Согласитесь, в конечном итоге голосуют за тех, кто нравится и кому доверяют. Каким образом Кандидат создает это ощущение в умах и сердцах избирателей? Что, кроме его харизмы, авторитета и обещаний, воздействует на электорат?
Прежде чем ответить на этот вопрос, замечу, что в избирательном процессе есть, по крайней мере, еще два участника: Коммуникатор (избирательный штаб), который организует всю кампанию, и некие третьи лица, которые дают благоприятный отзыв о Кандидате, рекомендуют его как публичную персону. Эти высказывания воспринимаются как искренние и объективные, поскольку эти Рекомендатели, по мнению избирателей, абсолютно самостоятельны в суждениях, никоим образом от Кандидата не зависят и, в каком-то смысле, находятся вне выборов. В общем, это добровольные, добросердечные и добропорядочные советчики на общественных началах.
Жаль, но журналисты уже не воспринимаются рядовыми избирателями как истинные Рекомендатели. Что ж, остаются еще местные влиятельные персоны и организации, которым Коммуникаторы, увлеченные предвыборными программами и технологическими изысками, до последнего времени уделяли слишком мало внимания. А зря...
Как известно, диагностика избирательного округа предполагает, помимо прочего, исследование локальных референтных групп, включающих в себя представителей власти, руководителей производственных и коммерческих структур, влиятельные некоммерческие организации (НКО), политические партии и общественные объединения. Эта информация необходима для коррекции имиджа Кандидата и для предварительной селекции его Рекомендателей.
Попутно выявляются злободневные информационные поводы и сведения о планируемых в округе публичных мероприятиях. Это позволит Коммуникатору за счет «встраивания» действий Кандидата в актуальную событийную структуру, во-первых, свести к минимуму число инициативных PR-мероприятий, а, во-вторых, повысить доверие избирателей к Кандидату, который в этом контексте предстанет перед ними не как набирающий очки соискатель мандата или должности, а как земляк, близкий знакомый, «свой».
Роль НКО в избирательном процессе сегодня очень велика. Во-первых, их значительно больше, чем, например, политических партий, во-вторых, в России есть авторитетные и влиятельные НКО, располагающие значительными людскими ресурсами, в-третьих, многие НКО стали популярными ньюсмейкерами и сами по себе способны существенно поднять рейтинг рекомендуемого Кандидата. Так какие же НКО целесообразно трансформировать в Рекомендателей и как?
Сначала выделим традиционные «околовластные» НКО, которые фактически выполняют функции посредников при распределении бюджетных средств на социальные нужды. Имеются в виду разнообразные советы ветеранов, объединения инвалидов и многодетных, «афганские» союзы, женсоветы и т.п. Жесткая «тематическая» (ветераны труда с ветеранами войны) и «типологическая» (многодетные против «чернобыльцев») конкурентная борьба за доступ к ограниченным материально-финансовым средствам, желание первенствовать и скаредный уход от кооперации с другими НКО позволяют Кандидату сыграть на этих противоречиях и приобрести общественные симпатии. Однако эффективность инвестиций мала, поскольку спрос на эти НКО во время избирательных кампаний всегда превышает предложение (и цены растут!), а сами НКО ни за какие деньги не будут ссориться с действующими властями (лучше мало, но всегда!). К тому же из-за консервативности и нерасторопности лидеров практически невозможно подготовить и реализовать полноценную совместную PR-программу, потому придется ограничиться чаепитиями, вечеринками «а-ля Леонтьева» да набившими оскомину театральными телепризнаниями в любви по бумажке. Тем не менее, нет правил без исключений!
Вторые НКО - органы территориального самоуправления (ТОС), растущие в России, как грибы после дождя. Надо сказать, что ТОСы, в которых работают, безусловно, активные жители микрорайонов, не только получают средства из бюджета, но и занимаются коммерческой деятельностью, а, следовательно, имеют некоторую самостоятельность. Лидеры ТОСов поддерживают хорошие контакты с местными чиновниками, депутатами и журналистами. Многие политики, трезво оценив этот потенциал, проводят «встречи с народом по месту жительства» в тесном сотрудничестве с ТОС. В последнее время наметилась тенденция к фактическому слиянию ТОСов и «старших по домам». В этом случае интеллектуальные и финансовые инвестиции могут быть очень эффективными, потому что именно таким образом легче всего продемонстрировать нацеленность Кандидата на конкретные дела, его близость к чаяниям рядовых избирателей, а также заслужить неподдельное уважение лидеров ТОС, и за счет этого безболезненно и незаметно превратить их в своих Рекомендателей.
Третий класс НКО - коллективные грантополучатели, которые фактически представляют собой полукоммерческие организации с весьма размытыми полями деятельности. На участие в избирательных кампаниях они идут только на условиях получения спонсорской поддержки. Впрочем, толку от этих НКО мало в силу их малочисленности и малоизвестности.
К четвертому типу относятся НКО по национальному признаку, иногда представляющие собой серьезную силу во властных кругах, в определенной бизнес-сфере или на отдельных территориях. Заручиться их поддержкой стремятся многие, но лучше всего это удается Кандидатам, которые могут подтвердить свою этническую идентичность. Впрочем, розыгрыш национальной карты в нынешней России - дело рискованное.
Одобрение замыслов Кандидата религиозными общинами, которое демострируется трогательными фотографиями со священнослужителями на фоне церквей, мечетей или синагог, стало настолько тривиальным, что практически не прибавляет никаких очков. И, пожалуй, такая игра не стоит свеч!
Шестые потенциальные Рекомендатели - творческие союзы художников, архитекторов, дизайнеров, писателей, композиторов, филателистов и т.п. Они всегда нуждаются в деньгах, но трепетно относятся к своим склонностям и убеждениям, поэтому Кандидату следует проявить деликатность и понимание. Покупать или заказывать картины, изваяния и дарить их интернатам или ГИБДД, пожалуй, не обязательно, а вот присутствовать на инсталляциях и вернисажах надо: там скапливается масса репортеров, которые с чистой совестью как-нибудь упомянут и Кандидата.
Весьма перспективно сотрудничество с молодежными объединениями, способными единовременно привлечь к PR-акциям Кандидата много энергичных и симпатичных участников. Расходы на обеспечение «массовок» (экипировка, питание, развлечение) полностью окупаются вниманием широкой общественности и журналистов. Кстати, студенты пригодятся Кандидату и в агитационной работе, но не следует рассчитывать на них, как на голосующих избирателей. Жизнь показала, что «звездные» концерты - это источник доходов для недобросовестных Коммуникаторов, но не катализатор молодежной электоральной активности.
Замечу, что в избирательном штабе за отбор референтных групп, разработку и проведение совместных программ отвечают PR-менеджер и ответственный за организацию «малых дел», так называемый «орговик».
Вторая проблема - принципы взаимодействия Кандидата с НКО. Иначе говоря, как превратить НКО в Рекомендателей, не лишая их общественного ореола авторитетности и честности?
Прежде всего, необходимо соблюсти три базовых принципа открытой PR-коммуникации - «уважай!», «информируй!», «не лги!». Кроме того, следует придерживаться следующих правил:
«Достоверная коалиция народных авторитетов»
Не стоит стремиться к тому, чтобы подобрать как можно больше разных по профилю НКО, ибо одни НКО существуют только на бумаге, во главе других стоят одиозные или неразумные лидеры, а от третьих - больше вреда, чем пользы. В то же время однородная группа Рекомендателей (например, абсолютно все женсоветы или ТОСы) вызовет у избирателей подозрение в банальном централизованном подкупе и приведет к отторжению Кандидата как бессовестного взяточника.
«Исполнение желаний»
Кандидат должен понять, чего на самом деле добивается то или иное НКО, поскольку от декларируемых намерений до реальных целей бывает дистанция огромного размера. В одних случаях это реализация личных амбиций лидера, который рассматривает НКО как ступеньку к политическому подъему, в других - горячее желание и откровенное неумение урегулировать что-нибудь общественное, и, наконец, тривиальное добывание денег под вывеской НКО. Первых привлекает шумное паблисити, вторых - профессиональная помощь и бесплатные консультации, третьих - коммерческая выгода. Дело за малым - предложить лидеру то, чего он хочет. Как видите, не обойтись без хотя бы фрагментарного досье на руководителей отобранных НКО, а иначе первый контакт окажется последним!
«Взаимная любовь по согласию»
Не допускается никакого нажима на НКО, никакого силового воздействия, никаких угроз. Никого не надо упрашивать, никого не надо подкупать, да и посулами не увлекаться. В конце концов, лидеры НКО в большинстве случаев уже имеют опыт таких переговоров и умеют трезво соотносить слова Кандидата с реальностью. На последнем этапе переговоров поддержку Рекомендателей лучше зафиксировать в Совместном письменном заявлении, которое может быть конфиденциальным.
«Синица в руках»
Уже на второй встрече надо предложить программу взаимодействия, предполагающую «гребеночное» совмещение собственных мероприятий НКО с PR-акциями Кандидата. Имейте в виду, что у многих НКО никаких продуманных планов с соответствующими графиками нет, поэтому придется в оперативном порядке изучить хотя бы замыслы лидеров и на этой основе разработать приемлемую программу.
Ну, а если НКО требуются только деньги, нужно безотлагательно подписать хоть какой-нибудь протокол о намерениях, а не отделываться общими рассуждениями.
«Не слияние, а сотрудничество»
Речь ни в коем случае не идет об отождествлении НКО с Кандидатом, поскольку превращение НКО в коллективного участника команды не дает Кандидату нового Рекомендателя. Напомню, что Рекомендатель ни формально, ни «поведенчески» не участвует в избирательном процессе, а играет роль местного действующего субъекта, представителя более или менее широкой общественности, объективного комментатора, которому Кандидат нравится как партнер, соратник по общему делу. В первую очередь, именно этой демонстрируемой отстраненностью Рекомендатели отличаются от доверенных лиц, которые не скрывают своей причастности к штабу Кандидата и рекламируют его как официально уполномоченные лица.
«Пока не говори «гоп»
У Кандидата, который наслышан о «суггестивной мощи» СМИ, на первом же этапе переговоров с НКО возникает соблазн заявить об этом во весь голос. Делать этого нельзя. Почему? Лидеры сильных НКО ревностно относятся друг к другу и с пренебрежением - к слабым собратьям. Вот почему ни в коем случае не следует раньше времени трубить о планах формирования коалиции общественников, ибо этому строительству тогда помешают и амбиции лидеров, и вмешательство конкурентов. А вот после достижения договоренности по существу, можно и нужно с размахом обставить торжественное подписание каких-либо бумаг в присутствии журналистов!
«Продолжение верности»
К сожалению, не всегда Кандидат становится депутатом, губернатором или мэром, но его общественная жизнь на этом не заканчивается. Вот почему все недоделанные совместные проекты необходимо обязательно завершить и, тем самым, еще раз продемонстрировать местным НКО свою искренность и обязательность. Такое продолжение - хороший способ сразу же включиться в очередной электоральный цикл.
Итак,целенаправленная трансформация нескольких активных местных референтных групп в объективных Рекомендателей Кандидата - одна из главных задач любого Коммуникатора, который проводит избирательную или политическую кампанию. Между прочим, тем самым Коммуникаторы содействуют развитию «третьего сектора», а, следовательно, и гражданского общества в России.
Читайте также
Политико-коммуникативный жанр и выступление современных политиков
Массовая коммуникация и политическое манипулирование
Интегрированные коммуникации: стратегический PR, маркетинг или что-то еще?
Комментарий
Новое сообщение