Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Понятие интеллектуальной собственности. Ч.1

Интеллектуальная собственность представляет собой регулирование правом отношений, связанных с использованием и защитой объектов интеллектуальной деятельности. Права лиц, вытекающие из отношений интеллектуальной собственности, зачастую именуются исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. В частности, в статье 138 Гражданского кодекса РФ говорится о признании исключительного права (интеллектуальной собственности) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Судя по содержанию этой нормы, законодатель использовал термины «исключительное право» и «интеллектуальная собственность» в качестве синонимов, хотя это не вполне корректно, так как некоторые объекты интеллектуальной собственности, например право на защиту от недобросовестной конкуренции, или приравненные к ним объекты, например ноу-хау, не могут подпадать под понятие «исключительное право».

Традиционно все объекты интеллектуальной собственности разделяют на две родовые категории: промышленная собственность и авторское право1. Критерием разграничения служит предмет интеллектуальной деятельности. Понятие промышленной собственности иногда ошибочно трактуют как относящееся к движимой и недвижимой собственности, используемой в промышленном производстве. Например, к промышленной собственности пытаются относить заводы, станки и машины для производства промышленной продукции. Однако на самом деле промышленная собственность является частью интеллектуальной собственности и непосредственно относится к научно-техническим творениям человека. Наиболее распространенными объектами промышленной собственности являются полезные модели, промышленные образцы, изобретения. К промышленной собственности относятся также товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и наименования мест происхождения товаров.

К другой категории объектов интеллектуальной собственности относится авторское право. В данном случае речь идет о создании таких результатов интеллектуальной деятельности, как произведения искусства, в том числе литературные и музыкальные произведения, создания кинематографии, а также научные произведения, к которым относятся программы для ЭВМ. В англо-саксонском праве термин «авторское право» заложен в категории copyright. Смысл данного термина вполне очевиден: только автор художественного произведения либо его правопреемник вправе дать разрешение на изготовление копий произведения, например книги или кинофильма.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению отдельных видов интеллектуальной собственности, остановимся на источниках правового регулирования данных отношений. Основными источниками права интеллектуальной собственности являются федеральные законы «О товарных знаках», «Патентный закон», «Об авторском праве и смежных правах».

Правовая природа права интеллектуальной собственности

Смысл интеллектуальной собственности состоит в том, что лицо, обладающее исключительным правом на изобретение, полезную модель и промышленный образец вправе использовать его по своему усмотрению. В частности, патентообладатель имеет право запретить другим лицам использование изобретения, на которое выдан патент, без своего разрешения.

В настоящее время в России теория исключительных прав получила достаточно широкое распространение. Основу этой теории составляет тезис о том, что в основе исключительного права лежит запретительная функция, позволяющая патентообладателю исключать несанкционированное использование запатентованного им изобретения всеми третьими лицами. В России эта теория была разработана в трудах цивилиста А. Пиленко. Его аргументация сводилась к следующему. Сущность права, защищенного патентом, заключается в том, что носитель этого права может запретить всем третьим лицам:

  • подражать запатентованному изобретению;
  • самостоятельно выдумывать то же изобретение;
  • заявлять такое же к патентованию.

Упомянутые выше правомочия создаются только выдачей патента, поскольку до выдачи изобретатель ими не располагает2.

Поскольку в большинстве случаев патентоведы выделяют в исключительном праве его запретительную функцию, придавая ей главную роль, правомочие по распоряжению запатентованным изобретением становится дополнительным к праву запрета. Вместе с тем в патентных законодательствах большинства государств, в том числе и в Патентном законе РФ (ст. 10), исключительное право сформулировано как «исключительное право на использование изобретения». Термин «использование» употребляется в патентном праве в более широком смысле, чем в гражданском обороте, обозначая не только правомочие пользования изобретением, но и распоряжения им.

Обладатель исключительного права получает защиту на основании акта государства, например патента, выдаваемого патентным ведомством. Таким образом, право интеллектуальной собственности не подпадает под регулирование антимонопольного законодательства, устанавливающего запрет на ограничение конкуренции. Иначе говоря, исключительное право представляет собой некий вид легальной монополии.

В этой связи становится понятным содержание, на первый взгляд, противоречивого положения, закрепленного во французском патентном законодательстве. Исключительное право на использование изобретения начинает действовать в этой стране с момента подачи заявки (ст. L. 613.1 Кодекса интеллектуальной собственности). Речь идет именно о положительной функции исключительного права, вступающего в действие с даты подачи заявки. Запретительная функция исключительного права предусматривает начало действия значительно позже, с даты публикации сведений о выдаче патента, когда третьим лицам становится известно о чужой патентной монополии3.

Фирменное наименование

Одним из наиболее актуальных вопросов в области права интеллектуальной собственности остается вопрос о правовой охране фирменных наименований - один из самых сложных и запутанных как в правовой литературе, так и в законодательстве.

Как уже было упомянуто выше, фирменное наименование относится к объектам промышленной собственности. Правому регулированию фирменного наименования посвящена статья 54 ГК. Кроме данной статьи в Гражданском кодексе не так много иных положений, регулирующих фирменное наименование. Согласно п. 4 этой статьи коммерческие юридические лица должны иметь фирменные наименования. Регистрация фирменного наименования предоставляет исключительное право на его использование. Порядок регистрации и использования фирменных наименований должен определяться отдельным законом или иными правовыми актами.

Из вышеизложенного следуют два предварительных вывода: разработчики, а затем и законодатель определили фирменное наименование как фирменное наименование юридического лица и придали регистрации фирменного наименования правоустанавливающее значение4.

Иными словами, фирменное наименование призвано индивидуализировать юридическое лицо, собственника предприятия, а не само предприятие. Об этом также свидетельствует упоминание фирменного наименования в ряде статей ГК (ст. 69, 82, 87, 95, 96, 107), которые определяют соответственно основные положения о юридических лицах, являющихся коммерческими организациями, - собственниками имущества5. Таким образом, очевидно, что фирменное наименование принципиально отличается от товарного знака, индивидуализирующего продукцию или, по крайней мере, предприятие как объект права, а не его субъект.

Интересно будет обратиться также к зарубежному опыту, связанному с правовой охраной фирменных наименований. Эту проблему целесообразно рассмотреть, в первую очередь, на примере французской практики, поскольку она была определяющей при составлении текста Парижской конвенции.

Во Франции никогда не было особых формальностей, связанных с регистрацией как условием возникновения исключительного права на фирменное наименование. Такое право приобретается путем первого публичного использования фирменного наименования. При этом публичным использованием фирменного наименования не признается регистрация коммерческой организации в Реестре торговли и товариществ, хотя фирменное наименование, используемое этой организацией, упоминается при такой регистрации.

Между наименованием юридического лица и фирменным наименованием предприятия, собственником которого является это юридическое лицо, делается принципиальное разграничение. Так, наименованием юридического лица считается название, которое индивидуализирует юридическое лицо в совокупности его прав и обязанностей как самостоятельный субъект права. Наименование служит для юридического лица тем же, чем для физического лица его имя, т.е. личным (моральным) правом, которое не может быть предметом оборота.

Фирменное наименование - название, под которым физическое или юридическое лицо обозначает предприятие, которое оно использует для идентификации своих отношений с клиентурой. Поэтому фирменное наименование, являясь объектом промышленной собственности, может передаваться, т.е. быть предметом оборота, но только совместно с предприятием, которое оно обозначает. Именно в таком смысле используется понятие «фирменное наименование» (nom commercial, trade name) в тексте ст. 8 Парижской конвенции, а также в законодательстве многих государств.

Следует особо подчеркнуть, что в большинстве промышленно развитых стран право на фирменное наименование возникает из факта использования этого наименования, а последующая его регистрация в реестре компаний лишь закрепляет ранее возникшее право (Великобритания, Италия, Канада, США, Франция, ФРГ, Япония).

Сочетание двух оснований предоставления охраны фирменному наименованию - факта приобретения известности на рынке в процессе использования фирменного наименования и его регистрации - можно проследить, например, в законах Мексики, Перу, Испании. Регистрация фирменных наименований имеет факультативный характер - она производится в специальных реестрах в патентных ведомствах на десятилетний срок с возможностью возобновления регистрации на последующие десятилетние периоды. Сведения о регистрации фирменных наименований (воспроизведение регистрируемого обозначения, месторасположение предприятия и род его деятельности и др.) публикуются для всеобщего сведения в официальных бюллетенях6.

В России субъектами права на фирменное наименование признаются только юридические лица (причем только коммерческие организации). Представляется необходимым (и это соответствует мировой практике) различать наименование и фирменное наименование юридического лица. Первое - личное неимущественное право и средство индивидуализации юридического лица в целом как организации, наделенной обособленным имуществом и выступающей в имущественных и личных неимущественных отношениях от своего имени. Второе как объект промышленной собственности - имущественное право. Фирменное наименование индивидуализирует юридическое лицо как участника гражданского оборота, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Оно призвано отличать предпринимательскую деятельность одного юридического лица от идентичной или сходной предпринимательской деятельности другого юридического лица.

Часто наименование и фирменное наименование юридического лица совпадают. Главное здесь - какую функциональную нагрузку несет то или иное наименование.

В целом по такому принципу построена ст. 54 ГК, где говорится о наименовании юридического лица и фирменном наименовании юридического лица, являющегося коммерческой организацией.

Такой подход снимает некоторые противоречия, существующие между отдельными статьями ГК. Речь идет в первую очередь о ст. 132. В ней сказано, что в состав предприятия как имущественного комплекса входят также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания). Термин «предприятие» используется в этой статье как один из объектов гражданских прав. ГК РФ, определяя разновидности и особенности юридических лиц в качестве субъектов гражданских прав, не называет такой формы, как предприятие (за исключением унитарного предприятия).

Кроме того, в ст. 1027 предусмотрена возможность выдачи разрешения на использование фирменного наименования в составе комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии. Примечательно, что сторонами по такому договору могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Следовательно, субъектом права на фирменное наименование могут быть не только коммерческие организации, как это указано в п. 4 ст. 54, но и граждане - индивидуальные предприниматели.

Представляется, что необходимо внести соответствующие изменения в ряд статей ГК РФ.

Так, п. 1 ст. 23, где говорится, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, целесообразно дополнить следующими словами: «и использовать фирменное наименование для индивидуализации своей предпринимательской деятельности»7.

1. Белов В.В. Интеллектуальная собственность. - М.: Юристъ, 1997.
2. Пиленко А. Право изобретателя (привилегии на изобретения и их защита в русском и международном праве). Т. 1. Спб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1902.
3. Белов В.В. Интеллектуальная собственность.-М.: Юрист, 1997.
4. Еременко В.И. Об интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе РФ // «Законодательство и экономика»,2002г., №5.
5. Там же.
6. Еременко В.И. Об интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе РФ // «Законодательство и экономика»,2002г., №5.
7. Еременко В.И. Об интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе РФ // «Законодательство и экономика»,2002 г., №5.

Николай Зорин

Читайте также

В "Раше" только наши

Имя собственное. Проблемы защиты интеллектуальной собственности в шоу-бизнесе

Свою интеллектуальную собственность нужно защищать 1

Как судиться с прессой

Заклеймленные. Товарный знак и торговая марка 1

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]