Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Как зарегистрировать товарный знак?

Товарный знак - это актив компании, который позволяет ей выделить свой продукт среди аналогов, а также является средством повышения прибыльности компании.

Для того чтобы обладать исключительным правом на использование товарного знака, его необходимо зарегистрировать. Есть масса нюансов, сопровождающих процедуру регистрации товарных знаков. Знание их - составная часть профессии «патентный поверенный». Законодательство по защите товарных знаков является своеобразным флюгером: никто не может предсказать, какое решение будет принято в результате борьбы за марку. Слишком многое зависит от квалификации и опыта патентного поверенного, в частности от того, насколько убедительные и весомые аргументы он сможет привести, отстаивая позицию своего клиента. Опытный патентный поверенный предварительно предоставит заинтересованному лицу консультацию по спектру вопросов, связанных с защитой товарного знака, а также подскажет возможности повышения его охраноспособности.

О юридической практике работы с товарными знаками рассказывает директор по развитию объединения «Интеллект Патент» Наталия Тесакова.

Что нужно знать маркетологу и рекламисту о товарном знаке?

Товарным знаком называется обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг юридических или физических лиц. Применительно к услугам вместо термина «товарный знак» используется термин «знак обслуживания».

Товарные знаки позволяют отличать сходные товары и услуги одних предприятий и частных лиц от товаров других. Товарный знак может состоять из разных элементов: слов, фраз, рисунков, объемных объектов и фигур, звуковых элементов, экранных заставок, мультфильмов, символов и их различных комбинаций.

Наряду с юридически верным термином «товарный знак» в деловой литературе часто употребляются также термины «торговая марка» и «бренд». Торговая марка является синонимом «товарного знака». Под брендом же, как правило, понимают хорошо известный, узнаваемый товарный знак, уже завоевавший доверие потребителей.

Как бы то ни было, для того чтобы обладать исключительным правом на использование товарного знака, его необходимо зарегистрировать. Регистрацией товарных знаков в нашей стране занимается Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент). Процедура регистрации состоит из нескольких этапов и может длиться от пяти месяцев до нескольких лет. Товарный знак регистрируется на 10 лет со дня подачи заявки в Роспатент, по истечении которых по заявлению компании срок может продлеваться. Приоритетным правом на использование товарного знака обладает та организация или физическое лицо, которая раньше других подала заявку в Роспатент на его регистрацию.

Если в течение срока действия регистрации товарный знак не используется компанией три года подряд, то его охрана может быть прекращена по заявлению любого заинтересованного лица.

Ошибки при регистрации марки - финансовые потери

Уровень юридической защиты - это показатель конкурентоспособности товарного знака. Иногда незначительный промах, совершенный в начале официальной «жизни» торговой марки, может обернуться для компании долгими годами судебной борьбы за возможность ее использовать.

Товарный знак - очень уязвимый актив для атак конкурентов. Не оставляйте возможности для конкурентов зарегистрировать аналогичный вашему товарный знак в смежных, значимых для вас областях бизнеса. Блокируйте своей регистрацией смежные классы.

Защищайте свой товарный знак комплексно. Это позволит ограничить возможности недобросовестной конкуренции, а именно цветографической, фонетической и других видов имитаций уже раскрученного вами бренда. Например, для минеральной воды и схожих товаров необходимо проводить комплексную защиту, которая включает получение свидетельства на товарный знак по определенному числу классов МКТУ, свидетельства на объемный товарный знак (форма бутылки), патента на промышленный образец (бутылка), договора о передаче исключительных авторских прав с дизайнером этикетки, патента на изобретение (состав, рецептура и способ производства).

Имитация - это такое изменение идентификаторов марки, при котором у имитирующей марки есть отличие от оригинала, но у потребителя возникает отчетливая ассоциация с оригинальной торговой маркой. Ложные товарные знаки имитируют известные марки, чтобы воспользоваться ее авторитетом у покупателя и увеличить продажи без затрат на рекламу.

Фонетическая имитация - это клонирование имени марки за счет работы с буквами и звуками, например, Reebok - Reebuk, Martino - Martini. Цветографическая имитация - это копирование или клонирование цветовой и шрифтовой концепции марки. Этот вид имитации особенно часто используется при подделке упаковок. Сюжетная имитация моделируется для тех элементов марки, которые имеют свою сюжетную линию. Некоторые торговые марки имитируют сразу по нескольким параметрам: по дизайну флакона, звучанию, шрифту.

В российском законодательстве оговорено, что владельцем товарного знака может быть как юридическое, так и физическое лицо. Причем гражданин имеет право обладать товарным знаком только при наличии свидетельства о предпринимательской деятельности. В СССР существовала музыкальная группа «Надежда», и в постсоветское время бывший солист этой группы захотел ее возродить и зарегистрировать название как товарный знак. При этом он как физическое лицо пожелал стать правообладателем «Надежды» и стал им, благодаря усилиям патентных поверенных. Однако через некоторое время его регистрация была аннулирована третьим лицом по банальной причине: музыкант не стал тратиться на получение регистрации индивидуального предпринимателя, решил «подстраховаться», и только после получения свидетельства о регистрации товарного знака оформил свидетельство индивидуального предпринимателя. Его оппоненты на законном основании воспользовались этим досадным промахом.

Все российские компании регистрируют свое фирменное наименование, но далеко не все знают, что название компании не тождественно торговой марке, при помощи которой идентифицируются товары и услуги. Компаний с одинаковым названием, зарегистрированным в налоговых органах, может быть великое множество. И работать эти компании могут в одной отрасли. Но использовать указанное наименование в качестве товарного знака для однородных товаров и услуг может только одна компания, которая зарегистрировала его в качестве товарного знака в Российском патентном ведомстве.

Если фирменное наименование зарегистрировано в качестве товарного знака, то за ним нужно постоянно «приглядывать»: вовремя вносить необходимые изменения в свидетельство о регистрации знака. В этом случае ваш знак не аннулируют за неиспользование.

Товарный знак и третьи лица

Товарный знак как объект интеллектуальной собственности можно оценить, поставить на баланс предприятия и передавать его на использование третьим лицам. Передача товарного знака может быть оформлена лицензионным договором, договорами уступки товарного знака и коммерческой концессии (франчайзинга).

По лицензионному договору владелец товарного знака (лицензиар) передает другому лицу (лицензиату) неисключительное право (в виде лицензии) на использование товарного знака в отношении всех или части товаров. При этом владелец знака может одновременно заключать лицензионные договоры с другими лицами. Кроме того, в контракте стороны могут предусмотреть условие о том, что лицензиат вправе предоставлять лицензии на использование товарного знака третьим лицам. Обязательным условием лицензионного договора является положение о том, что качество товаров лицензиата должно быть не ниже качества товаров лицензиара и контролировать выполнение этого условия должен лицензиар. Если такое условие в лицензионном договоре отсутствует, то он считается недействительным.

При уступке товарного знака у него появляется новый владелец, который может по своему усмотрению разрешать или запрещать пользоваться этим товарным знаком другим лицам. Заметим, что в отличие от лицензионного договора при договоре об уступке товарного знака изготовление продукции ненадлежащего качества новым владельцем товарного знака не влечет за собой недействительность договора.

По договору коммерческой концессии одна компания (правообладатель) обязуется за вознаграждение предоставить другой фирме (пользователю) право использовать комплекс принадлежащих ей исключительных прав, в том числе права на фирменное наименование или коммерческое обозначение и на коммерческую информацию. В договоре могут быть оговорены и другие права, например на товарный знак, знак обслуживания и т. д. Таким образом, право на товарный знак может быть одним из тех исключительных прав, которые предоставляются пользователю по договору коммерческой концессии. Суть договора коммерческой концессии состоит в том, что правообладатель, имеющий разработанную систему ведения бизнеса, сформировавшуюся репутацию и хорошо известный товарный знак, разрешает другому предприятию (частному лицу) использовать эту систему за вознаграждение.

Зачем нужен патентный поверенный?

Многим российским предпринимателям кажется, что они сами вполне справятся с регистрацией товарных знаков в Роспатенте. А на деле «мнимая экономия», незнание специфики и нюансов патентного права впоследствии, когда бизнес уже налажен и раскручен, приводит к серьезным судебным издержкам.

Существовавшая долгие годы правовая бесхозность в области товарных знаков еще несколько десятков лет будет доставлять судебные хлопоты тысячам российских коммерческих фирм. Опыт показывает, что сохранить товарный знак подчас сложнее, чем его зарегистрировать и раскрутить. Стоимость владения товарным знаком помогут снизить опытные патентные поверенные, которые могут помочь в решении следующих задач:

  • проконсультировать по разработке товарного знака, отличающегося новизной;
  • провести поиск среди товарных знаков, ранее зарегистрированных, сходных или тождественных товарному знаку заявителя;
  • провести мониторинг товарных знаков, подаваемых на регистрацию в Патентное ведомство РФ;
  • подать заявки на регистрацию товарных знаков и вести делопроизводство по ним в любой стране;
  • оценить охраноспособность уже разработанных товарных знаков;
  • составить и зарегистрировать договоры об уступке, предоставлении лицензий и франшиз на товарные знаки;
  • подать заявку о признании товарного знака общеизвестным;
  • разрешить споры, связанные с отказом Патентного ведомства в предоставлении правовой охраны вашему товарному знаку;
  • разрешить споры, связанные с незаконным использованием вашего товарного знака в судах, административных и правоохранительных органах;
  • оценить стоимость ваших товарных знаков.

Успешные торговые марки живут десятилетия, а некоторые - столетия, поэтому и партнера по защите своей интеллектуальной собственности нужно выбирать на долгий срок.

Наталия Тесакова

Читайте также

В "Раше" только наши

Имя собственное. Проблемы защиты интеллектуальной собственности в шоу-бизнесе

Свою интеллектуальную собственность нужно защищать

Как судиться с прессой

Заклеймленные. Товарный знак и торговая марка 1

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]

На правах рекламы: