Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Стратегия реагирования фирмы на действия конкурентов

Не секрет, что основной целью функционирования любой коммерческой фирмы является получение прибыли. Для достижения этой цели фирме не всегда достаточно производить товар высокого качества с низкими издержками.

Чтобы обеспечить высокий уровень прибыли (приблизить ее к максимально возможной для данного производства), коммерческая организация должна использовать многочисленные приемы (реклама, паблисити, гарантийное обслуживание, изменение цен и т.п.). Но все эти приемы могут оказаться бесполезными, если конкуренты будут действовать более успешно, а фирма будет оставлять их действия без должного внимания. Поэтому одним из важнейших факторов в деятельности любой коммерческой фирмы является учет действий конкурентов и адекватное реагирование на них.

В таблице все фирмы разделены по следующим признакам: по качеству производимых ими товаров и по доле, занимаемой на рынке.

А12........n
Б12..........m
В12............z
Г12...............x

А, Б, В, Г — группы фирм, действующих в условиях конкуренции. В каждой группе собраны фирмы, продукция которых практически не различается, они расположены в порядке увеличения занимаемой на рынке доли (так, в группе А самую маленькую долю занимает фирма 1, а самую большую фирма n). В то же время между фирмами, относящимися к разным группам, имеют место существенные различия в производимых товарах, но предназначенных при этом для удовлетворения одних и тех же потребностей. Эти группы расположены в порядке возрастания между ними различий, причем группы с более высоким качеством товаров расположены ниже (самое высокое качество в группе Г, а самое низкое — в группе А). Таких групп может быть любое количество — начиная от одной (в чисто теоретическом случае совершенной конкуренции) и до бесконечности (в зависимости от аналитических возможностей и от того, какая ситуация сложилась на данном рынке — насколько существенны те или иные различия, в каком положении находится данная фирма и т.п.). Тогда график реакции фирмы на действие того или иного конкурента можно представить следующим образом:

График 1. Общий вид реакции фирмы на действия конкурентов (реагирование по прямой на действия конкурентов, занимающих лучшее положение на рынке; реагирование по диагонали и реагирование на действия конкурентов, занимающих более слабые позиции на рынке, чем данная фирма, будет показано на последующих графиках).

Когда речь идет о степени реакции, имеется в виду не величина реакции на любое действие той или иной фирмы, а скорее коэффициент, на который умножается значимость действия конкретной фирмы. Например, на увеличение объема продаж в два раза маленькой фирмой, следует реагировать значительно в меньшей степени, чем на увеличение объема продаж в два раза крупной фирмой. Или, несмотря на то, что банкротство одинаково неприятно (существенно) для фирмы любого размера, гораздо большую роль для конкурента будет играть банкротство крупной фирмы. Таким образом, все вышеизложенное можно записать в виде следующей формулы:

Р = К · Зд,

где

Р — величина (и скорость) реагирования данной фирмы на действия рассматриваемого ею конкурента;
К — коэффициент реакции (степень реакции);
Зд — значимость действия рассматриваемой фирмы.

График 2. Коэффициент реакции для маленькой фирмы, производящей товар низкого качества (фирмы А1).

Где K (Гх) — это степень реакции фирмы А1 на действия фирмы Гх, K (Г1) — это степень реакции фирмы А1 на действия фирмы Г1 и т.п. N и c характеризуют соответственно фирму, производящую товар среднего качества и занимающую на рынке среднюю (по сравнению со всеми остальными фирмами) долю.

Когда отрезки, характеризующие степень реакции, складываются, это нужно для того, чтобы показать: чем лучшее положение занимает на рынке фирма, на действия которой надо отреагировать, тем больше должна быть степень реакции (под лучшим положением понимается большая доля, занимаемая на рынке и лучшее качество производимых фирмой товаров).

График 3. Коэффициент реакции крупной фирмы, производящей товар низкого качества (фирмы Ах):

Здесь необходимо отметить, что эти два графика, как и последующие, являются независимыми, их нельзя сопоставлять; они отражают лишь тенденцию для степени реакции данной фирмы (график 2 — для фирмы А1, график 3 — для фирмы Ах). В противном случае может показаться, что степень реакции фирмы Ах на действия фирмы А1 такая же, как степень реакции фирмы А1 на действия фирмы Ах, а это совершенно не верно — для фирмы А1 гораздо важнее действия фирмы Ах, чем для фирмы Ах действия фирмы А1. Также нужно заметить, что:

  1. для графика 2: нельзя точно сказать что больше: величина (OE + EP) или OM; величина OL или OM (это будет определяться в каждом конкретном случае в зависимости от того, о каких именно различиях в размерах фирм и в качестве товаров идет речь). В то же время очевидно, что (OM + MK) > (OE + EP), т.к. и размер фирмы Гх и качество ее товаров выше, чем у фирмы Nc, а следовательно и реагировать на ее действия надо в большей степени, потому что она играет на рынке большую роль). Точно так же видно, что (OM + MK) больше, чем OL или OM;
  2. для графика 3: нельзя сказать что больше (LO + OE + EP) или (LO + OM). Но аналогично предыдущему случаю очевидно, что (LO + OM + MK) больше, чем LO, чем (LO + OM) или чем (LO + OE + EP); также очевидно, что (LO + OE + EP) > LO, а (LO + OM) > LO.

Осталось рассмотреть еще три основных случая:

График 4. Коэффициент реагирования маленькой фирмы, производящей товар высокого качества (фирмы Г1).

В данном случае очевидно, что К (Гх) > К (А1), К (Гх) > К (Ах), К (Гх) > К (Nc); K (Nc) > K (A1), а К (Ах) > K (A1). Также, аналогично предыдущим случаям нельзя точно сказать что больше К (Nc) или К (Ах).

График 5. Коэффициент реагирования крупной фирмы, производящей товар высокого качества (фирмы Гх):

Здесь можно утверждать только то, что К (А1) будет меньше всех остальных коэффициентов реакции. Сказать же что больше: К (Г1), К (Nc) или К (Ах) точно можно только в том случае, когда речь идет о конкретном рынке с конкретными размерами фирм и характеристиками товаров.

График 6. Коэффициент реакции для фирмы — середняка (средних размеров со средним качеством производимых товаров — Nc).

В этом случае видно, что К (А1) меньше всех остальных степеней реакции, а К (Гх) больше всех остальных коэффициентов реакции. Также, аналогично всем предыдущим случаям нельзя утверждать что больше: К (Г1) или К (Ах), не зная конкретной ситуации на рынке.

Из проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

  1. Всегда для принятия решений о реакции на то или иное действие той или иной фирмы необходимо владеть полной информацией о ситуации, в которой эта реакция будет осуществляться. То есть нельзя все обосновать теоретически — можно лишь указать тенденции и предположить возможные варианты.
  2. Всегда нужно анализировать совокупность основных факторов (в рассмотренном случае — размер фирм и качество производимых ими товаров), для чего эти основные факторы нужно уметь выделять из множества незначительных.
Анатолий Александрович

Читайте также

Крапленые карты

Культура потребления. Черты российского потребителя

Какую рекламу нужно делать для молодежи? Исследование воздействия рекламы на ценностные ориентиры молодежи 6

Маска, я тебя знаю! Социально-демографические характеристики абонентов сотовой связи

Продвижение моторных масел на российском рынке 1

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]

Огромные скидки на мебель подробнее. .