Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

DVD-рынок - этапы большого пути

Поиск новых медианосителей идет постоянно. И хотя сами DVD появились в России сравнительно давно, возможность проводить с их помощью рекламные кампании представилась только недавно.

Для любой кампании прежде всего важны два параметра: сроки и охват. Раньше ее планирование не представлялось возможным, так как никто не мог предсказать, когда и каким тиражом разойдутся диски. Теперь ситуация стала более предсказуемой.

Этому есть две причины. Первая - это снижение цен на легальное DVD, что повысило их конкурентоспособность по отношению к пиратским копиям, а значит и увеличение тиражей. Теперь можно рассчитывать минимум на 10000 копий с четкой целевой аудиторией. Однако, есть и трудности. Самый трудный этап - согласование. В большинстве случаев необходимо получить разрешение зарубежного правообладателя. Это приводит к тому, что в некоторых случаях приходится производить особую нестандартную упаковку, меняется схема доставки и т.п.

При этом 10000 копий привлекут не каждого рекламодателя. Но существует еще одна возможность размещения рекламы на DVD. Это - журналы. В России есть несколько журналов, которые в качестве бонусов предлагают DVD-диски. Тиражи этих изданий велики сами по себе (около 70000 экз.), а суммарный тираж еще выше. За цену около 150 рублей аудитория получает и журнал, и диск с фильмами. А на эти диски помимо фильмов бонусами идут анонсы других фильмов, и есть возможно добавить рекламу. Используя этот канал распространения, можно сделать вполне полноценную кампанию, рассчитанную на определенную аудиторию.

Самый непонятный вопрос на рынке рекламы на DVD в журналах - это цена. Например, «ЕА-синема» просит 75 центов за копию; в результате получается цена, сопоставимая с рекламой в кинотеатрах. У другого журнала цена 5 центов за копию, что дешевле полосы в издании. Не понятно, что приводит к разрыву в 15 (!) раз. Возникает путаница, рекламодатели инстинктивно ищут «подвох» и не хотят вкладываться в такие кампании.

Бывает, что выбирают не только тип медианосителя, но и конкретный фильм, образ, который встречается в ленте. Рассчитать кампанию, которую Вы хотите связать со строго определенным фильмом, не просто, опять-таки из-за согласований и возможности сбоя сроков. Кроме того, фильмы выходят не только на DVD, но и в кинотеатрах. И кинопрокатчики никак не договорятся с производителями DVD о том, с каким разрывом должны идти эти прокаты. Иногда DVD производители вынуждены ждать отмашки с запада.

В любом случае, реклама на DVD -неплохой вариант для недорогих, но эффективных кампаний.

История

Еще в 1995 г., созданные сразу несколькими производителями, новейшие цифровые носители представляли интерес разве что для их изобретателей. Их продвижение на рынок было крайне проблематичным. Как известно, изобретатель CD - компания SONY - сразу дала одинаковые параметры всем CD-производителям. На рынке DVD вначале царил страшный разнобой форматов, изготовленных разными производителями: версии DVD-дисков не подходили к DVD-дисководам и наоборот.

Однако, в конечном счете, технические проблемы были согласованы. Началось триумфальное шествие DVD-носителей по планете.

По оценкам маркетологов Sanyo рынок записывающих DVD-устройств в 2004 году составит не менее 66 млн. изделий, притом, что в 2002 году было выпущено около 5,5 млн. подобных устройств, а в 2003 году - 30 млн.

Форматный бой

В настоящее время существует три основных формата DVD-записи: DVD-RW, DVD+RW и DVD-RAM. На первый взгляд, самым перспективным является DVD+RW (шесть его основных приверженцев контролируют до 75% рынка CD-приводов), что подтверждается количеством компаний, представивших такие устройства на проходившей в ноябре 2000 года выставке Комдекс. В этом году к «группе поддержки» этого формата, традиционно состоящей из фирм Ricoh, Philips Electronics и Sony, присоединилась компания Hewlett-Packard.

Одним из важнейших факторов, говорящих в поддержку формата DVD+RW остается возможность чтения дисков DVD и CD.

Следующий формат - DVD-RAM - был разработан совместными усилиями Hitachi и Matsushita/Panasonic. В отличие от стандартов DVD-RW или DVD+RW, предполагающих либо однократную запись, либо возможность многократной перезаписи, DVD-RAM предоставляет пользователю полную свободу действий: многократная перезапись, обратная совместимость с более ранними форматами, простота пользования и т.д. Установив такой привод на PC-совместимый компьютер или Macintosh, пользователь может применять всю стандартную технику «драг энд дроп», т.е. записывать файлы как на стандартный жесткий диск.

Хотя в настоящее время успех DVD+RW превзошел все ожидания - сегодня техника, работающая с такими дисками, занимает 70% рынка пишущих компьютерных DVD и около половины - домашних, - конкуренты тем не менее сдаваться не собираются. Например, Panasonic регулярно выпускает новые модели DVD-рекордеров и видеокамер, работающих с DVD-RAM. Так что, несмотря на наметившийся перелом, война стандартов еще не закончилась.

Есть мнение: Джефри Фаак (Jeffrey Faake), главный менеджер подразделения компьютерных технологий Panasonic, видит блестящее будущее за форматом DVD-RAM, и уверен, что именно устройства на базе этого формата будут использоваться в качестве основных систем резервирования пользовательских данных и носителей видеофильмов.

В число сторонников формата DVD-RAM входит также компания Apple Computer, поставляющая их в системах PowerMac G4.

Производитель компьютеров Dell Computer также встраивает дисководы DVD-RAM в свои системы. Но самую большую ставку на DVD-RAM сделала, несомненно, компания Compaq Computer .

Стефен Шультис (Stephen Schultis), менеджер подразделения Compaq по созданию компьютеров заказных конфигураций, объясняет интерес его компании к формату DVD-RAM тем, что этот формат позволяет архивировать файлы большого размера, а также воспроизводить и перезаписывать аудио- и видеофайлы. Кроме того, все системы с DVD-RAM используют интерфейс обмена данными IEEE 1394, известный как FireWire и позволяющий перезаписывать видеофрагменты с цифровых видеокамер напрямую на оптический носитель.

Еще более впечатляющим могут оказаться возможности абсолютно нового формата, продемонстрированного недавно компанией Pioneer Electronics. Этот формат объединяет возможности DVD-RW и CD-RW, решает все проблемы совместимости, присущие формату DVD-RAM, и, кроме того, его реализация в готовых продуктах может осуществиться гораздо быстрее, чем реализация формата DVD+RW. Ожидается, что розничная цена одного носителя (диска) составит не более $10 (односторонний носитель для DVD-RAM стоит около $30), а дисковод будет стоить менее $1000. Все это может серьезно повлиять на планы других компаний, сделавших ставку на DVD+RW.

В феврале 2002 года в Токио представители девяти лидирующих высокотехнологических компаний Sony, Matsushita (Panasonic), Samsung, LG, Philips, Thomson, Hitachi, Sharp и Pioneer на совместной пресс-конференции объявили о создании и продвижении на рынке нового формата оптических дисков большей емкости под названием Blu-Ray Disс. И этим, по мнению некоторых специалистов, подписали смертный приговор DVD.

Согласно характеристикам, Blu-Ray Disс - перезаписываемый диск следующего поколения, который, однако, принципиально новым форматом назвать нельзя. Это, скорее, эволюция DVD. В частности (как следует из названия) в Blu-Ray для записи и воспроизведения вместо красного лазера, который используется в DVD и CD-ROM, применен синий лазер. Его возможности просто фантастические. Правда, чтобы их использовать, Blu-Ray-диск придется еще во многом совершенствовать, применяя дорогие технологии, что значительно удорожит продукт. Поэтому сейчас изыскиваются компромиссные варианты, чтобы не спугнуть потребителя ценами, в первую очередь, на Blu-Ray-дисководы. В конечном счете, пользователям нет дела, какого цвета лазер - синего или красного. Главное - чтобы это было очередное, «новое качество» за приемлемые деньги.

Заграница нам поможет

Проигрыватели и диски DVD в США, по данным специалистов, сейчас продаются лучше, чем любой другой электронный продукт за всю историю страны.

Вашему вниманию предлагается упрощенный график, составленный аналитиками компании In-Stat/MDR, отражающий динамику рынка DVD-плееров и DVD-рекордеров, а также прогнозируемые объемы выпуска этих устройств в течение ближайших лет.

А теперь, приведем небольшие пояснения к рисунку и некоторые комментарии представителей In-Stat/MDR, оставшиеся «за кадром» представленного графика.

Во-первых, продажи DVD-плееров (всех их разновидностей) выросли в несколько раз, а к 2006 году цифра продаж этих устройств должна достигнуть отметки в 84 млн. отгруженных за год изделий. (В отчете «DVD Market: Players, Recorders, Media and Future» прогнозируется, что общее количество DVD систем в мире достигнет 420 млн. ед. к концу 2006 года.)

Во-вторых, «пишущих» DVD в 2006 году их должно быть отгружено уже 32 млн. единиц. Столь бурный рост будет обусловлен дальнейшим снижением цен на подобные приводы.

В-третьих, пока больше всего DVD-устройств продается на американском рынке, но уже в 2005 году европейские продажи DVD-устройств превысят американские, а в 2006 году по этому показателю всех обгонит Китай.

Помогает развитию рынка и ценовая политика. Так, со времени появления, цены на DVD-диски в США упали с $25-35 до $10, а стоимость плеера - с нескольких тысяч до нескольких сот долларов.

В середине 2003 года в мире (не считая Китая) насчитывались 108 миллионов частных владельцев DVD-плееров, из них 46 миллионов - в США.

Говоря о доходах, отметим, что западная киноиндустрия устроилась весьма неплохо: с одного и того же фильма она снимает сливки трижды, пуская его с интервалом в 3-6 месяцев в кинопрокат, видеопрокат и тиражируя на дисках.

Рост рынка DVD оказал позитивное влияние на индустрию бытовой электроники, а также компьютерную, полупроводниковую и автомобильную индустрию.

Пираты дискового моря

В отличие от середины 80-х годов прошлого века, когда пираты порой в домашних условиях тиражировали кассеты на бытовой видеотехнике, сегодня контрафактная продукция выпускается на самом современном оборудовании с применением цифровых технологий.

Существует несколько цифр: заместитель директора Российской антипиратской организации (РАПО) Виктор Злотя, считает, что «распространение контрафакта в центральных регионах, например, в Москве и Санкт-Петербурге, составляет 80- 85% DVD-рынка, а в Дальневосточном регионе доходит до 100%».

Некоторые участники рынка,в основном производители, считают, что легальных дисков на Московском рынке не 15%, а лишь 2%.

Между тем, судя по размерам отечественного DVD-рынка, количество российских подпольных миллиардеров правительство сильно преувеличивает. Достаточно сказать, что на отечественном рынке тиражи даже самых успешных фильмов, изданных на DVD, редко превосходят 15 тыс. экземпляров (равнение на «Матрицу»). В среднем же такие диски расходятся в количестве 2-3 тыс. штук. И это при том, что «кассетные» продажи, не добравшиеся до 10 тыс., считаются полным провалом, а тиражи наиболее шумных фильмов могут достигать сотен тысяч экземпляров.

Структура пиратского DVD-рынка начала складываться несколько лет назад, когда появился спрос на видеоаппаратуру соответствующего формата. Тогда-то организованные пиратские группы взломали коды на оригинальных DVD, русские умельцы первыми - раньше европейских пиратов - предприняли успешную попытку наложить на оригинальный текст русский закадровый перевод. Переведенные таким образом фильмы монтировались на микропленках, которые затем переправляли за границу - чаще всего в Китай и Сингапур. Там с них в огромном количестве изготавливались мастер-диски, которые при помощи отлаженной курьерской сети вновь возвращались в Россию. На отечественном пиратском рынке они быстро расходились среди оптовиков, охотно бравших пиратские DVD для последующего тиражирования и продажи. Такая налаженная схема работы пиратов вполне оправдала себя и благополучно действует до сих пор.

Россия. Интернет-исследование dvd-рынка в России

Особенность опроса в том, что он проводился на сайте, посвященном видео. А значит, круг респондентов ограничен теми, кто постоянно пользуются Интернетом и ищут информацию по видео и кино, то есть он недостаточно репрезентативен. Предлагаем вам статистику ответов на наиболее интересные вопросы.

Итак, опрошено 1513 человек.

Возраст пользующихся DVD:
до 18 лет - 8%;
от 19 до 24 лет - 31,2%;
от 25 до 35 лет - 47,5%;
от 35 до 54 лет - 13,1%.

Соотношения мужской и женской аудитории, пользующией DVD:
Мужчин - 93,6%;
Женщин - 6,4%.

Какие диски вы обычно покупаете?
мультизонные - 85,5%;
только 5-й зоны - 8,9%;
только 1-й зоны - 5,2%.

Сколько у вас дисков?
меньше 5 - 56,6%;
от 5 до 10 - 20%;
от 10 до 15 - 8,9%;
больше 15 - 14,3%.

Оборудование, на котором можно штамповать DVD-диски, в России официально установлено на пяти заводах. Это зеленоградский Golden group, московские Disk Art, «Русобит-софт» и Repli Master, а также расположенный в Одинцове «Рофф Текнолоджис». В совокупности мощности этих заводов позволяют выпускать миллионы DVD в месяц, однако внутренний заказ не превышает нескольких десятков тысяч.

«Точных данных о продаже аппаратуры получить невозможно, производители и продавцы по определенным причинам упорно скрывают точные цифры. Остается лишь догадываться», - говорит Роман Лебедев, генеральный директор ассоциации DVD Alliance Russia, учредившей журнал «Эра DVD». Но потом уточняет: «По некоторым сведениям, в Москве продается от 2000 до 4000 DVD-проигрывателей в месяц, включая региональные поставки». А заместитель директора торгового центра «М.Видео» Дмитрий Шацкий, не приводя конкретных цифр, сказал, что сегодня каждый четвертый покупатель видеотехники интересуется именно DVD. И добавил, что, на его взгляд, отечественный рынок DVD-аппаратуры за последнее время очень вырос.

Цены на легальный товар постепенно падают, но себестоимость дисков все еще слишком высока. По словам Алексея Будяка, генерального директора компании «DVD-Альянс», в расходах на выпуск DVD производство составляет примерно 4,5 долл. и столько же уходит на лицензионные отчисления. При этом репродуцирование каждой болванки обходится примерно в 1-1,5 долл. (в зависимости от ее объема), а прочее съедает авторинг (создание титров, сведение и оцифровка) - этап при тиражировании видеокассет отсутствующий. Что касается лицензионных отчислений, то их доля вполне может сократиться.

Хотя рынок плееров дешевеет, DVD-приводы по данным одного из Интернет-опросов, без малого половина респондентов (49%) смотрит фильмы только на компьютерах с DVD-приводом. Связано это с тем, что компьютеровладельцам для просмотра фильмов требуется помимо акустической системы только DVD-привод, который гораздо дешевле плейера и не нуждается в ресивере (устройство, которое преобразует цифровой звуковой сигнал в линейный аналоговый, усиливает и распределяет его по звуковым каналам). Цена привода DVD-ROM постепенно приближается к цене привода CD-ROM и составляет в среднем 60-80 долларов. Кроме того, DVD-приводы совместимы с CD, что еще больше способствует распространению стандарта DVD. Среди фирм, выпускающих DVD-приводы, наряду с Hitachi, Pioneer, Panasonic, Sony, Toshiba и другими крупными производителями видеоэлектроники, есть и представители рынка компьютерных компонентов - ASUSTeK, Acer, Creative Labs. Впрочем, по некоторым данным, приводы собственной разработки делают только Sony, Hitachi и Toshiba, остальные же частично пользуются их технологиями, а то и вовсе ограничиваются изготовлением корпусов и наклеиванием фирменных ярлыков.

Маленькая DVD-революция в отдельно взятой стране. Проект «Революция 299» на рынке лицензионного DVD

С активными попытками России вступить в ВТО, все острее ставится вопрос о соблюдении авторских прав. Поэтому в увеличении доли лицензионного видео заинтересовано множество сторон. Компания Columbia TriStar и концерн «Видеосервис» начинают глобальное снижение цен на все фильмы в формате DVD (более 200 наименований). Планируется установить максимальную розничную цену - 299 рублей на новинки и минимальную розничную цену 199 рублей на фильмы каталога. Таким образом, легальные DVD-диски становятся конкурентоспособными по отношению к своим собратьям пиратского происхождения. За небольшую «доплату» покупатель легала получает бонусы, зачастую превышающие по объему сам фильм: это и эпизоды, не вошедшие в ленту, и клипы, и многое другое; не говоря уже о качестве.

Игорь Никитин

Читайте также

Креатив - в тираж! 1

Рекламная плазма

Outdoor в латах

Я достаю из широких штанин… Контекстная реклама - креативный тренд

Прошлое, настоящее и будущее рынка рекламных сувениров

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]

На правах рекламы: