Разница между объективной реальностью и интерпретацией реальности различными заинтересованными в этом силами изо дня в день становится все более и более очевидной . Практически нет ни одной сферы общественных интересов, не тронутой «эпидемией» фальсификации.
Вспомним ситуацию с оружием массового уничтожения в Ираке, например. И Правительство США и Правительство Великобритании заявляли о том, что это оружие в Ираке есть, транснациональные СМИ разнесли эту информацию по всему миру, а потом выяснилось, что оно отсутствует.
Ранее усилия специалистов по обману были сосредоточены на механической фальсификации различных информационных носителей, в первую очередь фотографий и кинопленок, которые ретушировались и подделывались определенным способом. Теперь же, благодаря техническому прогрессу, эта работа упростилась существенно. А изобретение цифровой камеры не только намного облегчило доступ к информации, но и увеличило возможность манипуляции ею: можно увеличить или уменьшить размер толпы, которая слушает того или иного лидера, можно убрать или добавить различные звуковые эффекты, можно изобразить участие того или иного лица в осуждаемых общественностью мероприятиях.
Кроме столь явных обманных приемов специалистами по фальсификации теперь зачастую стала использоваться и правдивая информация. Прием очень прост: вырванные из контекста истинные изображения тоже могут ввести в заблуждение даже с большей эффективностью, чем те, что ложны на все сто процентов.
Примером стало заявление Буша-старшего в 1991 году о том, что на границе с Саудовской Аравией собираются вооруженные отряды иракцев, что якобы было зафиксировано спутниками-шпионами. На самом же деле ничего подобного на границе Саудовской Аравии не было.
Для доказательства наличия в Ираке оружия массового уничтожения были представлены снимки со спутника, на которых небольшой грузовик «подозрительно» стоял около холма. В действительности, ничего, кроме стоящего и отъезжающего потом от холма грузовика, в этой картинке нет.
Другая известная история: когда Дж. Буш-мл. посещал Ирак на день Благодарения, его вместе с американскими солдатами и офицерами сфотографировали за праздничным столом с традиционными угощениями: индейкой, овощами. На самом деле индейка и угощение были всего лишь муляжом.
Не отстают в области фальсифицирования информации и коммерческие структуры. Многие компании, особенно связанные по роду деятельности с проблемой использования генетически-модифицированного сырья и продуктов, организуют «поддельные» демонстрации, поддельные научно-исследовательские центры, группы активистов выпускают лживые листовки, создают сайты и т. д. Например, за созданием двух якобы независимых организаций в Великобритании: Совета по сельскому хозяйству и биотехнологиям и «КорпДжен» - стояли интересы компаний, работающих в данном сегменте рынка. Обе эти организации были созданы на базе PR-кампании «Лексингтон коммьюникейшнз» и заявляли при этом о своей независимости от постороннего влияния и экспертной состоятельности.
Большие суммы тратятся корпорациями на составление специальных групп влияния, которые могли бы выступить как «третья сторона» в поддержку политики корпорации. Причем лоббизм становится все более агрессивным и неприкрытым.
Одна из таких групп (IPN) проповедует среди журналистов идею о том, что изменения климата - очередной медиа-миф, а не насущная проблема. Нетрудно догадаться, что эту организацию спонсируют корпорации, которые подвергаются наиболее жестоким нападкам со стороны движения «зеленых».
Фальсифицированная информация и обман просачиваются и в сообщения центристской прессы. Например, история скандала, связанная с Администрацией Президента США Дж. Буша, когда выяснилось, что вместо журналистов рассказывали об изменениях в программе «Медикэа» специально нанятые для этого Администрацией актеры. Это разоблачение повлекло за собой расследование, и оказалось, что и раньше Белый дом использовал актеров для оповещения населения об изменениях, например, в фармацевтической политике государства, а также оплачивал работу журналистов для освещения государственной политики в области образования. Использование в политике маркетинговых и PR-технологий привело к тому, что демократичность выборов и легитимность их результатов оказались под большим вопросом (например, последние президентские выборы в США).
Более того, США активно воздействуют на избирательный процесс и в других странах. В прошлом для подобного влияния США пользовались такими простыми методами, как подкуп и коррупция или спонсирование государственных переворотов в особо сложных случаях. Теперь больше используются маркетинговые и рекламные технологии воздействия на электорат для того, чтобы были выбраны кандидаты, готовые сотрудничать с США. Это продемонстрировали и выборы в Украине, и выборы в Ираке. Во всех этих случаях использовался прием конструирования новостей для достижения собственных целей.
За последние годы мастерство специалистов по конструированию новостей заметно выросло: теперь достаточно сложно определить, где правда, а где ложная интерпретация. И с каждым разом задача читателя, зрителя и специалиста по разоблачению фальсификаций усложняется.
Одним из самых действенных инструментов фальсификаторов можно назвать новостные видео-релизы. Это видео-клипы, не отличимые по внешним признакам от традиционных новостных клипов и проходящие по каналам без дополнительной редакции и указания настоящих авторов, спонсоров, в роли которых зачастую выступают корпорации, правительственные агентства или неправительственные организации.
Цикл прохождения фальсифицированной информации обычно выглядит следующим образом:
1. Выработка концепции.
Клиент приходит с какой-то идеей, концепцией, посланием, которое он хочет донести до общественности. Затем нанимается медиа-консультант, который, проанализировав специфические характеристики «товара», предложит максимально эффективный путь его подачи публике.
2. Создание новостного видео-релиза.
PR-агентство тесно сотрудничает с клиентом во время подготовки новостного видео-релиза: вырабатывается наиболее эффективный путь трансляции послания клиента, обсуждаются все этапы работы (написание сценария, редактура, звуковое и текстовое сопровождение релиза).
Нанимается компания, которая снимает 1-2-минутный новостной ролик. Особенностью таких релизов является то, что при наличии текстового наполнения сюжета репортер никогда не появляется перед камерой, создатели ограничиваются закадровым комментарием.
3. Трансляция новостного видео-релиза.
Релизы распространяются по спутниковым, кабельным каналам, через крупные новостные агентства. На продюсеров каналов и редакции выходят по личным связям тех, кто этот самый релиз делал.
4. Ассимиляция информации.
На каждом канале исходный вариант видео-релиза, если продюсер находит его интересным, профессионально снятым, подходящим по формату данному СМИ, трансформируется штатными журналистами, монтажерами, режиссерами для выдачи в эфир: накладываются титры с логотипом канала, заменяется звуковое сопровождение, переозвучивается закадровый текст ведущими данного канала.
5. Трансляция.
Таким образом, на выходе искусственный новостной видео-релиз выпускается в эфир без указания первоисточника. А у аудитории канала создается впечатление, что информация, которую им сообщает канал, была тщательно проверена и является объективной.
Новостные видео-релизы, конечно, значительно проигрывают обычным новостным релизам по цене, но, тем не менее, они значительно выигрывают у последних по возможностям донести информацию в первоначальном виде, без редактуры со стороны журналистов.
Новостные видео-релизы используются неизмененными небольшими малобюджетными местными каналами (так сокращаются финансовые затраты на производство новостей). Для тех каналов, руководство которых не одобряет видео-ньюз-релизы, специалисты по связям с общественностью обычно монтируют целую серию видео-клипов, которые можно потом использовать по своему усмотрению для иллюстрации новостей.
В докладе Кэндис Уайт для PRSA в 2000 году «Как новостные видео-релизы используются на телевидении» был затронут другой важный аспект проблемы - социальная ответственность редакторов и продюсеров канала и их способность при использовании видео-ньюз-релизов «отсеивать» заведомо ложную информацию. И она пришла к выводу, что на этапе рассмотрения видео-релиза продюсерами и редакторами они вполне могут контролировать качество транслируемой в новостном блоке информации и легко могут отделить ложь от истины.
В октябре 2003 года в ходе обсуждения проблемы использования видео-ньюз-релизов Ларри Московиц, основатель и президент компании «Медиалинк», самого крупного производителя видео-ньюз-релизов, косвенно подтвердил, что использование их широко распространено. Особенно в бизнес-среде: «Если Ваши корпоративные новости представляют интерес для широкой общественности, мы найдем способ поместить Ваш логотип при освещении этой новости. В каком-то смысле это даже можно назвать product placement, но это явление уже заняло собственную нишу в инструментарии PR-специалиста».
PR-агентства, которые занимаются производством новостных видео-релизов выделяют для себя в качестве ключевой аудитории не только национальные каналы, но и местные телестанции, кабельное телевидение и интернет-сайты. Их клиенты настаивают на том, чтобы размещение информации об их корпорации было гарантировано PR-агентством, а сравнительно недавно появилась новая тенденция на медиа-рынке, которую специалисты по связям с общественностью называют branded journalism, когда PR-компании и продюсерские фирмы выплачивают некую сумму каналам за информационное обеспечение их корпоративных проектов.
Специалисты по связям с общественностью советуют не пытаться обмануть продюсеров, выдавая новостной видео-релиз за настоящую новость. «Если в Вашем новостном видео-релизе раз или два упоминается бренд, предупредите об этом продюсера заранее и объясните, почему это упоминание важно и должно остаться в ролике», - объясняют они в журнале PR Week Guide. В феврале 1992 года в статье «Поддельные новости» Дэвид Либерман призвал СМИ и PR-специалистов избегать использования в своей работе новостных видео-релизов и в случае обнаружения их в эфире клеймить их как подделки. «Если они этого не сделают, они рискуют подорвать доверие аудитории к себе, - утверждал автор статьи, - существует опасность того, что новости будут все чаще искажаться, чтобы лоббировать интересы определенных заказчиков».
Специалисты по производству новостных видео-релизов, в частности Ларри Московиц, в ответ обвинили Д. Либермана в том, что он «скатился до уровня таблоидной журналистики», создает панику в обсуждении проблемы применения PR-приемов в новостных программах.
В марте 2005 года в New York Times появилась публикация, в которой пресс-секретаря Белого дома Скотта МакЛелана спросили о том, использовал ли Белый дом в своих целях новостные видео-релизы, и насколько было это использование законным, и насколько эти новостные видео-релизы соответствовали действительности.
«В первую очередь мы говорим об информационных релизах. Департамент правосудия установил следующий критерий истинности для этих информационных материалов: если в нем содержится фактическая информация о работе департамента или государственного агентства, то новостной видео-релиз заслуживает доверия. Информационные новостные релизы мы используем уже много лет, с самого начала 90-ых, - ответил спикер Белого дома, - кроме того, когда мы рассылаем эти новостные релизы, мы не скрываем, что являемся источником информации, поэтому никакого обмана здесь нет. Ответственность же за обнародование источника информации полностью лежит на руководстве телевизионных каналах. Это их обязанность».
Почему местные телеканалы все чаще используют новостные видео-релизы вместо реальных новостей? В первую очередь из-за того, что финансовые возможности этих каналов ограничены, а финансовый прессинг усиливается день ото дня. Гонка за рентабельностью приводит к сокращению количества продюсеров и технического персонала и одновременному увеличению количества новостей, которые должны появиться в эфире. Чтобы соответствовать финансовым ожиданиям владельцев компаний, телеканалы добавляют в сетку вещания все новые программы, не увеличивая при этом штат, занятый в производстве каждой программы.
За четыре года (с 1998 по 2002) количество новостных видео-релизов, появившихся в эфире, увеличилось с 14 до 23%. При этом количество новостей местного уровня в новостных передачах уменьшилось с 62 до 43%. Поэтому неудивительно, что Администрации Буша было так легко добиться трансляции собственных новостных видео-релизов на национальном и местном телевидении.
Одним словом, новые технологии манипулирования общественным мнением настолько эволюционировали и усложнились в последнее время, что уже не просто позволяют исказить реальность, но полностью стирают различие между правдой и ложью.
Читайте также
Terror-promotion: западный опыт
Комментарий
Новое сообщение