Взаимосвязь между имиджем региона и уровнем развития действующих в нем предприятий очевидна. Успехи компаний и, как следствие, значительные налоговые отчисления в бюджет положительно отражаются на экономической ситуации в регионе. Особенно это характерно для небольших территорий, в которых действуют градообразующие компании, где большая доля населения занята на производстве.
Какими способами увеличить конкурентоспособность градообразующего предприятия, чтобы усилилась конкурентоспособность самого региона? Какие изменения в деятельности градообразующих предприятий повлияют на экономическую обстановку?
В данной статье предпринята попытка объяснить, как с помощью конкурентной разведки обеспечить новый уровень развития градообразующей компании и самого региона. На примере города Норильска и деятельности Горно-металлургической компании «Норильский никель» будут раскрыты основные методики современной конкурентной разведки.
Имидж Норильска напрямую зависит от имиджа ГМК «Норильский никель» - крупнейшего в России и одного из крупнейших в мире производителя цветных и драгоценных металлов. Налоговые платежи компании формируют большую часть доходов бюджетов Красноярского края (41,8%), города Норильска (73,3%) и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (76,9%). Компания, являясь градообразующей для Норильского промышленного района, оказывает поддержку территориям размещения своих предприятий в развитии социальной инфраструктуры - сферы образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства, осуществляет шефство над детскими дошкольными образовательными учреждениями, оказывает целевую благотворительную помощь детям-сиротам, ветеранам, инвалидам и др.
В дополнение к оплате труда, которая напрямую зависит от успехов компании, работникам предоставляются различные социальные гарантии, льготы и компенсации, реализуемые в рамках соответствующих социальных программ, направленных на оздоровление, отдых, лечение, социальную защиту персонала.
Несмотря на обозначенные успехи, по поставкам меди на российский рынок ГМК «Норильский никель» до сих пор уступает своим конкурентам. В настоящее время около 60% поставок контролирует ее основной конкурент «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК). В конце 2005 года компания ООО «Башкирская медь», представляющая интересы УГМК, выиграла конкурс и получила право на разработку юбилейного месторождения в республике Башкортостан. Победа в конкурсе и активная деятельность УГМК по сбыту собственной продукции, поиску партнеров обеспечивают компании преимущество перед ГМК «Норильский никель».
Какими способами в сложившейся ситуации возможно обеспечить конкурентные преимущества ГМК «Норильский никель», чтобы это отразилось на уровне развития не только компании, но и Норильска?
На помощь приходит конкурентная разведка
В данной ситуации значительные конкурентные преимущества ГМК «Норильский никель» может обеспечить современный метод развития бизнеса - конкурентная разведка.
Конкурентная, или бизнес-разведка - это система по сбору, обработке и анализу сведений о соперниках компании. Конечная цель - на основе полученной информации своевременно принять правильное решение, чтобы обеспечить компании конкурентные преимущества и вывести на новый уровень развития. По сути, это работа по схеме: «Узнай, как у конкурента, и сделай лучше!» Но нельзя ставить бизнес-разведку на одну ступень с промышленным шпионажем. Конкурентная разведка функционирует в рамках закона и свои результаты в основном получает благодаря аналитической обработке огромного количества разнообразных открытых информационных материалов.
Переход компании на более высокий уровень развития как результат бизнес-разведки определяется изменением следующих показателей: конкурентное преимущество в виде УТП, объем продаж, позиции на рынке, степень удовлетворенности клиентов, повышение стоимости бизнеса.
Исследование внешней среды
В компании «Норильский никель» уже существует опыт организации конкурентной разведки в технологической сфере. Одной из наработок является Информационно-аналитический программный комплекс. Его задача - выявить наиболее перспективные промышленные технологии в области металлургии с целью применения их в производственном цикле компании.
Программа выполняет целевой мониторинг патентной информации, размещенной на интернет-порталах Американского патентного ведомства, «Европатента», «Роспатента», и анализирует данные патентной документации по созданным и запатентованным технологиям. Результаты работы помогают определять тенденции развития технологии в металлургии.
Ключевым аспектом конкурентной разведки для компаний всех уровней является обладание, с точностью до даты, а порой и до часа, информацией о том, что намереваются совершить конкуренты. Каждой компании необходимо собрать и постоянно пополнять на них досье. Его особенность заключается в том, что для более эффективного применения информации о конкурентах при его составлении необходимо уделить внимание специфическому аспекту деятельности конкурентов. Например, в досье, разработанном для отдела продаж, будут включены данные о продукции конкурентов, ценообразовании, местах и методах сбыта. В отличие от досье, разработанного для топ-менеджмента компании, там не будет данных о стратегии, финансовом состоянии и стоимости бизнеса конкурентов.
Глубинный анализ и сравнение прошлых и текущих показателей позволят оценить тенденции и определить направления развития не только конкурентов, но и всей отрасли. Обработка информации и аналитическая составляющая исследования конкурентов обеспечивают достижение конечной цели мероприятий по конкурентной разведке - своевременно принять правильное решение и вывести компанию на более высокий уровень развития.
Внутренние изменения в компании
Для постоянного увеличения конкурентоспособности компании и успешной деятельности на рынке недостаточно изучать информацию из внешней среды, порой необходимо оценить относительные преимущества и разработать новую стратегию развития компании. Кроме того, для достижения лидерских позиций на рынке зачастую приходится разрабатывать новую организационную структуру и систему управления компанией.
Так, например, для работы на российском рынке ГМК «Норильский никель» создала дочернюю торговую компанию ООО «Норильские металлы», которая начала работу с июля 2005 года. Компания призвана изучать ситуацию на внутреннем рынке и осуществлять поставки продукции «Норильского никеля» отечественным потребителям.
Чтобы эффективно конкурировать, необходимо четко представлять, чем продукция компании отличается от продукции конкурента. Для этого используется бенчмаркинг - сравнение с соперниками по обозначенным критериям. Информация, полученная при бенчмаркинге, поможет разработать стандарт качества соперников и улучшить собственную продукцию.
По словам генерального директора ООО «Норильские металлы» Николая Абрамова, конкурентные преимущества производимой ими продукции заключаются в том, что компания не использует лома в качестве сырья при производстве медной катанки, а работает на чистой катодной меди, произведенной из медного концентрата «Норильского никеля» и имеющей более высокие качественные характеристики.
Взаимодействие с потребителями продукции
Результаты бенчмаркинга можно использовать в процессе реализации продукции и поиска стратегических партнеров. Грамотно используя полученную информацию, ГМК «Норильский никель» сможет найти новых партнеров и потребителей в разных регионах России. В настоящее время компания имеет партнерские отношения с московскими заводами «Элкат» и «Москабель»; «Кольчугинским заводом по обработке цветных металлов», «Кольчугинским кабельным заводом» из Владимирской области; «Роскатом» из Самары; «Транскатом» из Санкт-Петербурга. Эти заводы производят из катодной меди катанку и другую продукцию более глубокой переработки, а «Норильский никель» поставляет сырье и занимается реализацией готового продукта.
При постоянном взаимодействии с заказчиками, партнерами и потребителями специалисты по конкурентной разведке рекомендуют проводить мониторинг удовлетворенности клиентов. Данная методика конкурентной разведки позволяет с другой стороны взглянуть на сотрудничество и определить все плюсы и минусы работы, причины, по которым клиенты выбирают компанию, а самое главное - почему они уходят к конкурентам и как переманить клиентов конкурентов.
Одним из слагаемых успеха «Норильского никеля» по праву можно считать грамотную маркетинговую политику компании. Переориентация на внутренний рынок принесла реальные контрактные поставки российским заводам. Одновременно «Норильский никель» ищет возможности и для переработки металлов платиновой группы в России, а имидж компании на мировом рынке позволил начать партнерские отношения в этой области со знаменитой швейцарской часовой компании Frank Muller, которая рассматривает возможность производства часов именно в России.
Как и в любой другой сфере деятельности, обеспечивать проведение мероприятий по конкурентной разведке должны профессионалы. Рынок развивается достаточно быстро, и предоставлением подобных услуг занимаются агентства, в которых работают опытные менеджеры. Иными словами, нанять проще, чем брать в штат. Стоимость работы агентства будет сравнительно ниже, чем затраты на организацию конкурентной разведки «изнутри» компании. Кроме того, при проведении исследований работники агентств системно подходят к проблеме, а объективный взгляд «со стороны» и использование уникальных методик обеспечивают достижение нужного результата.
Местным властям необходимо четко осознавать, что всесторонняя поддержка регионального бизнеса способствует улучшению имиджа территории. Развитие градообразующей компании и региона должно происходить параллельно и сосредотачиваться на следующих основных вопросах:
- Обеспечение благоприятного социального климата в регионе, в том числе за счет содействия в реализации благотворительных программ компании.
- Регулирование заработной платы и цен на потребительские товары и услуги.
- Отстаивание в органах государственной власти общих для региона и компании интересов.
Успешное взаимодействие региональных властей с администрацией компании предполагает единство позиций и обеспечивает высокие результаты деятельности и увеличение конкурентных преимуществ компании, а значит, и региона.
Таким образом, конкурентная разведка является современным и действенным инструментом, который в полной мере может обеспечить переход градообразующей компании на новый уровень развития. В итоге успехи бизнеса отразятся на экономической обстановке и социальной политике региона. Кроме того, результаты мероприятий по конкурентной разведке окажут больший эффект на развитие компании, если работа будет проведена профессионалами из специализированного агентства.
Читайте также
Мотивация сотрудников в построении внутрикорпоративных отношений 1
Обзор типологий корпоративной культуры 1
Иду на "Вы"! Практика мозгового штурма
Комментарий
Новое сообщение