Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

В поисках свежей крови

Напитать рекламное агентство - задача не простая. Что же является самым желанным деликатесом для рекламных агентств, способным поправить их здоровье, поднять творческую потенцию и укрепить шатаемую законодательными инициативами самооценку? Свежая кровь молодых и талантливых!

Кто может стать донором?

Времена, когда для получения работы в творческом отделе достаточно было просто прийти в рекламное агентство и сказать: «Я хочу заниматься креативом!», - ушли навсегда. Теперь на сотню желающих одно более-менее стоящее предложение и в этом смысле ситуация в России очень близка к общемировой. Во многих странах рекламное сообщество старается облегчить молодым вхождение в бизнес. К примеру, всемирно известный фестиваль дизайнеров и арт-директоров D&AD построил новый сайт www.dandad.org/gettyoneblood «Свежая Кровь», призванный помочь молодым креаторам показать свои работы, молодым арт-директорам найти копирайтера себе в пару и наоборот. Сайт содержит порядка 500 работ и каждый месяц пополняется 5 отобранными новыми именами. Талантливая молодёжь попадает на сайт через множество каналов по всему миру.

Итак, мы ищем свежую кровь. Свежая кровь - это то, что бурлит в жилах, не давая покоя, заставляя перемещаться и искать новое. Это то, что заставляет задумываться, ломать голову, не спать ночами. Это то, что всегда говорит: можно сделать лучше, чем сделано.

Зачем делиться свежей кровью? Наверное, это единственный способ не дать ей стать несвежей. Необходимо реализовывать себя, развиваться профессионально, постоянно бросая вызов творческому воображению. Работа в креативе - это множество возможностей творить и создавать новое.

Какую пробирку выбрать?

Творческий (креативный) отдел рекламного агентства - большой организм, где мечты становятся реальностью, а реальность - мечтами. Именно здесь создаётся то, что потом видят, слышат, трогают миллионы, что они обсуждают, любят и примеряют на себя. Работают там люди двух племён: копирайтер и арт-директор. Как правило, они работают в паре друг с другом.

В последнее время появилось довольно много учебных заведений, которые помещают специальность «реклама» в свой прайс-лист. Просматривая их описания таких специальностей, как «копирайтер» и «арт-директор» понимаешь, что оно не совпадает с job discription крупных сетевых агентств, а зачастую и с рекламной практикой. В конечном итоге копирайтер и арт-директор - соавторы и занимаются одним и тем же, но первый - строча строку за строкой, а второй - изрисовывая карандашами белую бумагу. Копирайтер генерирует рекламные идеи, работая с текстовой и вербальной частью рекламных обращений. Арт-директор также создаёт новые рекламные идеи, но работает больше с визуальной частью, делает эскизы и взаимодействует с дизайнерами, режиссёрами и фотографами.

Что взамен?

Творческий отдел рекламного агентства - одно из немногих мест, где можно зарабатывать творчеством, созданием нового. С одной стороны, за рубежом широко распространена практика, когда начинающий сотрудник, так называемая «entry position», работает бесплатно. Никто не считает это зазорным, тем более что за обучение обычно приходится платить. С другой, по данным Advertising Age, американские рекламные агентства сталкиваются с большими трудностями в подборе молодых талантливых сотрудников из числа выпускников колледжей - слишком велика конкуренция со стороны других сфер экономики, где предлагаются лучшие стартовые условия. У нас нет точных данных по России, хотя можно предположить, что стартовый уровень в рекламе ниже, чем в банковской сфере или торговле нефтью. Интереснее другое: порой в небольших агентствах молодой человек может получить, казалось бы, лучшие условия. Небольшие агентства, где люди совмещают разные обязанности, предлагают сразу лучшие условия, нежели сетевые, но и расти там некуда. Иногда там встречаются удивительные люди - менеджеры, креативщики и дизайнеры, а иногда и бухгалтеры, в одном лице. Но если вам интересны технологии рекламы и определение своей специализации в рекламном бизнесе, то начинать лучше со знакомства со структурами, работающими по общемировым правилам. Гораздо продуктивнее сначала предпочесть опыт, а затем деньги. Чем дальше, тем сложнее будет пожертвовать материальным ради перспектив.

Требования к выполняемым работам и ответственность за конечный результат становятся всё жёстче. Молодым талантам вряд ли сразу можно рассчитывать на самостоятельную работу над проектом. Скорее всего, первые самостоятельные задания будут типа «приклей-отклей», «распечатай-допечатай». Но вся творческая работа ведётся в команде, все сотрудники имеют возможность участвовать в обсуждениях. И если идея новичка интересна, она не останется незамеченной. Лучше сразу учиться играть по правилам. Необходимо привыкнуть, что процесс создания рекламы, оставаясь творческим, должен подчиняться дисциплине и поставленным маркетинговым целям.

В серьезных агентствах, подбирая сотрудников, прежде всего хотят приобрести надёжных членов команды. Мы (BBDO) гордимся своим командным духом, тем, что в агентстве царит атмосфера сотрудничества и дружбы. Мы гордимся тем, что сотрудники имеют все возможности для профессионального роста, тем, что общий уровень работающих в агентстве по-настоящему высок. Молодые сотрудники принимают участие в крупных проектах, имеют доступ к международной корпоративной культуре и творческим достижениям современной мировой рекламной индустрии.

Несколько практических советов, которые могут пригодиться начинающему рекламисту при собеседовании в рекламном агентстве. Обязательно имейте при себе резюме (CV), которое вы оставите в агентстве. Оно упростит разговор и увеличит ваши шансы быть востребованным спустя некоторое время. Обязательно укажите желаемую должность, образование, предыдущий опыт (если был), телефоны и e-mail.

Не следует надевать слишком яркие вещи, как, впрочем, и совершенно невыразительные. Главное, чтобы вам было удобно. Выучите слова, которые являются частью профессионального жаргона. Посмотрите несколько последних рекламных журналов, книг и кассет о последних рекламных фестивалях, всегда приятно иметь дело с человеком, следящим за течениями и новостями. Не стесняйтесь задавать вопросы, это не столько говорит о вашем незнании, сколько показывает ваш интерес к предмету разговора. Рассказывайте всё, что считаете нужным, вплоть до ярких детских впечатлений. Старайтесь рассказывать так, как будто вы хотите убедить собеседника. Покажите, что вы умеете слушать. Это очень важное профессиональное качество, которое, к тому же, очень нравится окружающим. Не надо ругать других, приводя примеры неудач, лучше расскажите о том, что вам нравится, и постарайтесь объяснить, почему.

Не ожидайте немедленных предложений, чётко декларируйте свои цели на ближайшее время. Обдумайте заранее ответ на вопрос, почему вы хотите получить эту работу. Причины могут быть такими как желание самореализоваться в рекламе, восторг перед лучшими рекламными образцами, заинтересованность в работе в агентстве с хорошей репутацией и профессиональным уровнем, желание знать больше, убеждённость в большом будущем рекламы как коммуникации грядущей эры и т.д., но, главное, скажите правду, чтобы потом не разочаровать и не разочароваться. Мотивация очень важна прежде всего для вас самих. Никто лучше вас не сможет рассказать о собственных планах на будущее.

И, конечно, самое главное - портфолио. Откуда бедному студенту взять портфолио и что должно туда входить, если вы ищите работу первый раз?

Идите от цели, для которой портфолио создаётся. Вы хотите продемонстрировать творческое видение окружающего мира? Вот и возьмите несколько тем из жизни. Наша жизнь наполнена словами и символами, брендами и продуктами, которые хотелось бы улучшить, сделать что-то по-другому, взглянуть с иной точки зрения. Эти мысли по поводу того, как это могло бы быть, и могут продемонстрировать ваши способности и потенциал. Возьмите существующую рекламную компанию и попытайтесь её продолжить. В общем, ставьте себе задачи сами. Очень важно записывать и зарисовывать не только результат, но и путь, которым вы пришли к нему. Оставляйте все альтернативные мысли и покажите, почему вы остановились на одной из них.

Помимо собственно рекламных идей приносите броские фразы, необычное сочетание предметов, в общем, всё то, что кратко по форме передаёт большой объём мыслей. И помните, вряд ли кто-нибудь в агентстве будет читать что-либо длиннее страницы машинописного текста.

Рекламируйте себя. Вам всю дорогу придётся продавать свою работу разным людям, так что рассматривайте умение презентовать как часть профессиональных навыков. Старайтесь оформлять каждую свою работу с максимальным качеством. Конечно, профессионал и в обрывке промокашки сможет разглядеть сильную идею, но качество оформления может сказать многое о вашем отношении к работе и желании её получить.

Григорий Федоров

Читайте также

Игра в идеальное

Мотивация сотрудников в построении внутрикорпоративных отношений 1

Обзор типологий корпоративной культуры 1

Иду на "Вы"! Практика мозгового штурма

Как обезоружить конкурентов

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]

На правах рекламы: