Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Клубная карма

25 апреля 2009 г. в Москве, в Армянском переулке,  открылся клуб выпускников МГУ «Имени Ломоносова». В гостях у «Лабораотории» - директор клуба Виктория Скуратова.

У всех кризис, а у вас открылся клуб!

Потому он и открылся, что цены на аренду упали. Они, наконец-то перестали быть такими сумасшедшими, и мы подумали: ну когда же, если не сейчас? И вот мы сняли помещение, отодрали офисный гипсокартон, пропитали стены чем-то, чтобы они не рушились, и покрыли известкой.

Здорово, стены вышли разные! А железки в углу?

Это старая байдарка. Подарена выпускницей. По ее креативной мысли мы должны собрать лодку и повесить ее под потолок.

Помнится, в пивной «Пастор Шлаг» на Цветном под потолком были лыжи, а по стенам шла колея. Туалеты были оформлены как фашистские застенки. А что за концепция у вашего дизайнера?

Дизайнер у нас талантливый. Правда, после того, как мы выдали ему вперед всю сумму, потерял всякий интерес к работе.

Сбежал с деньгами?

Нет, почему же, просто его охватило равнодушие. Глубокое и светлое. Которое ничем нельзя было уже нарушить. Он сел спокойно и стал выполнять здесь другие заказы - (свою студию он не может себе сейчас позволить, тут и прижился). Мы пробовали спросить, мол, парень, столько денег, где же краска? - «Кончились деньги, кончилась краска», - был ответ. Уж мы сами докупали краску, морилку и все доделывали. 

Он индеец?

У меня разные были версии, и что индеец, и что наркоман, но я  пришла к выводу, что это просто бывалый московский дизайнер - его ничем не проймешь.

Да пребудет с ним счастье. Расскажите о клубе.

Цель простая: устроить свою жизнь лучше. Этот проект я делаю для себя. После окончания университета у меня резко упало качество жизни. Пропали куда-то многочисленные товарищи, бесконечные умные и хорошие беседы, интересные лекции, культурные события. Можно было бы после работы пойти на лекцию в Третьяковку, но я как-то до сих пор не собралась. Ходила и в консерваторию, и в театр, а все равно чего-то не хватало. Хотелось как раньше - чтобы ты что-то сказал, а тебе что-то ответили, и ты бы что-то изучал и понимал или не понимал, но было бы очень хорошо и приятно. Этому городу не хватает культурных проектов. Город огромный, но все стараются в нем не жить. В нем работают, сжав зубы, а потом разбегаются - кто на дачу, кто за границу... Хотелось, чтобы было что-то для души. Мне казалось, что если это мне нужно, значит, это нужно кому-то еще.  

И знаете, что я заметила? Мы очень сильные люди -  и эмоционально, и духовно, и интеллектуально, чем бы мы не занимались - наукой или бизнесом. Я все больше вижу выпускников и убеждаюсь, что мы очень хороши. У нас сейчас много возможностей - за каждым - собственное дело, связи, какие-то навыки... И мне кажется, что объединение выпускников как таковое может дать миру хорошие возможности. Пока трудно точно определить, какие. Но это будет неплохо. Например, мы узнаем новости из первых рук. Мы очень любим взять человека, который работает, скажем, в «Газпроме», и спросить у него, как оно там. Или вот парень вернулся из Саудовской Аравии, долго работал там, и мы у него тоже спросим: как оно там? К нам приходят продюсеры с радио, каждый месяц. Первый раз было забавно: пришли какие-то орлы, которые друг другу страшно удивились, и мы спросили их, не случайно ли совпадение короткого плей-листа с ограниченным числом игроков-монополистов. Я ребят еле разогнала в ночи! Как хорошо, говорят, вот так просто поговорить! Высказаться! Излить душу! Наш прекрасный игумен Владимир (раз в месяц приезжает к нам из монастыря Святой Екатерины в Видном) говорит, что здесь он отдыхает. Приезжает, несмотря на холод, ливень и сломанную машину одновременно. Говорит, что у выпускников МГУ очень сильный дух, и что очень важно собираться хотя бы втроем.

Помню по себе, что за ядерный взрыв был со мной, когда я поступила в Университет.

Абсолютно! Мы были так одиноки в наших школах! Не те, что закончили какие-то прекрасные математические школы, а те, кто учился в обычных средних. Были изгоями,  казались окружающим странными, придурковатыми даже, а тут оказалось, что здесь все такие! И было полное ощущение семьи, братства, и этого теперь в жизни не хватает.

Большинство моих одноклассников пошли в технические вузы, а мы - несколько девчонок, чувствовали себя «воронами». Ну и когда в очередной раз математичка принялась нас распекать, что мы-де никуда не поступим и на кусок хлеба не заработаем, я вдруг выпалила, что хоть пять лет своей жизни проживу так, как я хочу...

Именно! Наша цель - продлить эти пять лет. Может быть, сейчас эта жизнь будет лучше, ведь за нами опыт, а менее интересными мы не становимся.

Еще, мне кажется, важна атмосфера свободы. Я никогда не забуду уроков моего научного руководителя Андрея Анатольевича Левандовского (он, кстати, потом затеял проект очерков истории Московского университета). Он всегда повторял это слово «атмосфера» и, помню, ни разу не указывал мне, что и как мне надо писать. «Идите, выпейте водки, не надо переживать, так как вы, не напишет больше никто». Какое счастье, когда не мешают, когда везде пускают - на любой факультет, в любую аудиторию! Это потом появились милиционеры на входе и дурацкие турникеты в первом гуманитарном корпусе. Свобода посещения! Мучительный выбор между «Веймарской республикой» и сосиской в буфете...

Это было уважением к студенту! Я помню, бегу куда-то по лестнице и слышу «здравствуйте!», поднимаю голову - мой лектор. Он увидел студентку и поздоровался первым, мне такое в школе не снилось!

На  исповеди у игумена Владимира я пожаловалась ему, что страшно мне, не сдюжу. Он ответил: «А Моисею, думаешь, было не страшно?» Это похоже на вашего научного руководителя.

Клуб открыт для невыпускников МГУ?

Конечно! Мы очень рады всем интеллектуалам. Единственное, чего мы хотим - сохранить атмосферу. Хочется, чтобы люди здесь друг друга узнавали, чтобы все были вот такие.

А как вы продвигаетесь? В «Одноклассниках»? Я, честно говоря, когда увидела группу выпускников, подумала, что мне хватит собственного курса. Я и не знала, что можно куда-то прийти. Да и вообще «Одноклассники» сегодня -мертвый сайт: встретились, обменялись контактами и общаемся, кто с кем хочет, а остальные висят эдакой галереей польских панов в старом замке... А, казалось бы, где, как ни на «Одноклассниках» размещать рекламу клубов выпускников! Это же продолжение жизни ресурса в других формах...

Да, это было бы продолжением истории, уже - тупиковой. «Одноклассники» не развиваются, потому что его создатель покинул проект. Проект не может жить без человека или нескольких человек, которые дышат им. Мои объявления в группе «МГУ», мол, ребята, приходите поговорить с игуменом, они убивают, говорят, что это - реклама, хотя встреча абсолютно бесплатна. На «Одноклассниках» очень дорогой баннер. Эта сеть - скорее, обеспечивает присутствие выпускников, чем продвижение клуба.

Вообще в Интернете я сначала столкнулась с очень негативным отношением: люди, никогда не бывавшие здесь, писали всякие гадости. Хорошо, если у меня было время ответить: «Вы же к нам не приходили и вообще, какой факультет окончили?». Мой приятель швейцарец, утешил меня - говорит, во всем мире Интернет - как сливная яма.

Но! Появилось очень много людей, которые работают на проект бесплатно. Я никак этого не ожидала! Я ожидала, что придет масса выпускников, все купят карточки, и будет все как на Западе. Ничего подобного! Карточки берут далеко не все - воспринимают их, как собственный спонсорский взнос в проект. Но зато практически все кто купил или не купил Клубную карту, говорят: «печатай нам объявления, мы повесим у себя на работе!» Они идут в Интернет и пишут о нас. Кто-то платит за рекламу в поисковиках, кто-то дает объявления в ресурсах и даже не признаются! Одна наша прекрасная выпускница купила нам шикарную кофе-машину и теперь заставляет брать с нее по 40 рублей за кофе. Вот такой парадокс! Другой выпускник придумал и воплощает теперь в жизнь трансляцию клубной жизни через skype - камеру нам уже купил, skype установил. Третьи помогают в организации и проведении мероприятий, один даже как-то выступил в роли официанта-бармена, причем оказалось, что у человека к этому природный талант. Находят или дарят мебель и т. д. Ведут своих знакомых.

Стало быть, клубные карты - не козырь?

Сейчас уже их покупают, но рассматривают эту покупку не как выгодную сделку, а как спонсорскую помощь. Карты, между прочим, предполагают какие-то привилегии и скидки - 10, 15 и 20% - но абсолютное большинство не хочет ни привилегий, ни скидок! Карточку воспринимают как некий знак престижа, некоторые отказываются брать дешевую карту - только дорогую! У каждого - свое представление о жизни, и мы хотим, чтобы вот тут-то это многообразие проявлялось в полной мере. Чтобы каждый получил то, что он хочет и в том виде, в каком хочет.

И каков в целом потребительский срез сегодняшнего дня?

У меня в жизни не было ни малейшего шанса познакомиться с таким количеством хороших людей - умных, светлых, энергичных!

У вас  даже была художественная выставка скандального историко-математика Анатолия Фоменко!

Да, я ее сделала за неделю! Позвонила в среду на кафедру, мне сказали, посмотрев расписание, что он будет в пятницу в 12, позвонила в пятницу, в следующую среду получила 120 работ. Супруга Анатолия Тимофеевича сказала, что он работал для организации этой выставки два дня. Замечательный, пассионарный, глубокий, исключительно умный, очень интересный человек, настоящий титан.

Насколько многочисленна и стабильна аудитория?

Оказалось, что труднее всего сюда выбраться в первый раз. Но придя сюда один, люди, как правило, уже не уходят. Начинают чего-то чинить, приносить нам мебель или какие-то вещи...  Было за все время человека три, которые пришли и не нашли здесь для себя ничего. А один физик в ответ на рассылку с приглашением на открытие Клуба написал: «у нас разный менталитет» и попросил не присылать ему больше анонсов. А потом зашел случайно на беседу с игуменом Владимиром и теперь его отсюда не выгонишь, сейчас поехал нам за диваном на своей машине. Повесил кронштейны для картин - все время что-то делает и получает от этого громадное удовольствие.

Говорить о стабильности посещений сейчас пока трудно. В конце мая, начале июня у нас были лучшие показатели (максимально было 50 человек), а сейчас август, время отпусков. Зато качество встреч вдохновляет!

А что за события в клубе?

Очень разные. Был день физика (ждем другие факультеты!), читает лекции старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ольга Константиновна Шикалова, проводит беседы отец Владимир Маслов, дискутируют, как я уже говорила, все и на всевозможные темы, устраиваются выставки, концерты и даже уроки танцев. Зайдите на сайт http://www.mgu-club.ru/. Здесь должна обратить особое внимание на потрясающее событие - открытие проекта совместно с Московской консерваторией - 3 и 4 сентября у нас состоятся концерты великолепных китайских и японских исполнителей на народных инструментах. В нашем камерном старинном помещении прекрасная акустика,  это будет звучать восхитительно!

У нас два зала, в одном из них я мечтаю устроить кинозал для просмотра фильмов, не попадающего в рамки коммерческого проката. Кстати, 8 и 9 августа будет фестиваль немецких короткометражных фильмов, организованный нашим другом - актером и режиссером их Германии. Хочется того, чего нет сейчас в Москве, того, что было раньше, в студенчестве. Очень важно, что мы - с разных факультетов, когда есть возможность обмениваться знаниями и сравнивать системы мышления.

Да, атмосфера университета для меня - это всегда возможность перейти границу там, где пожелаешь, оставаясь при этом внутри какого-то широкого и очень доброжелательного поля. Вот все вокруг твердят: МГУ протух, там уже все не так. Действительно, и при нас Университет не был таким уж единым организмом, какие-то кафедры вырывались вперед, кто-то безнадежно отставал, но я ловлю себя на мысли, что мой ребенок должен учиться тут, видеть эту высотку, гулять в этом парке, даже есть эти падающие зеленые яблоки и ходить в студенческий театр.

Когда мы отвозили назад работы Фоменко, был июль, и возле Главного здания пели соловьи. Мы живем в деревне, у нас прекрасные, голосистые соловьи, и они орут всю ночь, громко, хором. Но рядом с Университетом - это Шнитке! Это накал! Потом обрыв! Потом с новой какой-то другой стороны! Сумасшедшая разница. На них, видно, что-то навеяло и надышало. Мысль явно переросла во что-то материальное. Там просто хорошо жить и находиться!

А я помню, как не любили мы журналистов за одежный выпендреж и «поверхностность», как мы считали. Но стоило мне забрести к физикам - в серых свитерах, перепачканных мелом, все предназначенные журналистам затрещины достались мне.  И только день на десятый моего пребывания с отрядом физфака на Соловках, некий аспирант с толстенными линзами, занюхав водочку моими волосами, произнес внятно и четко «ты вписалась в наш менталитет!».

Смешно, но я приехала в Университет в кожаном пальто, папа купил мне пальто от Зайцева на зиму. И я все это тут же, устыдившись, засунула подальше и стала ходить в растянутом свитере и рваных джинсах, потому что среди нас было много ребят, которые жили реально на стипендию. Я не думала об этом, но был стиль, и это было красиво, и я в этом длинном папином свитере и драных джинсах проходила все пять лет, и еще потом долго ходила. И это было прекрасно - то, что неприлично было выделяться по одежке, и выделяться надо было другими вещами - по духу и уму!

Все-таки клуб -  для нас с вами, а не для тех, кто моложе, верно? Не для тех, кто сидит в Интернете и бегает на дискотеки?

Я специально этот проект делала не для очень молодых людей. Молодежь найдет, куда пойти. Это проект для людей ближе к среднему возрасту, для кого в городе не так много интересных мест, но нам тоже хочется общаться, танцевать, знакомиться! Мы можем взять кого-то под ручку и пойти в ресторан или театр. А вот так свободно где-нибудь на дискотеке мы, в силу возраста, чувствовать уже не можем.

Все-таки мы еще попали под колесо истории. Я закончила учиться в 1990 году, и наши мальчишки сразу пошли переделывать Россию - кто в Думу, кто в Издательство, кто в бизнес... Это было очень похоже на 40-е годы XIX века, которым я занималась, там тоже люди, помечтав, поучившись, посмотрев вокруг, ринулись реформировать отечество. Доходило до смешного: можно было узнать Победоносцева или Бердяева по очкам и бородке - мальчишки как-то умудрялись выдерживать «прикид» своего героя. Влюблялись не в девушек (девушки потом!) - в партию, скажем, кадетов. И вот, волны утихли, но жизнь изменилась до неузнаваемости. Не знаю, как вы, а я не нахожу себе места на так называемых корпоративках  или даже просто в ресторанах или клубах - слишком все глянцево, кричаще, безвкусно. Я не могу есть, когда над ухом что-то ухает в микрофон. И еще: у нас так и не сформировалось привычки ходить по клубам. Мы, что называется, «пролетели мимо». Я права?

Пожалуй, хотя я человек с большим клубным прошлым - очень люблю танцевать. Я очень активный тусовщик. Мест для танцев много, а для души ничего нет. В Москве никто как-то не считает, что нужно что-то делать для души. Нужно делать для какого-там маркетинга, для каких-то продаж. Куча выдуманных табу - не смешивать богатых с бедными и прочее. Разве в этом счастье? В нынешнем увлечении безличными технологиями много лжи, это я вам говорю как маркетолог. Я же не где-нибудь, а в рекламе была маркетологом - директором по развитию в группе компаний «Интерпочта» и т. д. Вот поверьте мне на слово: делать что-то надо для себя, и тогда найдутся те, которым тоже это нужно. История показывает, что самыми успешными и сильными были проекты, которые люди делали для себя - искренне и от души.

Все верно, но продвижение - это ведь и информация о клубе.  Что вы делаете в этом плане?

Еще в 2005 году мы собрали электронную базу по Интернету - о выпускниках МГУ. И писали письма, что, мол, мы нашли ваш адрес там-то и там-то, и что вы можете отказаться в любой момент от нашей рассылки. В основном люди откликались. С тех пор, конечно, многие сменили ящики и пора обновлять базу, но времени страшно не хватает. В итоге проект развивается стихийно - приходят люди и делают, что хотят. И абсолютно даром - в «Яндексе», «ВКонтакте», в жж... Когда у меня есть время, я захожу на «Одноклассников» все-таки оттуда люди к нам идут. И что-то пишу. Или не пишу, когда нет времени и нечего писать. Почему-то нет желания создавать массовость - лучше меньше, да лучше. К тому же, массы могут быть разочарованы нашей скромной обстановкой. У нас висят лампы, выброшенные музеем «Огни Москвы», и большинство вещей тут именно с такой судьбой - наш дизайнер, о котором я рассказывала, искренне стремился не вложить сюда ни копейки, и это ему удалось!

Значит, вы принципиально за то, чтобы к вам шли люди, а валил народ?

Да. Одна из наших самых первых и почетных активисток привела сюда свой курс - встречаться. Какие были поначалу кислые физиономии, мол, не пойти ли нам в дорогой ресторан? Трое фыркнули и ушли. Зато остальные (порядка сорока человек) отплясывали под утро летку-еньку и были в итоге ужасно довольны, некоторые стали активнейшими участниками клуба. Все потому что никто и нигде ни за какие деньги их так не примет. Здесь официант не подойдет к Вам, словно спрашивая: вы сидите лишние полчаса - закажете еще что-нибудь? Здесь вы чувствуете себя хорошо и спокойно. Потому что здесь вы - дома.

Юлия Квасок, обозреватель «Лаборатории»

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]