Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Бизнес-лобби – быть или не быть?

Лоббисты, отвечающие за связи с органами государственной власти, главным образом отслеживают и взвешивают то влияние, которое способны оказать обсуждаемые законопроекты в случае их утверждения на жизнедеятельность этой организации.

Функции лоббистов

Задача специалиста заключается в использовании различных законных средств поддержки интересов клиента, определении групп потенциальных союзников и работе с ними. Также взаимодействие со всем кругом лиц, обсуждающих или решающих проблему, интересующую клиента.

Как правило, лоббисты, отвечающие за связи с законодательными органами государственной власти, преследуют следующие цели.

  1. Улучшают отношения между организацией и ответственными работниками государственных учреждений и организаций.
  2. Доводят до органов власти точки зрения предпринимателя (предпринимательского сообщества) по важнейшим государственным проблемам.
  3. Следят за работой законодательных и исполнительных органов, министерств и ведомств в тех сферах и по тем вопросам, которые оказывают влияние на жизнь людей определенного избирательного округа.
  4. Активизируют участие избирателей в делах государственного управления на всех уровнях.
  5. Влияют на законодательство, затрагивающее экономические интересы избирателей определенной местности и расположенных там предприятий.
  6. Заблаговременно информируют законодателей и достигают понимания с их стороны особенностей работы организаций, действующих в определенном избирательном округе.

Для осуществления вышеперечисленных целей современная практика лоббирования во многих странах, в том числе России, позволяет использовать следующие методы.

  • Официальные и частные встречи с представителями органов власти
  • Участие в заседаниях комитетов и комиссий парламента, правительств, в коллегиях министерств
  • Предоставление профессиональных советов, помощь в подготовке законопроектов
  • Приглашение законодателей, членов правительства на разного рода съезды, конгрессы, совещания предпринимателей
  • Воздействие через общественное мнение и средства массовой информации
  • Доклады, послания от бизнеса к органам власти
  • Встречи с высшими руководителями государства
  • Внесение денег на избирательные кампании

Таким образом, лоббист, защищая интересы организаций или групп общественности, информирует общественность государственных органов с целью убедить их принять определённую позицию или решение.

Стоит заметить, что лоббист должен ориентироваться не только в официальном табеле о рангах членов правительства, но и иметь подробные личностные характеристики на них, а также на ближайшее окружение государственного руководства. Информация о неформальных лидерах, фактах соперничества, столкновении амбиций и т.п. данные должны учитываться при разработке и осуществлении той или иной программы лоббирования.

Успех лоббиста зависит от того, в какой степени он владеет общими методами ПР: их способности налаживать личные отношения с объектами влияния, подавать убедительную информацию, с одной стороны - законодателям и государственным чиновникам, с другой - рядовым избирателям и заинтересованным гражданам.

В дополнение к этому им необходимы также всесторонние знания по вопросам государственного управления, законодательного процесса, социальной политики и формирования общественного мнения.

Навыки, которыми должен обладать лоббист:

  • коммуникативная гибкость;
  • способность воспринимать большие массивы информации;
  • аналитическое мышление;
  • лоббист должен быть хорошим прикладным психологом
  • умение четко обозначать цели и задачи.

Организация, заинтересованная в связях с органами государственной власти, ее чиновниками, как правило, нанимает высококвалифицированных специалистов, перед которыми ставится задача воздействовать на законотворческий процесс.

Стоит заметить, что для подготовки и анализа законопроектов, общения с законодателем и убеждения его в этих вопросах лоббист должен быть преимущественно юристом по профессии, пользоваться авторитетом и иметь хорошо налаженные личные связи на столичном уровне. Поэтому официальные лоббистские должности занимают чаще всего опытные политики, бывшие работники администрации президента, сенаторы и конгрессмены, как только истекает срок их полномочий.

Нередки случаи, когда опытные лоббисты переходят на государственную службу, а потом используют свою официальную должность, чтобы оказывать поддержку бывшим клиентам. Происходит и обратное, когда государственные служащие оставляют высокие посты и становятся лоббистами. Например, Говард Пастер, советник президента США Б.Клинтона, стал председателем «Хилл энд Ноултон» - одной из могущественнейших фирм паблик рилейшнз США.

Процесс лоббирования

Подготовка к лоббированию

Лоббист, работая в пределах правового поля, использует разнообразные методы влияния на законодателей. Всему этому предшествует огромная подготовительная работа, первой составляющей которой является сбор информации. Помимо официальной документации лоббист должен иметь текущую информацию, точно знать расстановку сил в законодательном органе, знать все существующие точки зрения, знать, каких мнений придерживаются те или иные законодатели по этому вопросу. Важно знать потенциальных сторонников позиций организации, чьи интересы отстаивает лоббист, а также вероятную оппозицию.

Первым источником такой информации являются открытые слушания, которые планируются и проводятся совместно законодательными и исполнительными ветвями государственной власти для рассмотрения законопроектов и постановлений. Во все программы лоббирования входит постоянное отслеживание таких событий.

Источником необходимой информации может также стать обмен мнениями с официальными представителями исполнительных органов власти, ответственными работниками профсоюзов и их объединений и т.д. Для этих целей рекомендуется не только посещать их учреждения, но и различные формы организации совместного отдыха, такие как приёмы и презентации. Непринужденная атмосфера таких мероприятий способствует процессу активного обмена информацией.

Итоговым моментом сбора информации, уточнения мнений и настроений должно быть доведение всех новых данных и фактов до ведома руководства организации-клиента. Затем - подготовка конкретных рекомендаций о том, как на них реагировать.

Следующая составляющая подготовительной работы лоббиста - коалиционное строительство, стремление объединить группы или отдельных людей, интересы которых совпадают, в поддержку одобрения или отклонения определённого законодательного проекта. Такие коалиции могут объединять свои ресурсы, интеллектуальный потенциал, и тем самым увеличить эффективность своей работы. Работая вместе, такие группы в состоянии установить приоритеты своей стратегии, разработать более точную тактику действий.

Процедура организации лоббистской кампании включает в себя:

  • Анализ ситуации
  • Выработка стратегии
  • Подготовка основного плана кампании
  • Основной план действий и реализация
  • Подведение итогов
  • Выработка стратегии
    • Анализ предыдущих действий клиента.
    • Анализ действий конкурентов.
    • Варианты воздействия и вероятность результата.
    • Предварительный план:
      • объекты давления - законодательная, исполнительная власть, уровень власти, варианты достижения;
      • этапность и задачи каждого этапа;
      • власть и противоречия - игра на встречных курсах ветвей власти и политических группировок, союзники и противники среди объектов давления;
      • варианты действий и их политическая/экономическая стоимость;
      • основные черты вариантов.
    • Выбор варианта.

Подготовка основного плана кампании

  1. Проработка выбранного варианта, включая:
    • вопрос о необходимости коалиции; если «да», то создание коалиции, отсечение нейтральных и неопределившихся сил от конкурентов;
    • создание штаба и распределение функций;
    • вопрос о дополнительных усилиях - найм субподрядчиков;
    • вопрос об организации реальной поддержки населения; если «да», то разработка моментов:
      1. Выбор целевой аудитории.
      2. Использование правильного момента для рекрутирования.
      3. Избавление участника от личных усилий и инициатив.
      4. Доведение необходимости и смысла акций до каждого.
      5. Сущность акций (письма, шествия, выступления).
      6. Организация акций.
    • вопрос о работе с регионами; если «да», то проработка по каждому региону по каждому из пунктов настоящего плана;
    • необходимость дополнительных усилий (общая и по регионам) по пунктам:
      1. Реклама.
      2. Публикации в СМИ и связи с общественностью.
    • финансовый план распределения ресурсов.
  2. Юридический контроль за собственной деятельностью:
    • аудит действий глазами конкурентов;
    • недопущение действий, которые могут поставить под удар всю кампанию;
    • просчитывание процента риска.
  3. Создание плана урегулирования кризисных ситуаций.
  4. Выбор правильной даты начала действий.
  5. Тренинг сил.

Особенности процесса лоббирования

Непосредственное лоббирование

Непосредственное лоббирование - процесс прямой защиты интересов представляемой лоббистом организации. Такое общение с законодателями предусматривает предоставление им официальных данных об организации-клиенте, её интересах и последствиях, которые могут возникнуть в той сфере, где она действует, если будут приняты либо не приняты определенный закон или постановление.

Среди законодателей, с которыми непосредственно контактирует лоббист, особого внимания заслуживает представитель избирательного округа, где расположена организация, чьи интересы защищает лоббист. Отстаивая таким образом интересы организации, лоббист защищает и интересы избирателей вообще. Поэтому лоббист должен лично знать представителя своих избирателей, поддерживать с ним постоянный контакт и предоставлять дополнительную информацию о состоянии дел в его округе.

Надо заметить, что чем с большим количеством представителей законодательной власти лоббист знаком лично, чем более прочные деловые отношения он будет иметь с ними, тем больше вероятность успеха кампании. В ходе непосредственного общения с законодателями лоббисту следует добиваться их доброжелательного отношения, как к себе, так и к своей организации-клиенту. С этой целью многие лоббисты используют для организации различных мероприятий межсессионный период. В это время представители государственных органов менее всего загружены. К участию в таких мероприятиях приглашаются сенаторы, конгрессмены, которые благодаря освещающим эти мероприятия средствам массовой информации могут получить желаемое для себя паблисити.

В процессе непосредственного контакта с законодателями лоббист стремиться продемонстрировать социальную весомость своей позиции, потенциальный интерес к ней избирателей, а также последствия, которые могут иметь предложения законодательного характера. Эти два аспекта - получить благоприятный отзыв в СМИ и откликнуться на потребности избирателей - более всего интересуют каждого законодателя, особенно в том случае, если ему предстоит участвовать в выборах.

Когда лоббист преподносит законодателю дела своего клиента, в центре его внимания должна быть мотивация самого законодателя. Лоббист должен также предложить члену законодательного органа подготовленный текст закона или постановления, где учитывалась бы точка зрения организации-клиента. И, наконец, лоббист может передать законодателю авторитетные заявления или свидетельства, которые обычно прилагаются к предлагаемому законопроекту и зачитываются во время слушаний в парламенте. Лоббист зачастую сам готовит такие документы на основании материалов, переданных ему руководством организации-клиента и других учреждений, профессионально разбирающихся в круге обсуждаемых вопросов.

До сих пор важную роль в лоббировании играет гостеприимство. Законодатели и чиновники часто откликаются на приглашения посетить общественные мероприятия, спонсируемые влиятельными корпорациями, общественными организациями и различными фондами. Как правило, на таких встречах присутствуют представители популярных изданий, там создается непринужденная атмосфере, которая крайне благоприятна для обсуждения общественных и деловых проблем.

Опосредованное лоббирование

Опосредованное лоббирование - лоббирование снизу, которое проводится с помощью организации различных массовых кампаний, мобилизации общественности за пределами столицы в поддержку какого-либо акта органов государственной власти либо в противовес ему. Цель заключается в том, чтобы повлиять на общественное мнение и, активизировав избирателей, усилить давление на законодателей. Во многих случаях лоббирование снизу соединяет непосредственные формы лоббирования с силой массовых политических движений.

Деятельность лоббиста на местном уровне включает:

  • работу с центральными и местными средствами информации;
  • личное общение и работа с местными организациями общественности
  • отправка писем и другой корреспонденции законодателям и государственным чиновникам с целью добиться воздействия избирателей на них.

Работая со средствами массовой информации разного уровня, лоббист с их помощью распространяет точку зрения организации-клиента, превалирующее общественное мнение избирателей, тем самым, демонстрируя актуальность вопроса. Обычно к таким акциям прибегают в случае, если законодатель противодействует или остается нейтральным к позиции клиента.

Эффективным направлением лоббирования снизу является использование разнообразных форм личного общения на местном уровне. К таким формам относятся приглашения законодателей на конференции или собрания общественности, устраиваемые в избирательном округе, где с экспертными сообщениями выступают авторитетные представители населения. На таких мероприятиях приглашенным законодателям предоставляется возможность лично обратиться к присутствующим, обосновать свою позицию.

Личное общение может протекать и в виде неформальных встреч, организовывая которые, лоббист дает возможность руководству организации-клиенту встретиться с представителями государственной власти. Это могут быть совместные завтраки, встречи с издателями газет и т.д., куда приглашаются и законодатели, и руководители заинтересованных организаций.

Кульминацией лоббистской деятельности на местном уровне является кампания массовой отправки почтовой корреспонденции законодателям и учреждениям столичного уровня. Таким образом лоббисты доводят до сведения законодателей и высших чиновников общие настроения общественности. Всё это в случае необходимости помогает организовать реки почтовых поступлений, телефонных звонков и массовых визитов избирателей к законодателям и чиновникам. Такое лоббирование приняло форму «давления снизу», привлечения широкой общественности к политическому процессу.

Таким образом, из двух описанных разновидностей лоббирования наибольшую эффективность продемонстрировала деятельность на местном уровне. Такие акции, в соединении с прессой, межличностным общением и кампаниями прямой отправки почты могут безошибочно довести до сведения законодателей и государственных чиновников волю электората.

Лоббизм в его современных, цивилизованных формах является широко используемой, легальной формой влияния разнообразных кругов и групп общества на аппарат государственной власти, причем влияния снизу.

По своей глубинной сущности лоббирование обеспечивает гласность политического процесса, делает его предсказуемым, расширяет круг участников политической жизни и ограничивает всесилие аппарата государственной власти.

Информация, поступающая во властные органы через лоббиста, помогает оптимизовать экономические решения и законодательную базу с учетом интересов бизнеса. Лоббирование упорядочивает различные точки зрения и повышает ответственность власти перед организованными группами влияния. Таким образом, процесс лоббирования сдерживает командную деятельность властных структур и ограничивает всесилие директивности аппарата государственной власти.

Таким образом, лоббизм предоставляет группам граждан возможность косвенно участвовать в принятии и реализации правовых и политических решений. Это крайне важно, поскольку у большинства этих групп может не быть своих представителей в парламенте или в представительных органах.

Елена Дедова

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]

На правах рекламы: