Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Интеллектуальная собственность: бизнес или PR

Факт остается фактом - убогое понимание прав на интеллектуальную собственность - это болезнь российского бизнеса. В оправдание бизнеса можно сказать лишь одно: слишком молод и неопытен в вопросах патентоведения, защиты товарных знаков и авторских прав.

В последнее время все чаще и чаще появляются прецеденты нелегального использования торговых марок, промышленных образцов и даже изобретений. Вот, к примеру, 22 ноября компания IMHO, работающая на рынке Интернет-рекламы, громогласно заявила соратникам по цеху о том, что якобы изобрела новый способ показа рекламы (рекламный баннер увеличивается в размерах при наведении на него курсора) и на этом основании в ближайшем будущем будет штрафовать всех и каждого, кто посмеет использовать этот способ. Случай классический, поэтому хотелось бы остановиться на нем поподробнее.

Рассмотрим заявление IMHO с трех позиций: закона и юридической процедуры, здравого смысла, бизнеса и PR.

Закон и юридическая процедура

Консультации с управляющим партнером Агентства по защите интеллектуальной собственности «ИНЭВРИКА» Виктором Ежевским и старшим патентным поверенным, специалистом по изобретениям, Юрием Кузнецовым позволяют составить любопытную картину.

В соответствии с патентным законодательством, для начала любая фирма-заявитель должна подать заявку на патент, которая содержит формулу изобретения, свидетельствующую об объеме заявленных прав. Далее заявка проходит патентную экспертизу в Роспатенте, публикуется в официальном Бюллетене Роспатента, на основе экспертизы выдается патент на изобретение, который может быть оспорен в суде.

Юридические взаимоотношения компании - подателя Заявки с коллегами по цеху могут быть только такими:

Первое. Другие компании могут быть уведомлены о подаче заявки на изобретение. При этом уведомление называется уведомлением, только если включает в себя письменную формулировку изобретения, то есть текст заявки, поданной в Роспатент. При этом нужно понимать, что уведомить можно о том, что сегодня была подана заявка, вчера состоялась корпоративная вечеринка, месяц назад отметили день рождения генерального директора. Никаких юридических и финансовых последствий уведомления не несут.

Второе. Если заявка на изобретение опубликована в официальном бюллетене Роспатента, то и это еще не все. Можно оспорить заявку в Арбитражном суде и опротестовывать решение Роспатента.

Третье. Если получен Патент на изобретение, то его владелец может взыскать компенсации с компании Х, Y, но для этого ему придется долго и подробно доказывать в суде, что компания Х нарушила объем прав, заявленных в формуле изобретения.
Резюме: пока не получен патент (а подача заявки вовсе не означает, что патент будет получен), рекламные агентства могут смело пользоваться заявленным компанией IMHO способом показа рекламы без каких-либо финансовых последствий. А на уведомление можно смело отвечать: «Принял к сведению, общий привет!».

Здравый смысл

Процитируем ключевые мысли и слова официального пресс-релиза компании IMHO. В начале релиза говорится, что подана заявка на новый способ рекламы, на технологию под названием ScreenGlide. Если речь идет о технологии, то получается, что компания IMHO пытается запатентовать в России Java, Flash, DHTML. Но это полный абсурд. В восьмом абзаце звучит призыв к Интернет-сайтам «не нарушать авторские права».

Так что же является объектом защиты компании IMHO: интерфейс, способ рекламы или товарный знак (т.е. название формата рекламного баннера)? Интерфейс защищается в рамках авторского права, способы и технологии - в рамках патентного права, товарные знаки - в рамках закона о товарных знаках. Видимо, сами заявители еще толком в этом не разобрались.

Директор Интернет-рекламного агентства «Двасолнца» Дмитрий Можаев считает (и его точку зрения поддерживают другие ведущие российские Интернет-агентства), что «увеличение рекламного баннера при наведении курсора мыши не является новым способом рекламы в интернете. Сотни поставщиков rich-media форматов используют этот формат с 1997 года. Представим себе, что некий местный компьютерный дилер в городе Урюпинске умудрился запатентовать PC в качестве изобретения на территории урюпинского района и намеревается получать деньги с HP, Интел, IBM, Dell и многих других».
Представили? Я с трудом.

Бизнес и/или PR

Ни для кого уже не секрет, что огромные дыры в российской системе по защите интеллектуальной собственности, «теневая экономика», юридическая неграмотность создают условия для вполне прибыльного бизнеса. К примеру, можно зарегистрировать чужой товарный знак, а затем предъявить иск к тому, кто его уже давно использует, но из-за недосмотра забыл зарегистрировать. Велика вероятность, что пока в тени существует слишком большой процент предприятий, как минимум, пять из десяти фирм, к кому предъявили иски «предприниматели в области интеллектуальной собственности», предприятия предпочтут откупиться, нежели ввязываться в публичные судебные процессы. На это и расчет.

В случае с компанией IMHO бизнес на шантаже и попытке установить монополию на результаты чужой интеллектуальной собственности вряд ли удастся. Использование шантажа рынка в качестве средства «взаимодействия с общественностью» еще никогда не приводило к положительным результатам. В ответ неизбежно будет получена устойчивая репутация «сутяги и ненадежного партнера». Не стоило IMHO обвинять уважаемые бренды, такие как DiverMotors (дилер Volkswagen), Pringlеs и других в нарушении несуществующих прав, даже если эти бренды промотируют рекламные агентства - конкуренты IMHO.
Большая часть потенциальных клиентов российских рекламных Интернет-агентств - это западные компании, маркетинг-менеджеры которых прекрасно понимают, что PR - это дорога с двусторонним движением, а не рупор для корпоративных деклараций.

И все же «нет худа без добра»: заявление компании IMHO послужило благим целям. Думаю, можно согласиться с Дмитрием Можаевым в том, что «попытки ИМХО запатентовать колесо внесут ясность для рекламодателей в абсурдности дутых know how, а это значит, что клиенты меньше будут покупаться на promotion неких уникальных технологий, а будут обращать внимание на эффективность проводимых рекламных кампаний. Крупные бренды станут осторожнее в выборе подрядчика, а сайты придут к более осознанной политике и перестанут продавать все, что можно продать, за любые деньги, не имея никакой внятной рекламной политики. И еще - будет создана Ассоциация рекламных Интернет-агентств, в рамках которой можно будет решать спорные вопросы, в том числе о допустимых и недопустимых методах в конкурентной борьбе».

Наталья Тесакова

Читайте также

В "Раше" только наши

Имя собственное. Проблемы защиты интеллектуальной собственности в шоу-бизнесе

Свою интеллектуальную собственность нужно защищать

Как судиться с прессой

Заклеймленные. Товарный знак и торговая марка 1

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]