По данным Российского общественного центра Интернет-технологий (РОЦИТ), в русскоязычном сегменте Сети сегодня работают около миллиона пользователей, причем, более 70% из них - это мужчины с высшим образованием и доходом выше среднего уровня. Подобными характеристиками "потенциальной аудитории", по словам специалистов Центра, может похвастаться далеко не каждое СМИ.
Сокращение рекламных бюджетов в условиях затянувшегося экономического кризиса в России привело к уходу с рынка некоторых рекламных агентств и средств массовой информации. Если дела в экономике пойдут и дальше также плохо, то, похоже, Интернет может остаться единственным рекламным пространством, доступным для мелких и средних предприятий, независимо от профиля их деятельности.
Традиционный способ представления в Интернете той или иной компании заключается, как правило, в создании корпоративного сайта, его размещении в Интернет-пространстве, а затем - планировании и проведении рекламных кампаний.
Организацию рекламно-информационного ресурса в Интернете (сайта) можно сравнить с созданием рекламного буклета-книжки. Сайт точно также состоит из титульной страницы, оглавления, иллюстративного и графического материала и ссылок на другие информационные источники в сети. Но, в отличие от печатной продукции, на сайте возможно применение анимационной графики, реального видео и звука, информация может оперативно изменяться и доступна неограниченному числу пользователей. При выборе любой из рубрик, представленных в содержании (меню), происходит переход к текстовой и графической информации, которую содержит данная рубрика.
Принимая во внимание сегодняшние возможности Интернет-технологий и потребности пользователей Сети, в качестве безусловно положительных характеристик сайта можно выделить следующее:
- Информативность и содержательность;
- Своевременное обновление и изменение информации;
- Удобные и общепринятые формы подачи материалов;
- Современный уровень дизайна и программирования.
От того, насколько наглядно и грамотно организован доступ к информации, зависит количество повторных обращений к сайту. Использование на сайте интерактивных форм несомненно упрощает для пользователей поиск и получение информации и помогает компании получить представление о различных характеристиках ее клиентов. Вот только некоторые из таких форм:
- Контекстная поисковая система;
- Динамическое формирование базы данных услуг;
- Интерактивный прайс-лист;
- Различные формы анкетирования и опросов;
- Конференции.
После того, как сайт готов, его необходимо грамотно разместить, поскольку найти в Интернете что-либо довольно трудно. Процесс поиска необходимой информации, как правило, требует значительных навыков и почти безграничного терпения. Существует два основных способа рекламы сайта в Сети: регистрация в различных каталогах, поисковых системах и размещение ссылок на рекламных серверах: развлекательных, информационных, экономических и т.д. Агентства, специализирующиеся на рекламе в Интернете, как правило, занимаются созданием сайтов и проведением их рекламных кампаний.
Цены на рекламу в Сети на российском рынке еще стихийны и зависят, в основном, от пробивной силы и убедительности агентов по сбору рекламы.
Стоимость создания корпоративного сайта в Сети колеблется от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч долларов. Формирование ее зависит от сложности создаваемого информационного ресурса и уровня web-дизайна.
В сети Интернет работают как профессиональные web-студии, где создание корпоративного сайта стоит от $2000-$3000 и выше; так и программисты-одиночки, которые делают web-странички за пару сотен долларов. Разница заключается в качестве созданного информационного ресурса, которое обычно оценивается скоростью скачивания сайта пользователем, уровнем дизайна и грамотностью программирования.
Немаловажное значение имеет также возможность быстрого поиска данного сайта во всем хаосе информации в Интернете. Регистрация web-сайтов в поисковых системах и каталогах сети обычно осуществляется бесплатно, наиболее полных и популярных насчитывается около 20-30, поэтому рекламные агентства, работающие в Интернете, обычно берут две-три сотни долларов за механическое выполнение данной работы, а именно: связь и рассылку специальных анкет для регистрации, а также последующий контроль над ее выполнением.
Стоимость размещения рекламных ссылок на популярные сайты колеблется от $6 до $20 за 1000 показов банера. Таким образом, в Интернете, как и в любом другом информационно-рекламном пространстве, стоимость услуг формируется индивидуально с учетом потребностей и возможностей каждого рекламодателя.
Сегодня в русском сегменте Сети действуют несколько десятков профессиональных web-студий, которые создают корпоративные сайты и проводят в Интернете их рекламные кампании.
О том, что происходит с рекламой в русскоязычном пространстве сети Интернет в условиях затянувшегося кризиса в стране с читателями "Лаборатории" делятся руководители наиболее крупных сетевых агентств.
По словам Артемия Лебедева, директора "Студии Артемия Лебедева", на сегодняшний день наибольшей популярностью реклама в Интернете пользуется среди компьютерно-коммуникационных компаний, просто потому, что эти фирмы первыми оказались в Сети и, соответственно, раньше других оценили все преимущества сетевых видов рекламирования.
Многие эксперты предполагали осенью прошлого года бурный рост рекламной активности. Но вышло так, что сегодня в России бурными темпами развивается финансово-экономический кризис. Клиенты же изъяли свои деньги из рекламных бюджетов и ни о каких долгосрочных акциях даже говорить не желают. Сложившаяся в стране ситуация, естественно влияет и на рекламную активность сайтов русского сегмента Сети и на развитие Интернета вообще. Хотя, по словам Артемия Лебедева, количество клиентов, по сравнению с предкризисными месяцами работы, практически не изменилось. Другое дело, что на фоне ожидаемого роста активности обращения компаний всех направлений к рекламе в Интернете, количество заказов уменьшилось. Но те клиенты, которые уже подписали контракты или хотели сделать это осенью, продолжают работать с Сетью.
Определяющим фактором развития того или иного вида рекламы является количество денег, которое вращается в этом бизнесе. Можно сколь угодно долге рассуждать об эффективности рекламы в Интернете, состоятельности пользователей Сети, и других очевидных преимуществах Интернет-рекламы, но пока весь интерактивный рекламный рынок измеряется десятками тысяч долларов (в отличие от других видов рекламы), говорить о каком-либо серьезном прорыве преждевременно.
Петр Костелов, генеральный директор "Партнер Каталога", называет следующие причины довольно-таки медленного развития бизнеса в русском сегменте Интернета:
- достаточно низкое общее развитие систем связи и коммуникаций в нашей стране;
- количество российских пользователей сети Интернет по самым оптимистичным оценкам составляет всего 1.000.000 человек, сконцентрированных, в основном, в крупных городах;
- нежелание рекламных агентств всерьез относиться к рекламе в Интернет (следствие вышеупомянутых факторов).
Сегодня рекламному агентству, чтобы включить в план рекламной кампании клиента рекламу в Интернете, необходимо сделать ряд затратных для себя действий: выделить из числа своих сотрудников агентов по Интернет-рекламе, обучить этих агентов, так как Интернет-реклама - это в любом случае новый вид бизнеса, донести до клиента преимущества проведения рекламных кампаний с использованием возможностей Интернета и т.д. и т.п.
А в результате прибыль РА за всю проделанную им работу, при самом удачном стечении обстоятельств составит цифру в любом случае несопоставимую с прибылью, получаемой от работы с традиционными видами рекламы.
Конечно, это не означает бесперспективности развития Интернет-рекламы, но на сегодняшний день реклама в Интернете находится в стадии развития. Когда количество российских пользователей Сети станет измеряться десятками миллионов, все сегодняшние рассуждения и споры об эффективности рекламы в сети Интернет, покажутся странными, она просто займет свое место среди других видов рекламы.
У Николая Дементьева, руководителя отдела маркетинга и рекламы независимого издательства "ИнфоАрт", достаточно оптимистичный прогноз относительно перспектив развития рекламного бизнеса в сети Интернет.
В частности он отмечает, что, если не произойдет худшего - развала системообразующей инфраструктуры в стране, в том числе электросвязи, у Интернет-рекламы есть шанс повысить свой удельный вес на рекламном рынке именно в условиях кризиса.
Дело в том, что падение объемов продаж у большинства предприятий приведет и уже приводит к существенному ограничению их рекламных бюджетов. Для них традиционная реклама в печатных и электронных СМИ становится недоступной. Перед фирмами, сохранившими желание тратить деньги на рекламу, встает другая проблема - мгновенно обнищавшее население и стоящие на грани разорения предприятия уже не обладают платежеспособностью и потому не представляют собой целевые аудитории для рекламного воздействия с использованием традиционных "широкозахватных" СМИ. Платежеспособный спрос сохраняется только среди быстро сжимающейся высокодоходной части населения, а именно эта часть населения и является в России главным пользователем Интернет.
К тому же стоимость Интернет-рекламы пока что относительно невысока, и она предоставляет ряд других, бесценных во время кризиса преимуществ. Главное из них - возможность в он-лайне быстро реагировать на меняющиеся в нестабильной обстановке условия (курсы валют, решения властей, динамика товарных запасов и т.д.) и соответствующим образом мгновенно корректировать свои рекламные обращения.
Сегодня, в ситуации экономической нестабильности, пока еще не очень понятно, что происходит с российским рекламным рынком вообще. В каком-то смысле сложившийся кризис уравнял Интернет-рекламу с другими видами. Основной вопрос потенциального рекламодателя сегодня не как рекламировать, а стоит ли рекламировать, и стоит ли рекламировать вообще.
Возможно, что Интернет-реклама в силу своих безусловных преимуществ (цена, возможность целевого обращения, механизмы ведения статистики аудитории, оперативность и др.) именно в условиях кризиса обратит на себя внимание потенциальных рекламодателей и заставит иначе отнестись к распределению рекламных бюджетов.
Комментарий
Новое сообщение