Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Как дальше жить будем? Чуть-чуть философии, немного Чехова

Всякий, способный ориентироваться в прозе общественной, политической и деловой жизни России, имеет бездну соблазнов счесть следование мыслям западных отцов-основателей Public Relations о "всеобщей гармонии", "полной информированности", "открытости" и прочих подобных материях наивным прекраснодушием.

Николай Арнольд, например, так и пишет: "Как раз на устранение "гармонии" и направлено острие PR" (Арнольд Н. Тринадцатый нож в спину рекламе и public relations. M., 1997. С.31), ибо средствами PR достигается "увеличение конкурентных преимуществ одной идеи в ущерб конкурирующим" (Там же С.32).

Эти меткие, безусловно, слова продиктованы болью, гневом, принадлежат перу блестящего аналитика.

Однако любой самый беспощадный и верный анализ имеет ограниченную область своего применения, которая определяется его аксиоматическим, а значит, и доктринерским характером. А жизнь устроена так, что на всякую Евклидову геометрию найдется свой Лобачевский, который поставит эту аксиоматическую систему под сомнение. Или сама жизнь разрушит то, что отличается принципиальной негибкостью.

Так и в нашем случае. Не надо особой обремененности житейской мудростью, чтобы понять: как бы искусно мы не играли "основанными на особенностях человеческого восприятия средствами убеждения" (Там же), рано ( в худшем - или лучшем? - случае, еще до начала нашей игры) или поздно наступит разочарование в той идее, "конкурентные преимущества" которой были обеспечены подобными методами PR. Осознавать себя одураченным не любит никто. А мы живем в такое время, когда начинает себя изживать не только манипулирование низшим в человеке, но и апелляция к высшему (Сей bon mot почерпнут в беседе с М.М. Богомоловым).

Играть сейчас можно лишь на издержках борьбы человека за свою самостоятельность. В этих условиях конкурентоспособность идеи все больше и больше начинает зависеть от умения манеру ее подачи поставить поверх кнута или пряника, то есть воздержаться как от агрессии, так и от лести. Если уж и стоит копировать что-то западное, так это предпочтение сюрреализма просто реализму в рекламе, да и в PR. Благо собственные традиции у нас тут богатые. Чего стоит торг Чичикова с Собакевичем на предмет крестьянских душ, которые физически мертвы, но работники отличные и косая сажень в плечах!

При органически присущей сюрреалистическому подходу сонливой и трансцендентальной мягкости суть окучивания той или иной идеи на предмет ее конкурентоспособности сводится к обеспечению соответствия образа существования этой идеи в социуме всем необходимым правилам хорошего тона.

Дело в том, что мы живем в то переломное время, когда парадигма знания сменяется парадигмой поступка или свободного выбора. Смыслы перестают строиться по росту, но пребывают в непроявленном состоянии вплоть до той секунды, когда жизнь повелевает к тому или иному смыслу прикоснуться, чтобы сделать выбор, совершить поступок. Последующее прикосновение к тому же самому смыслу обнаруживает иную его весомость в глазах того же самого человека.

Принцип неопределенности Гейзенберга работает не только в микромире, но и в мире смыслов, поступков, гарантируя личности возможность творческого роста при бегстве от скуки. Именно скука как характерный и уже стародавний симптом многочисленных нервных расстройств, новомодный синдром смертельного риска, окончательно убеждает меня в том, что начинает сбываться знаменитая Чеховская мечта: "... толпы в нашем смысле, в каком она есть теперь, этого зла, больше не будет, потому что каждый человек будет веровать, и каждый будет знать, для чего он живет, и ни один не будет искать опоры в толпе".

На самом деле, не только эта мечта в определенной мере стала реальностью, но, на мой взгляд, появились ростки чего-то такого, что будет следующим этапом развития общества, но к рекламе и PR это пока прямого отношения не имеет.

Из всего вышесказанного следует, что люди, для которых PR становится призванием, так или иначе руководствуются тем, что я называю тайной доктриной белого PR. Создавая видимость коньюктурного оживляжа, работать над таким оздоровлением общественных коммуникаций, чтобы связи, более или менее приведенные в соответствие с определенными нормами, могли путем взаимного распознавания и последующей самосборки создать некую живую динамическую структуру, целительным образом воздействующую на все, с ней соприкасающееся или имеющее место быть внутри этой структуры.

Последняя фраза навеяна формулировками шведского биолога А. Лимы-де-Фариа. Интересно объяснить это и в терминах М.М. Бахтина, который мыслил жизнь мира, как некий большой единый полифонический диалог.

Так вот, тайная задача белого PR состоит не в том, чтобы надрывать горло в угоду тому или иному заказчику, а учить общество такой манере общения, когда каждый говорящий старается вслушиваться - говоря! - в максимальное число звучащих одновременно реплик - именно так ведут себя певцы в хорошем, вдумчивом и слаженном хоре. Причем хор не есть снижающий образ, так как различные партии могут перекликаться, противоречить, полемизировать. Важен момент вслушивания в тот зазор, который образуется между выраженным и невыраженным в голосе каждого певца или в звучании каждой реплики полифонического диалога. Выраженное - достигнутое в предыдущий момент времени, то есть, по большому счету не имеющее ценности в последующий. Невыраженное - недостигнутая или недостижимая цель. Зазор - втягивание в порождающий непредсказуемые творческие озарения творческий хаос-космос сознания, провал в неведомое.

Согласно Бахтинскому пониманию "ничего окончательного в мире еще не произошло, последнее слово мира о мире еще не сказано, мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди".

От такого видения один шаг, кстати сказать, до высшего пилотажа искусства PR: лучшая защита имиджа - никакой защиты. В самом деле: любая защита временна, готовность быть - вечна.

Но вернемся к образу динамической системы. Правильно отстроенные общественные коммуникации заставляют их участников как минимум заботиться о постоянной корректировке своего имиджа, что рано или поздно приведет к определенному внутреннему перерождению.

Учиться на пятерки легче, чем на тройки, а носить дутый имидж утомительнее, чем быть самим собой. Поэтому я упомянул о целительности работы специалистов по связям с общественностью, а через некоторое время такое, думается, можно будет сказать и о специалистах по рекламе.

Кстати сказать, конфликты, которые на нашей отечественной почве всегда отличались особой "бессмысленностью и беспощадностью", решаются только при формальном подходе к делу и при отсутствии не необходимых обращений к смыслам и ценностным установкам участников конфликта. Парадокс заключается в том, что только так удается соблюсти Кантовский императив, что человек должен быть целью, но никогда - средством.

И последнее. Чтобы снять с себя подозрение в маниловщине, которое в той или иной мере возникло у благосклонного читателя, приведу выдержку из Чеховской повести "Дуэль", ибо медитативное погружение в чеховские тексты неотвратимым и разительным образом повышает квалификацию любого PR-мена. Свои мысли о соотношении формального и реально содержательного А.П. Чехов вкладывает в уста молодого и смешливого дьякона, размышляющего о предстоящей дуэли главных героев: "За что они будут драться на дуэли? Если бы они с детства знали такую нужду, как дьякон, если бы они воспитывались в среде невежественных, черствых сердцем, алчных до наживы, попрекающих куском хлеба, грубых и неотесанных в обращении, плюющих на пол и отрыгивающих за обедом и во время молитвы, если бы они с детства не были избалованы хорошей обстановкой жизни и избранным кругом людей, то как бы они ухватились друг за друга, как бы охотно прощали взаимно недостатки и ценили бы то, что есть в каждом из них. Ведь даже внешне порядочных людей так мало на свете! Правда, Лаевский шалый, распущенный, странный, но ведь он не украдет, не плюнет громко на пол, не попрекнет жену: "лопаешь, а работать не хочешь", не станет бить ребенка вожжами или кормить своих слуг вонючей солониной - неужели этого недостаточно, чтобы относиться к нему снисходительно? К тому же, ведь он первый страдает от своих недостатков, как больной от своих ран. Вместо того, чтобы от скуки и по какому-то недоразумению искать друг в друге вырождения, вымирания, наследственности и прочего, что мало понятно, не лучше ли им спуститься пониже и направить ненависть и гнев туда, где стоном гудят целые улицы от грубого невежества, алчности, попреков, нечистоты, ругани, женского визга...".

Михаил Филимонов

Читайте также

Найди десять отличий

Что стоит ваш PR?

К истории арт-рынка. В.В. Верещагин - стратегии самопрезентации

В чем меряют PR

Классификация документов в Public Relations

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]

На правах рекламы: