Важнейшая PR-акция в России связана с «продвижением» смыслов российской госсимволики (флага, герба, гимна), с целью регулирования отечественных общественно-политических процессов, что отражается и на бизнесе. Формирование госсимволики и ее «продвижение» в массы можно сравнить с работой над логотипом компании, ее миссией, «продвижением» товарной марки в коммерческой рекламе и PR.
Власть символов в политике и бизнесе слабо изучена, и даже денежные знаки - лишь обыкновенное железо и бумага без символического ореола. Базовым для понимания действия символического капитала в России, архитектоники отечественной государственной власти будет выявление символического центра и символических границ, упорядочивающих хаос общественно-политической жизни. Это можно сделать, исследовав изменение госсимволики (флага, герба, гимна) в постсоветской России.
В течение пяти лет, с рубежа 2000-2001 годов, дореволюционная имперская (герб, флаг) символика сочеталась с советской (музыка гимна), и данный симбиоз действовал в самых различных сферах. Использование символического капитала, отягощенного значительной историей, как в политике, так и в бизнесе, имеет свои плюсы и минусы. Так же, как выбор логотипа фирмы после кардинальных реформ нередко порождает феномены. Необходимо осознать роль герба России - главного символического центра, пришедшего из дореволюционных времен, и роль российского гимна, музыка которого символизирует советскую эпоху.
В период принятия данной имперско-советской символики по инициативе президента РФ с опорой на общественное мнение в конце 2000 года из этой интегративной идеологии появляется «Единая Россия». Для легитимации своей власти она пользуется сочетанием этих двух символик: доминантное - имперское, инструментальное - советское. Поэтому «Единая Россия» одновременно и аналог КПСС, но в еще большей степени - дореволюционная свита, создающая «монарха» - главу государства, возносимого над всеми двуглавыми орлами к уровню божественному. Президент, предложивший соединение символики различный периодов, сделал историю России единой. Эмблематичный медведь, вечный при любой власти, связал главу государства и «ЕР» генетически и идеологически.
Отечественная «вертикаль власти» опирается на идеологию почвы (РСФСР, откинув «советскость» и «социалистичность», пришла к «географической» РФ) и восходит к небесному, божественному, милостивому и всемогущему. На этой вертикали выше всех из россиян - глава государства. В данной «монархической» символике на определенном этапе «вознесения» президент РФ скорее зависит от неких сверхъестественных сил, чем от народа. Он занимается своим делом, отказывается от специальной рекламы во время предвыборной. В Обращении к Федеральному собранию задает приоритеты, которые неизменно поддерживает «Единая Россия», как и все президентские законопроекты. Системе, основанной на «имперско-советской» символике, не грозит 2008 год.
PR-кампания отечественной символики, преимущественно «самодержавной», начата под прикрытием лозунгов о западной демократии в начале 90-х и набирает силу в XXI веке, причем демократические лозунги адаптируются к существующей реальности.
Важно выделить две символические модели в эпоху РФ. При Б. Н. Ельцине существовал исключительно «монархический» сценарий власти, под - двуглавым орлом, неважно, «сильным» или «слабым» был глава государства. Первый президент РФ утвердил дореволюционную символику своими указами в 1993 году, после разгона Верховного Совета, накануне принятия Конституции, дающей ему почти монархическую власть. «Продвижение» монархической символики затруднялось отсутствием законодательного (конституционными федеральными законами) утверждения госсимволики, что произошло только в 2000 году, после передачи власти, прошедшей также в духе двуглавого орла. Выборы играли по сути символическую роль. И можно сказать, что «выборное самодержавие» окончательно символически легитимировано введением праздника 4 ноября в 2005 году, в память окончания Смуты и избрания Романова на трон.
Сценарий противостояния «советскому» исчерпал себя в 1998 году. Летом произошло символическое перезахоронение останков императорской семьи из Екатеринбурга (город Б. Н. Ельцина) в Санкт-Петербург (имперский город, из которого пригласили В. В. Путина). Символическое «монархическое» покаяние состоялось, «антисоветский» сценарий исчерпал себя. Изменение системы денежных знаков в период дефолта 1998 года окончательно повернуло Россию на «патриотически-самодержавный» путь и в то же время требовало изменения сценария. При Ельцине под двуглавым орлом проснулась дореволюционная Россия, с ее коммерцией, культурой, политикой, включая кадровую вакханалию. Возродились принципы отношения с Госдумой (и сама Госдума как аналог дореволюционной), региональные конфликты, например на Кавказе, социальное неравенство и т. д. Это уникальный случай раскрытия смысла ключевого дореволюционного бренда в современной реальности. Изменилась и коммерческая реклама. Даже западные компании стали чаще использовать «патриотически-российские» формы для рекламы товаров в РФ, что продолжается до сих пор.
Б. Н. Ельцин, извинившись, символично ушел в канун 2000 года, завершив свой этап «раскрутки» символического бренда России. Народ, погруженный преимущественно в торговлю, постепенно узнавал бывший исторически флаг торгового флота - бело-сине-красный. И тем более двуглавого орла. Гимн «Патриотическая песнь» М. Глинки, хотя и не запомнился, но оставил патриотизм.
Новый глава государства В. В. Путин в канун 2001 года предложил новый сценарий, возродив в символическом центре, а затем и во всей общественно-политической жизни советскую символику, не доминантную, но существенную для нового этапа символического моделирования. Стало хорошим тоном вспоминать советские времена, отмечать советские юбилеи предприятий и т. д. Кстати, общий ретроспективный «имперско-советский» сценарий приводит к столь частым «юбилейным торжествам компаний в России - действительность в символической модели воспринимается в основном через прошлое, даже если этому прошлому всего 5 лет.
Госсимволику не могли законодательно утвердить 7 лет в связи с постоянными «право-левыми» разногласиями. В конце 2000 года Путин решил проблему, и страна под звуки старого-нового гимна открыла новый век и новую эпоху с новым символическим сценарием. В период законодательного утверждения госсимволики («в одном пакете» дореволюционной и советской) появляются «единые» проводники символической идеи единения. Затем «Единая Россия» с триумфом выигрывает выборы в новую Госдуму РФ. Не поддержавшие символику, а точнее - новую символическую модель, выбывают из большой политической игры (это «СПС» и «Яблоко») и не попадают в следующий парламент. Кто не хочет делать PR новой имперско-советской символике, не очень-то нужен политической системе.
Так же, как президент РФ пять лет назад в телевизионном обращении предлагал народу новую символику, отмечая недостатки и достоинства советского и дореволюционного периодов, и опирался на соцопросы, так же «Единая Россия» проводит свои предвыборные кампании, умело изучая запросы населения, приспосабливая символически советские и имперские лозунги к новым условиям. Никакая другая российская партия не может соревноваться в этом умении. Коммунисты отрицают дореволюционный период, «демократы» - советский, а «Единая Россия», продвигая «дореволюционно-советскую» символику, руководит страной, точнее, помогает руководить главе государства (поскольку дореволюционная «монархическая» символика доминантна, да и в советский период хватало личного руководства).
Переход в 2005 году по сути к назначению губернаторов - ход к дореволюционному периоду, изменение праздников также (выходной в День Конституции 12 декабря, отмена его 7 ноября), Лесной, Водный, Земельный кодексы - явно дореволюционного крена и т. д. В то же время существуют «советские» элементы: удвоение ВВП к такому-то году, а с 2006 года начаты национальные проекты в образовании, в сфере жилищной политики, в здравоохранении, сельском хозяйстве. Примеров не счесть.
Принципиально новых идей мало, их нет даже в новых словах гимна «Россия - священная наша держава». Гимн коррелирует как с дореволюционным «Боже, царя храни» (в новом гимне «Хранимая Богом родная земля», против чего уже выступили атеисты), так и со словами советского гимна «Союз нерушимый».
Строка гимна «Нам верность дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда» - лозунг России, если хотите, главный слоган, девиз. Хочешь заниматься политикой (и бизнесом) в России - соответствуй девизу, «продвигай» соответствующую символику. И тогда выиграешь практически любые выборы, как это произошло в Москве в декабре 2005 года, где «Единая Россия» символично победила.
Задаваемый госсимволикой сценарий - главная PR-акция постсоветской России. Госсимволика, суть которой постепенно раскрывается, с наименьшими затратами завоевывает политический рынок, практически незаметно влияя на все российские политические процессы, экономику, социальную и культурную составляющие общественно-политической жизни.
Причем использование госсимволики охраняется законом, в том числе уголовно карается ее осквернение. Впрочем, излишнее регулирование распространения символики России не всегда идет на пользу, поэтому возможно стоит придать, например, флагу статус национального (или национально-государственного), а не только государственного символа, использование которого сейчас ограничено перечнем. Кстати, в США даже сжигание флага считается выражением свободы слова, не говоря уже о широте коммерческого использования звездно-полосатой символики. Для России дальнейшее PR-продвижение госсимволики, вероятно, будет связано с ее переходом с государственного уровня на национальный и активным выходом за пределы страны. Тот факт, что россияне не знают даже слов гимна страны, власть не радует. В 2005 году принята госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы», где целый раздел посвящен госсимволике. На улицах Москвы в 2005 году появились рекламные щиты со словами гимна, гербом и флагом. Выучить свой гимн организаторы акции призывали при помощи коммерческих партнеров, логотип которых также присутствовал на щите. «Русское радио», на котором дважды в день артисты исполняют популярный вариант гимна, дополняет государственные теле- и радиоканалы, обязанные транслировать главную песню страны. Впрочем в отличие от тех же американцев до массового самостоятельного выставления флагштоков рядом с домами у граждан России патриотизм не доходит. А здесь еще бродит призрак «цветных» революций, где своя символика...
Существуют более глубинные и действенные способы популяризации госсимволики - ведь когда спортсмены России выигрывают соревнования, не нужно специально заставлять размахивать бело-сине-красными флагами. Но бывает у товара отличная упаковка-символика, а качество - не очень, или наоборот... Госсимволика - больше чем упаковка, это модель, инструкция, наполненная определенным содержанием, которое стоит сознательно менять. Между символикой России и делами, планами России должна быть гармония. Реальные достижения и промахи страны все в большей степени определяют, какое семантическое содержание будут иметь символы. «Проекционный» рекламный принцип здесь действует, и флаг все прочнее ассоциируется с картинкой российской жизни. Символика «пропитывается» российскими победами и поражениями и впоследствии сама моделирует дальнейшее движение. Вероятно, перенесение символического центра из ретроспективных ассоциаций в современность и будущее, наполнение госсимволики новым содержанием - следующая PR-задача власти и нации.
Российская Федерация взяла символы Российской империи и СССР, но не соответствует, к примеру, по территории или по внешнеполитической мощи своим предшественникам. Это создает символическое несоответствие, которое постоянно, сознательно и несознательно, направляет политические представления, политические процессы. Например, Украина в этой «имперско-советской» мифологии чуть ли не часть России, и убедиться в обратном - для многих трагедия.
Однако чем меньше достижений в РФ, тем больше символическое значение Российской империи и СССР, тем больше диссонанс, который необходимо преодолевать. Этот важнейший феномен также требует своего разрешения.
В любом случае моделирование общественно-политических процессов на основе госсимволики РФ остается уникальным PR-проектом в современной России. Для тех, кого не удалось убедить, предлагаю самый примитивный эксперимент - обойтись хотя бы один день без предметов, на которых изображен двуглавый орел (паспорт, деньги, номерные знаки автомашин и пр.), не говоря уже о заверенных госпечатью лицензиях, уставах компаний, законах, Конституции...
Успешная госсимволическая PR-кампания действует.
Комментарий
Новое сообщение