Проблеме цветового воздействия на психику человека в разные времена было посвящено много исследований. Однако такое понятие как «цветопсихология рекламы» пока не получило большого развития. К сожалению, изготовители рекламных сообщений, так же как и их заказчики, в большинстве случаев не очень внимательны и при составлении текстов, не говоря уже о цветовом решении. Очевидно, многие рекламисты не считают проблему соответствия цвета содержанию рекламы серьезной. Главными, по их мнению, являются яркость и выразительность сообщения, которые наиболее привлекают внимание получателя.
Последователь Макса Люшера (известного психолога, разработавшего цветовой личностный тест) Г. Клар считает выбор цвета в рекламе одной из основных составляющих процесса изготовления сообщения. И здесь речь идет не только о выразительности. По мнению ученого, одни и те же цвета по-разному воздействуют на людей в зависимости от возрастной категории, района проживания и социального статуса. Так, например, представители более высокой социальной прослойки предпочитают синий цвет всем остальным, а люди, занимающие низкое положение в обществе, отдают большее предпочтение фиолетовому и желтому. Г. Клар доказал это с помощью теста Люшера. Под «цветовым предпочтением» он понимает выбор не любимого цвета, а того, который оказывает наиболее благоприятное воздействие на личность того или иного типа.
В рекламе помимо этого следует учитывать объект рекламирования и содержание текста (если речь идет о печатной рекламе). Если объект сам по себе не может вызвать ассоциаций с каким-либо конкретным цветом (например, бытовая техника), то цветовое решение шрифта и фона следует выбирать, больше опираясь на предпочтение целевой аудитории. Так, по данным Г. Клара, а также немецких психологов Г. Фрилинга и К. Ауэра, молодежь в возрасте до 20 лет на первое место ставит красный цвет, тогда как люди более старшего возраста отдают предпочтение синему. Но ученые приходят к единому выводу, что цветовое решение должно быть продумано для каждого отдельного случая.
Автор данной статьи решил продолжить исследования в области цветопсихологии применительно к рекламе, причем рассмотреть такие объекты рекламирования, к которым нужно наиболее осторожно подбирать цвета в силу того, что они могут вызвать вполне определенные ассоциации. В первую очередь это относится к медицинским услугам. Опираясь на научные данные, можно предположить, что ярко-красный шрифт в рекламе медицинского центра может вызвать нежелательные ассоциации с кровью, тогда как в тексте сообщается о новейших технологиях обезболивания и совершенно безопасном лечении.
Продолжая эту тему, автор провел независимое исследование, целью которого было выявить, какие цвета наиболее предпочтительны в рекламе стоматологических услуг. Для этого были выбраны примерно одинаковые по содержанию сообщения 4-х различных фирм: «Стоматолог» и Я», «Медсервис-M», «БФТ Дента» и «Н. Селла», и составлена анкета, благодаря которой представлялось возможным определить, какая реклама из предложенных наиболее удачна (если таковая имеется), и сделать вывод о том, как лучше оформлять подобные сообщения. Конечно, одного исследования недостаточно, оно позволяет лишь примерно сказать, чего нельзя допускать в рекламе такого типа и что желательно применить.
Поскольку стоматологические услуги актуальны для людей любого возраста и пола, были опрошены 34 женщины и 16 мужчин в возрасте от 18 до 56 лет (всего 50 респондентов).
Образец 1
Фон - белый. Текст - малиновый с черным
На вопрос «Какие ассоциации вызывает у Вас образец 1?» («Стоматолог» и Я») 26% ответили примерно одинаково: боль, страх, зубной врач, воспаление десен и т.п. Иными словами, ассоциации были отрицательными. У 74% эта реклама не вызвала никаких образов, из них 48% отметили пестроту и рябь в глазах, а также избыток красного цвета. Положительные ассоциации данное сообщение не вызвало ни у кого.
В восприятии рекламы, как известно, важным моментом является запоминаемость, особенно названия фирмы. И здесь ошибочно мнение, что чем ярче цвет, тем лучше запомнится слово. В сообщении центра «Стоматолог» и Я» название запомнили 10%, 48% не запомнили ничего, а остальные 42% смогли вспомнить отдельные фразы и «слишком яркий цвет». Примечательно то, что в данной рекламе был использован не чисто красный оттенок, а с небольшой примесью фиолетового, который немного смягчает раздражающее воздействие красного (это было доказано К. Фрилингом, Г.Ауэром, М. Люшером, Г. Кларом и др. в результате лабораторных экспериментов). Однако, как выяснилось в результате анкетирования, здесь это не сыграло существенной роли, т. к. речь идет о стоматологии, где любой оттенок красного способен вызвать ассоциации с кровью или воспалительным процессом. Вряд ли такие ассоциации можно назвать удачными для рекламы медицинского центра. Даже те респонденты, которые не связали данное сообщение с конкретными образами, все равно негативно отнеслись к фирме «Стоматолог» и Я». Это можно объяснить тем, что у людей возникли бессознательные ассоциации, о которых они и сами не подозревают. Возможным подтверждением этой гипотезы является теория К. Юнга об архетипах (общечеловеческих унаследованных образах того, что было в древности, включая и цвета).
Образец 2
Фон - зеленый с желтым. Текст - желтый с зеленым
Образец 2 («БФТ Дента») вызвал совершенно иную реакцию. 67% респондентов написали, что эта реклама ассоциируется у них с природой (33%) с лимоном, мятой, зубной пастой, мятной жевательной резинкой (16%) и просто создает ощущение спокойствия (18%). У остальных (их меньшинство) образец не вызвал никаких ассоциаций. По мнению Г. Клара, зеленый цвет содержит в себе потенциальную энергию, а сочетание желтого с зеленым в целом является благоприятным и может бессознательно ассоциироваться с распускающейся листвой.
По данным психолога Е.Б. Рабкина, был установлен диапазон оптимальных цветов, благоприятно влияющих на человека. Это зеленые, желто-зеленые, и зелено-голубые тона. Но, по мнению другого психолога, Е. Рогова, абстрактного цвета нет, он всегда связан с конкретными предметами. В данном случае желто-зеленый «природный» оттенок совместился с информацией о стоматологических услугах и вызвал ассоциации с мятной зубной пастой и жевательной резинкой у многих респондентов. Примечательно то, что эта реклама ни у кого не вызвала ощущения страха, в отличие от первого образца, учитывая тот факт, что оба текста примерно одинаковы по содержанию. Однако и без того не очень понятное название «БФТ Дента» оказалось почти невыделенным и слилось с общим фоном. В результате его запомнили только 4 % опрашенных, фразу «Стоматология для Вас!» запомнили 6%, а 64% запомнилось цветовое оформление данной рекламы. 26% не вспомнили ничего. Некоторыми респондентами была отмечена краткость и лаконичность информации, что считалось положительным моментом.
Образец 3
Фон - серый с желтым. Текст - красный с черным
По поводу рекламы фирмы «Медсервис-М» (образец 3), респонденты отметили, что она вызывает отрицательные эмоции (ассоциацию с трауром, раздражение, чувство агрессии, ощущение несерьезности, иронии). К такому выводу пришли 50%, из них 12% указали на «слишком пестрое оформление». Ассоциации с зубной пастой, мятой этот образец вызвал у 4%, у остальных реклама не вызвала никаких образов.
По данным американских ученых П. Линдсея и Д. Нормана, сочетание зеленого с красным вообще неблагоприятно, поскольку оно вызывает так называемые последовательные образы (у К. Фрилинга и Г. Ауэра - последовательный контраст), суть которых заключается в том, что у каждого цвета есть свой дополнительный: у синего - оранжевый, у желтого - фиолетовый, у красного - зеленый. Это значит, что если в течение минуты смотреть на красный оттенок, то орган зрения, испытывая перенасыщение этим цветом, «подставит» вместо него дополнительный зеленый. Поэтому если расположить красный шрифт на зеленом фоне или зеленый на красном, цвета будут сливаться, и получателю будет трудно читать текст. Кроме того, совмещение дополнительных цветов, оказывающих противоположное воздействие на психику, вызывает раздражение и чувство дискомфорта.
В данной рекламе к зеленому фону добавили серый цвет, но в сочетании с насыщенным зеленым шрифтом, которым выделена надпись «Мы делаем все», сообщение воспринимается как зелено-красное. А красный цвет на желтом фоне создает дополнительный возбуждающий эффект, не говоря уже о том, что здесь был выбран кроваво-красный оттенок, которым, кстати, выделено словосочетание «Стоматологическая клиника». Название же фирмы незаметно, и в результате ни один из респондентов его не запомнил. Только 14% запомнили фразу «Мы делаем все».
Наиболее положительные ассоциации вызвала у респондентов реклама фирмы «Н. Селла». 80% написали, что она связана у них с образами зимы, воды, неба, ощущением холода, мороза, стерильности, а также вызывает чувство доверия. 8% отметили, что этот образец не вызывает никаких ассоциаций, а у 12% он ассоциируется с больницей и чувством страха.
Образец 4
Фон - голубой. Текст - белый с черным и синим
По данным Г. Клара, оттенки синего, воздействуя на психику человека, вызывают ощущение безмятежного покоя. При рассматривании этого цвета наступает вегетативное успокоение, пульс, давление крови, частота дыхания снижаются, организм настраивается на отдых. По мнению ученого, этот цвет выражает психологическую потребность в удовлетворении. А психологи В. С. Лобзин и М. М. Решетников считают, что голубой цвет охлаждает более выражено, чем зеленый, синий же вызывает тревогу, ощущение бездны. Кроме того, Г. Клар и М. Люшер пришли к выводу, что оттенки голубого, особенно в сочетании с зеленым, создают ощущение стерильности и гибели всех бактерий. Добавление белого в цветовое оформление данной рекламы еще больше «разбавляет» голубой цвет, делая его более светлым и спокойным. Здесь также присутствует логотип фирмы, что было отмечено многими респондентами, хотя в целом название фирмы труднозапоминаемое и никак не обыграно в рекламе. Название «Н. Селла» запомнили 6 %, 16% обратили внимание на информативность текста, правда некоторые респонденты пришли к выводу, что слишком длинный текст трудно читать и воспринимать; по их мнению, более удачный текст у фирмы «БФТ Дента». 44% запомнили цветовое оформление «Н. Селлы», отметив его успокаивающее воздействие. Остальные 34% не запомнили ничего.
По сравнению с другими образцами эта реклама вызвала больше доверия. Как отметили сами респонденты, причина заключается в сочетании цвета и текста, довольно полно раскрывающего услуги фирмы.
Последний вопрос анкеты звучал так: «Услугами какой фирмы Вы бы воспользовались?», и выбор респондентов распределился следующим образом:
- фирме «Стоматолог» и Я» предпочтение отдали 6%, причем это были люди, у которых данная реклама не вызвала никаких ассоциаций и которые уверены, что цвет вообще не оказывает воздействия;
- 30% выбрали фирму «БФТ Дента»;
- 10%- «Медсервис-М»;
- 50% предпочли фирму «Н. Селла».
Итак, в результате вышеописанного исследования можно сделать следующие выводы (применительно к рекламе стоматологических услуг):
- Обычно у людей само слово «стоматолог» вызывает неприятные ассоциации. У многих оно связано с ощущением боли, страха, крови. С другой стороны, многие боятся обмана, неправильного лечения. Поэтому задача рекламистов - так преподнести информацию, чтобы потенциальные потребители поняли: здесь действительно вылечат и при этом без боли и страха. Сам текст, как правило, содержит такую информацию. Но нельзя забывать о важной роли цвета, который наиболее сильно воздействует на эмоциональную сферу человека. Если даже написать ярко-красным цветом «лечение без боли», у человека возникнет бессознательная ассоциация с кровью, и он может усомниться в достоверности этого сообщения. Следовательно, в подобной рекламе лучше избегать оттенков красного.
- Слишком пестрое оформление здесь тоже не годится, так как оно способно создать ощущение несерьезности. Также стоит быть осторожнее с красно-зеленым, оранжево-синим и фиолетово-желтым сочетаниями фона и шрифта, чтобы не вызвать явления последовательных образов, при котором текст не читается.
- В рекламе стоматологии лучше всего использовать сине-зеленые тона, которые вызывают чувство успокоения, доверия и надежности. Желто-зеленое сочетание, выбранное фирмой «БФТ Дента», тоже можно считать удачным для подобной рекламы, т. к. воздействуя на психику, оно создает ощущение спокойствия и радости.
- Название фирмы должно быть выделено, чтобы потенциальный потребитель запомнил его, но не красным цветом (хотя в рекламе других товаров и услуг это напротив может оказать благоприятное воздействие). Текст не следует делать слишком длинным, т. к. многие просто не дочитают его до конца, и такая реклама хуже воспринимается. Некоторые респонденты отвергли услуги фирмы «Н. Селла» именно из-за объемного текста. Перечень услуг должен быть четким и лаконичным. Здесь очень важно найти «золотую середину», чтобы текст не получился как слишком длинным, так и слишком коротким.
Как уже было сказано выше, одного исследования недостаточно, чтобы сделать окончательные выводы. Это лишь рекомендации, основанные на научных сведениях и результатах тестирования, которые, естественно, актуальны не для любой рекламы, а только для рассмотренных услуг. В других случаях более подходящими могут оказаться совершенно иные цвета. Главное - не забывать о том, что прежде чем приступить к цветовому оформлению рекламного сообщения, нужно продумать возможное воздействие выбранного цвета на психику и, что не менее важно, его связь с объектом рекламирования.
Читайте также
Манипуляции и "зомбирование" в рекламе
Комментарий
Новое сообщение