильной связи Life:) (ООО «Астелит», Noblet Media CIS, Украина).
Эта группа - особенная. Здесь часто присутствует не столько даже пиар, сколько организация самого дела, начиная от статистики, которой по всем этим проблемам в России нет или она катастрофична, и заканчивая созданием инфраструктуры, обеспечивающей не внимание общественности и благотворителей, а работу проекта. Здесь не до оригинальных идей, разве что по всей Украине был показан спектакль о брошенных детях - так сказать, проблема «в лицах». Статуэтка досталась «донорам», которые сами и признались в том, что награду необходимо разделить с половиной зала присутствующих на церемонии, так много агентств и служб было задействовано в деле.
Вторая группа - отраслевой пиар. Сюда отнесем следующие проекты: «Формирование страхового медиапространства как сферы развития страховой культуры населения России» (ОАО «Росгосстрах»), «20 тонн металлолома как реклама и свидетель» (Волжская ТГК), «Ломаем стереотипы» (Сахалин, «Энерджи»), «История в плакатах Аэрофлота» (ОАО «Аэрофлот» и агентство «Проект Медиа»). С известной долей условности сюда же можно отнести «9 миллиардов тонн нефти. Югра - России» (Департамент информационной политики Ханты-Мансийского АО).
Здесь пиар различается не только масштабом стратегических задач (от спасения острова Сахалин от вымирания до бесплатного вывоза отслужившей свое турбины в Берлинский музей), но и идеологией. Югра, например, исполнившись пафоса кормилицы и поилицы земли русской, реанимировала славу советских нефтяников и пригласила любимую рок-группу президента Медведева Deep Purple спеть под билбордом с социальной рекламой. «Росгосстрах», как ему и положено, вел себя спокойно и невозмутимо и креативом не блистал. Видимо, за державный дух и федеральную значимость и Югра, и «Росгосстрах» получили призы. Не обошла награда и сахалинских газовщиков, которым удалось, невзирая на подозрительность столичных чиновников, расположить к себе весь остров. За «Энерджи» вступились все: и серые киты (их лежбище было бережно обойдено трубопроводом), и малый народец ульта (ему был подарен словарь собственного языка), и остальные островитяне. У последних появилась не только постоянная работа, школы и больницы, но и специальные книжечки с детально прописанной миссией и задачами предприятия, а также дружескими указаниями о том, как отвечать на вопросы любопытных журналистов и вообще что такое хорошо и что такое плохо. Волжским развеселым энергетикам, не настаивающим ни на чем, кроме радости жизни при лампочке и батарее, и отмеченных призом «Белого крыла», на «Лучнике» премии не досталось. Однако, пленившись волжским креативом, «Лаборатория рекламы» предоставила им площадку. Не выиграл премии и «Аэрофлот», несмотря на феерическую выставку, с которой он теперь гастролирует по всему свету - весь пиар ушел на переговоры с музейщиками, а настоящими пиар-менеджерами выступили сами плакаты. Всем бы такой персонал!
В третьей группе соревновались два медиапроекта - «30-летие еженедельника «Аргументы и Факты» (ИД «АИФ») и «Коммуникационная компания «РИА «Новости» в период ребрендинга» (ФГУП «РАМИ» «РИА Новости». Первый проект, знакомый, как правдинский шрифт - от выпуска бесплатного номера газеты до приглашения на праздник президента и гала-концерта с поп-звездами - ничего не получил. Зато второму достался спецприз попечительского совета. За что - не совсем понятно: все, о чем рассказал докладчик, касалось не столько пиара, сколько нового бренд-дизайна и реорганизации так называемой ньюсрум: агенты напряглись и воздвигли круглый стол, объединив в один коллектив редакторов и сделав из новости мультимедийный блок. Как это нынче делается во всем цивилизованном мире. Правда, одно преимущество у агентства таки было: именно в зале «РИА «Новости» и проходила пресс-конференция и публичные презентации. Так что приз можно считать благодарностью в период кризиса: мероприятия «Лучника» и так пришлось разбросать по разным площадкам. Впрочем, это наши журналистские домыслы: «Аргументам», в чьем офисе состоялось ток-шоу лидеров отрасли, участников конкурса и представителей СМИ по теме «Кризис: Вход. Выход», повторим, не досталось ничего, кроме номинантского диплома.
Самую обширную группу составили так называемые городские проекты. Это «Друзья» (Воронежский государственный технический университет), «Пионеры зеленого PR в «Саду Владимира Путина» (ООО «Арум», СПб), «Современный русский» (Омский государственный педагогический университет), «Соликамск, я люблю тебя!» (Администрация города Соликамска). Все работы отличались искренностью, выдумкой и добродушием по-настоящему влюбленных в свою малую родину людей. И, конечно, курьезов здесь было больше всего. Видеопрезентация девушек из Соликамска (кстати, лауреаток «Белого Крыла») была сделана даже не на коленке, а у кого-то на спине, а самого города никто так толком на картинках и не увидел, хотя зрителям предлагалось увидеть его, как Париж, и умереть. «Не сложилось» и с рассказом - банальным и казенным, администраторы - они и есть администраторы. И только прозвучавший в финале восторженный отзыв соликамского мальчишки дал понять: город так долго скучал, что использовал повод на 500% и «оттянулся по полной». В таких же коричневых тонах, как и соликамская презентация, была выдержана и другая - омская. Но и тут, несмотря на школярский креатив, был свой задор: чтобы вытащить и проветрить насквозь пронафталиненную репутацию своего вуза, преподаватели и студенты удумали сделать международный проект горячей он- и офф-лайн линии русского языка. И попали в цель: теперь в Омск только из Африки не звонят спросить, как пишется «жи» и «ши». Замечательно поработали и две воронежские студентки, развернув кампанию по избавлению города от бездомных собак. Город был буквально «поднят на уши» показом по местному ТВ операции по стирилизации псины, а жители выстроились в очередь на усыновление лохматых питомцев. Дворняги, конечно, не серые киты, но все равно приятно. Но подлинным украшением дня была презентация питерского садовника Владимира Верховых, отстоявшего свой двор от точечной застройки очередным торговым центром. Изобретенный им способ можно считать русским ноу-хау: в ответ на властное забивание колышков и прополку двора путем выдергивания качелей-каруселей, жители вышли на субботник и с такой же скоростью засадили квадратные метры... «садиком Владимира Путина». Достойный нашумевшего в 90-х фильма «Гараж» рассказ буквально свалил аудиторию с кресел. Приз зрительских симпатий в виде кадки с деревом был обеспечен. И, конечно же, публикация в «Лаборатории рекламы» - мы не могли пройти мимо такой инициативы.
Надо отметить, что, несмотря на наличие интересных локальных проектов отраслевого и местного характера, номинация «Регион, в котором эффективно развиваются связи с общественностью» осталась пустовать.
И, наконец, в последнюю группу вошел единственный проект - PR-кампания по продвижению фильма «Адмирал» (Imars Group), в котором было задействовано столько приемов и придумок (от научных исследований трудов полярника Колчака до драки Жириновского) и столько неподдельного азарта и энтузиазма, что двусмысленный и спорный во многих отношениях фильм превратился в настоящую медиа-бомбу. Может быть, этот последний проект и показал наш отечественный пиар во всем пелевинском блеске и курьезе. Зал аплодировал и смеялся.
А теперь - о других номинациях. Рабочая группа «Лучшей работы по теории» рассматривала и утвердила список из 31 книги, выпущенной в 2008 году. 28 января впервые в истории конкурса состоялись открытые авторские презентации книг Мирослава Кошелюк «Эффективное PR-мышление: мастер-класс для начинающих и профессионалов», Владимира Мединского «Негодяи и гении PR от Рюрика до Ивана IV Грозного», Станислава Наумова «Гуманитарные знания и технологии в пространстве масс-медиа (философско-методологический анализ)», Андрея Ульяновского «Вымышленные существа эпохи масс-медиа: Россия, 21 век (Энциклопедия для социально-гуманитарной интеллигенции)», Дмитрия Чернова «Волна, или как управлять корпоративными коммуникациями в России, когда всt меняется».
Среди докладов запомнились два. Первый - неожиданное выступление в роли историка известного в рекламных кругах юриста Владимира Мединского, лихо подстригшего под одну пиар-гребенку всю пропагандистскую деятельность русских князей и самодержцев, но так и не сумевшего ответить на вопрос, в чем же заключается исконная суть и особенность отечественных паблик рилейшнз. Право, г-н Мединский куда лучше смотрится на своем «законном» месте. Запомнился и доклад Андрея Ульяновского, выступившего, как всегда, с очередной новаторской идеей исследовать на фокус-группе характер вымышленных персонажей, гнездящихся в голове у молодежи. Интересно, что рядом с Анной Карениной оказался подмигивающий с бутылки водки Распутин и... микробы, тщательно смываемые разными гелями и порошками в рекламных роликах. Как бы там ни было, приз за лучшую работу по теории достался не числившемуся среди ораторов Борису Докторову, автору книги «Реклама и опросы общественного мнения в США = Advertising and polling in the U.S.A: история зарождения, судьбы творцов». Причины сего казуса неизвестны.
Публичные выступления сопровождали нынче и номинацию «Мастер»: все претенденты на награду выступили с лекциями (Борис Еремин - «Коммуникационный менеджмент как инструмент развития предпринимательства в период кризиса», Татьяна Ивкина - «Особенности PR во время кризиса», Вероника Моисеева - «Незаметная революция в общественных коммуникациях. Актуальные тренды», Татьяна Шахнес - «PRедварительные обобщения 16-летней PRактики в PRофессии»).
Традиционно с волнением ожидались результаты мгновенного голосования - в течение одной минуты зал выбирал лауреата, набирая номер телефона, указанный на экране. Большинство отдало предпочтение Борису Еремину, главному редактору журнала «Советник».
«Персоной» года «Серебряного Лучника-2008» стал Шамиль Тарпищев, президент Федерации тенниса, советник руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту - за высшие спортивные достижения команды на Олимпиаде-2008 и развитие спорта в России. А в номинации «За культурный вклад в развитие общественных связей» победителем стал Анатолий Прохоров, автор и художественный руководитель проекта «Смешарики». Поздравляли лауреата выдуманные им персонажи. Шамиль Тарпищев метал в зал теннисные мячики с собственным автографом. С черно-белого экрана обнадеживающе моргал гений великой депресии - Чарли Чаплин...
Читайте также
Синдром Дауна: мифы и реальность
Комментарий
Новое сообщение