Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Анализ рынка труда в области маркетинга и рекламы. Тенденция. Прогноз

Эта статья основывана на фактическом материале, которым располагает «Агентство Русский Персонал» (далее АРП). Сразу хочется отметить, что взгляд на рынок труда у сотрудников кадрового агентства часто отличается от мнений работодателей и соискателей.

Так как в своей деятельности АРП руководствуется интересами рекламодателя, оплачивающего подбор персонала, и денег с соискателей не берет, то работа строится на взаимодействии с фирмами, которые могут оплатить услуги по подбору персонала и понимают, что бесплатно - это не всегда хорошо. Работая с соискателем, специалист-рекрутер не занимается его трудоустройством, то есть, ищет не работу специалисту, а специалиста работодателю.

Какие же фирмы обращаются сегодня в кадровое агентство за профессионалами в области маркетинга и рекламы? Прежде, чем ответить на этот вопрос, для сравнения приведу аналогичные данные по докризисному периоду (в порядке убывания объема заказов). До августа 1998 года мы могли выделить условно несколько категорий фирм:

  • рекламные агентства;
  • рекламные периодические издания;
  • отделы рекламы в СМИ;
  • отечественные фирмы-производители;
  • иностранные фирмы.

Сегодня список фирм-заказчиков выглядит следующим образом:

  • отечественные фирмы-производители;
  • иностранные фирмы, имеющие в России производство;
  • рекламные агентства;
  • рекламные периодические издания;
  • полиграфические фирмы.

Сразу видно, как изменился этот список после кризиса. Практически «ушли» с рынка представительства торговых инофирм, хотя до кризиса большая часть заказов выполнялась именно для них. Приведу любопытный пример того, как в дело может вмешаться судьба. Фирма искала маркетолога высокого класса с опытом работы в Германии в области пищевых продуктов (желательно молочных), со свободным знанием немецкого языка. Этот специалист должен был «раскрутить» на российском рынке новую марку йогурта. Причем, рекламную продукцию для этого проекта планировалось изготавливать в Германии, но под руководством российского специалиста, учитывая специфику отечественного менталитета. Мы нашли подходящего кандидата - представителя Внешторга, «просидевшего» в Германии на закупках йогуртов и майонезов 12 лет. Идеальный случай! Вот только поработать специалист не успел - грянул кризис, и в фирме осталось всего три сотрудника - руководитель, секретарь и бухгалтер.

Сразу на первое с четвертого места переместились отечественные фирмы-производители. После кризиса у них резко возросли объемы, и в связи с этим, увеличилась потребность в специалистах в области маркетинга и рекламы. В качестве примера можно привести полученный нами недавно заказ от отечественной компании - производителя телекоммуникационного оборудования, обратившейся к нам впервые. В настоящее время производство фирмы, благодаря современным технологиям, выходит на качественно новый уровень. Поэтому вполне естественно, что в новой ситуации возникла необходимость в таком специалисте, который бы смог продвигать продукцию фирмы на рынке, где не первый год законодателями являются иностранные производители. В его обязанности входила разработка концепции работы службы рекламы и маркетинга и самостоятельное воплощение ее в жизнь от начала до конца. Особенно сложным в работе над заказом является несоответствие образования виду деятельности, то есть, нужен специалист с опытом работы в маркетинге, рекламе и PR (обязательно в сфере производства-сбыта оборудования), а образование он должен иметь непременно высшее техническое, дабы хорошо разбираться в специальных вопросах эксплуатации сложной техники.

На втором месте в послекризисном рейтинге обосновались иностранные фирмы, имеющие в России собственное производство. Они, как и наши отечественные компании, в условиях ценовой конкуренции оказались в более выгодном положении, чем их соотечественники, имеющие в России только представительства.

Значительно снизился объем заказов у рекламных агентств и, как следствие, снизилась их потребность в специалистах. Поэтому в нашем рейтинге они опустились с первого места на третье. Более того, рекламные агентства не брезгуют нынче выполнением заказов на маркетинговые исследования, которые в докризисные времена их не прельщали, так как требовали участия специалистов высокой квалификации, много времени и сил, а оплачивались не дороже обычных рекламных разработок. Сегодня ситуация изменилась: рекламно-информационное агентство выполняет порой мелкие и трудоемкие заказы и впервые приглашает в штат маркетолога на такие объемы.

На четвертое место со второго откатились рекламные периодические издания. Часть из них просто «умерла» - срезан годовой фонд головного предприятия, печать в России не выдерживает никакой критики (издания такого уровня в прошлом всегда печатались за рубежом), и как следствие - выжили только сильнейшие: объем уменьшился, внешний вид стал скромнее. Периодические рекламные издания, как правило, существуют в рамках холдинга, и в кризис выжили только за счет других направлений. Мы долго работали с фирмой, которая регулярно выпускала сезонные рекламные проспекты типа «ОТТО» - одежда, обувь, аксессуары. Нам пришлось потрудиться, чтобы найти для фирмы специалистов с опытом работы в рекламном бизнесе. После кризиса фирма с привычного для себя сектора рынка не ушла, но развивает (при нашем активном участии) совсем иное направление - розничную торговлю фармацевтической продукцией. Кстати, весьма успешно!

А если говорить о рекламных периодических изданиях, работающих сугубо на генеральное направление холдинга, - например, торговля бытовой техникой и электротоварами, то хочется заметить, что внешний вид и содержание изданий существенно изменился. В прошлом можно было печатать огромные тиражи цветных вкладок - без текста, просто проспект, - сейчас такие издания полностью поменяли свое лицо. Для этого в редакцию вводят специалистов, способные переосмыслить задачу в новых условиях и решить ее современным способом, - наполнить издание интересным читателям текстом, и не только рекламным.

Новое в этой области - запросы полиграфических фирм, неожиданно оказавшихся в нашем списке на пятом месте. Располагая производственным оборудованием, позволяющим печатному производству при наличии специалистов в области рекламы превратиться в рекламное агентство, полиграфисты активно перестраивают свою работу с клиентом. Если в былые времена можно было без больших усилий полностью загрузить производственные мощности и стабильно получать приличную прибыль, то сегодня для этого требуются специалисты высокого класса, способные комплексно, оперативно и творчески подойти к решению самых неожиданных проблем заказчика. Кстати, о заказчике.

Характерным заказом в настоящий момент является запрос на специалиста по поиску клиентов. Возникают новые фирмы, выходят на арену новорожденные издания, и даже старые, пережившие кризис компании, растерявшие прежнюю клиентуру, ищут новых партнеров.

Кроме изменений, которые можно наблюдать в количественном соотношении объемов заказов, поступающих от различных категорий организаций, можно проследить качественные изменения запросов, общие для всех заказчиков.

До кризиса искали хороших специалистов, после кризиса - хороших специалистов со своими клиентами. Однажды работодатель готов был даже «купить» целый штат «умершего» рекламного агентства (указывался перечень агентств!).

Еще одно новшество в заявках - маркетологи. Причем, ищут маркетологов с профильным образованием, с опытом самостоятельной работы по исследованию рынка. Работодатель «созрел» для того, чтобы воспринимать рекомендации специалиста (не совсем уверены, что созрел для того, чтобы ими руководствоваться). Надо заметить, что не в первый раз мы сталкиваемся с заявкой на маркетолога, который должен обслуживать не только интересы самой компании, но и перевести всю работу маркетинговой службы на рельсы самоокупаемости, то есть искать объемы для маркетинговых исследований и самостоятельно (заказами на стороне) зарабатывать деньги.

Консультант, беседуя с работодателем, убеждается, что в настоящий момент все направлено на быстрое получение прибыли: специалист должен уже с первого дня зарабатывать деньги. Если это рекламная продукция - реклама должна реально работать на продажи. Если маркетинговое исследование - надо показать пути развития бизнеса, дающие сиюминутные результаты.

Анализируя спрос на различных специалистов, консультанты замечают следующую закономерность: зачастую работодатель ищет эксклюзивного специалиста, но намерен платить ему ординарную зарплату. Увы, всем известно, что заработная плата после кризиса уменьшилась в 2-3 раза. Сегодня денежное содержание специалиста почти никогда не обозначено одним числом. Обычно это две составляющих: незначительная константа (150-300 долларов) плюс процент от реализации. Конечно, это касается специалистов среднего и низшего звена, а руководители, «генераторы идей», носители коммерческих связей и сегодня стоят значительно дороже и без работы не сидят. Мы даже столкнулись с курьезным случаем: в одной фирме был уволен нечистоплотный начальник отдела рекламы, на его место назначен его заместитель, который в неблаговидных предприятиях замечен не был, но специалистом был менее хватким. Итог: по прошествии пары месяцев вернули прежнего руководителя, так как отсутствие квалифицированного начальника не замедлило негативно сказаться на результатах деятельности фирмы.

Мы поговорили о фирмах-работодателях, о спросе на специалистов, но необходимо сказать несколько слов о предложении на рынке труда. Кто же он, сегодняшний соискатель?

Как уже было сказано, требования к соискателям очень высокие. Кандидат должен уметь работать в команде, работать много, часто по 10-12 часов ежедневно, уметь думать, иметь свое мнение по обсуждаемому вопросу, должен быть способен разработать концепцию развития направления, не бояться неординарных решений, уметь отстаивать свою точку зрения, просчитывать эффективность проекта, действовать сегодня, имея в виду завтрашний результат. Очень важно для профессионала в области рекламы и маркетинга знать английский язык (а еще лучше два - английский и немецкий или французский), так как зачастую необходимо изучение иностранных источников, а иногда и стажировка заграницей. Кандидат должен свободно работать в нескольких специальных компьютерных программах, причем это касается не только непосредственно производства рекламной продукции, но и применения компьютерных способов обработки информации при изучении рынка, различных аналитических операций со статистическим материалом. Даже когда требуется «узкий» специалист с опытом работы в определенном секторе рынка, знания и умения у него должны быть универсальные.

Нужно заметить, что еще два года назад практически не было соискателей, соответствующих всем этим требованиям. Найти кандидата на вакансию в области PR, как правило, было значительно легче. Журналисты с разнообразным опытом и хорошим базовым образованием прекрасно справлялись с задачами, которые ставил перед ними работодатель. Профессионалы же с хорошим образованием в области рекламы и маркетинга были редкостью. Сейчас такие специалисты есть, появились даже самостоятельно работающие консультантами-маркетологами кандидаты наук. Применяя на практике различные методы исследования рынка, современным ученым-маркетологам удается доказать работодателю необходимость перестройки работы предприятия, что всегда было сложной задачей, а сегодня, когда в первую очередь руководитель фирмы требует получения немедленной прибыли, стало задачей суперсложной.

Рассказывать о рынке труда сегодня интересно вдвойне, так как приведенная информация явно показывает, что экономика выходит из кризиса, а значит, мы смогли преодолеть невероятные трудности и выходим с большим «багажом» из, казалось бы, безвыходной ситуации. А еще это значит, что с каждым днем фирмам будет требоваться все больше и больше хороших специалистов в области рекламы, маркетинга, PR, и без работы будут только те, кто не хочет или не может работать.

Татьяна Каракозова

Читайте также

Типажи рекламщиков: наброски портретов некоторых рекламных специальностей 1

Что ждать от перменчивой фортуны? Анализ кадрового рынка

Внутрифирменная коммуникация глазами японцев и американцев

Кадры решают все… Пособие по работе с рекламным фотографом 1

Подготовленные кадры решают все

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]