Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

«Читатель ХХI века: портрет на фоне эпохи» - под таким названием в рамках Санкт-Петербургского книжного салона «Время читать!» прошел очередной Международный научный семинар, продолживший традицию междисциплинарных дискуссий в области феномена массовой литературы и чтения.

Оптимизированный в духе времени регламент заставил участников отказаться от пространных теоретических спекуляций и формулировать свое понимание предельно конкретно. Эта лаконичность особо рельефно высветила многогранность проблемы и неразрывную взаимосвязь собственно эстетической, искусствоведческой проблематики с рыночными реалиями и инструментами: маркетингом, рекламой, PR... В выступлениях и дискуссиях естественно и непринужденно сочеталось ранее не сочетаемое: качество текста и качество книги как рыночного продукта, система ценностей читателя и инструментарии ее изучения, сегментирование рынков и содержание сочинений учащихся...

«Читать или не читать»,- с этого риторического вопроса начала профессор Темперского университета И.Савкина (Финляндия). Что читать, и что делать с тем, что определенные текстовые форматы, «большие жанры» - классический роман, например, оказываются просто не под силу современной аудитории, и не только молодежной. И надо ли что-то с этим делать? Может, мышление изменилось, стало каким-то невербальным ? «Если невербальное - то это уже и не мышление»,- возразил С. Басов, заведующий отделом РНБ. Но есть серьезная проблема, например, как вписывается в продекларированную государством (например, в интервью В. Суркова) систему координат: материальный успех, свобода, справедливость - чтение , есть ли место культуре чтения и чтению вообще в этой новой государственной триаде?

«Чтение не прошло, оно - видоизменилось», - не теряет оптимизма известнейший исследователь детского и юношеского чтения профессор СПб АППО Т.Г.Браже. Другое дело, что многолетние данные изучения чтения в учительской среде показывают печальную истину: те, кто должен быть читательской элитой и лидерами чтения, таковыми не являются. Учителя читают мало, например, учителя - словесники читают меньше учителей иностранных языков... Учителя не являются лидерами чтения, они читают как все. Но ситуация здесь меняется: во-первых, по крайней мере в Питере, учительская среда стала читать больше. Во-вторых, серьезно меняется мотивация к чтению: все чаще главенствует мотив: «Читать, чтобы быть в мире с другими и с собой. Я в мире и мир вокруг меня - это главное». Хотя, естественно, прагматические мотивы главенствуют. Поэтому очень редок высший уровень читательской мотивации: понимание себя как личности в том числе через чтение. Ну и наконец, все же большинство читателей идут к чтению за радостью, а вот с ней-то у современной литературы огромные проблемы - она в большом дефиците.

Представители вузовской науки приводили результаты исследований в различных российских регионах и в разных социальных стратах, пытаясь определить новое место книги и чтения в картине мира современного человека. Проф. М.Литовская (УрГУ) констатировала, что классику сегодня читает не более 9% читателей (учитывая, что по усредненным данным около 46-48% нашего населения не читает вообще). Из них половина - школьники - читающие классику не как художественный текст, а как учебник, по которому предстоит сдавать экзамен. Поэтому обобщенная реакция на классический текст школьной программы типичного школьника: «Ужас!». Два фактора порождают этот эмоциональный негатив: классикой перекормлены, функциональная неграмотность принимает угрожающие размеры. «Ну как можно читать «Недоросля»? - возмущается ученик 9 класса,- Там перед каждой строчкой почему-то написаны фамилии...» Ужас перед классикой культивируется, насаждается и воспитывается начетнической системой ее изучения.

Пугающая или веселящая - в зависимости от вкуса слушателя - путаница в именах, датах, народах, персонажах поневоле читающей, то есть учащейся, молодежи была представлена в результатах исследований, проведенных в рамках магистерского спецкурса «социологи литературы» М.Черняк. Но и здесь есть, все же, островок незыблемого знания! Ни один из респондентов не ошибся в атрибутации басни «Ворона и Лисица» - авторство И.А.Крылова оказалось очевидным для 100% опрошенных. В отличие от «Одиссеи», «Старик и море», «В круге первом», «Божественной комедии»... Ни Шекспир, ни Пушкин, ни Данте, ни Солженицын, ни Хемингуэй с Сэлинджером не оставили столь неизгладимого и четкого следа в сознании молодежи как наш великий баснописец. ..

Рост напряжения в отношении между юными и не очень читателями и классическими текстами очевиден не только ученым, но и издателям. И многие пытаются преодолеть этот антагонизм через актуализацию классики.. Об одном, направленном на это проекте рассказал писатель и главный редактор старейшего частного издательства Санкт-Петербурга «Лимбус- Пресс» Павел Крусанов. Идея издательства, реализация которой находится в подготовительной стадии, заключается в том, чтобы попытаться сделать классика современником читателя посредством писателя-современника. Не имеющий пока названия проект предполагает, что авторы современной литературы пишут об авторах классиках. Каждый - по одной главе о своем герое, и все это составляет «учебник» нового типа. Такой по определению талантливый перевод с классического на современный. При этом задача автора статьи - отразить момент собственного открытия автора-классика. 38-39 авторов, уже давших согласие на участие и приступивших к работе: А. Битов, Е. Попов, Л. Петрушевская, Д. Быков, Л. Улицкая, С. Шаргунов и другие.... П. Крусанов уверен, что такое дополнение к традиционным учебникам вызовет интерес и педагогов, и учеников. Расширит степень участия живого литературного процесса в школьной практике.

Идея вызвала оживленную дискуссию. Проф. Г. Тульчинский предложил - уж если продвижение классики в сознание современников становится самоцелью - не ограничиваться писателями и использоваться в качестве промоутеров персонажей из мира спорта и шоу бизнеса: «Игроки «Зенита» о классике», «Герои «Дома-2» о классике» и т.д. ироничное предложение тут же было подхвачено вполне всерьез: «Аршавин «Мой Достоевский», «Д. Бэкхем «Великая литература в моей жизни»....

На вопрос из зала о том, кто же из классиков оказался наиболее востребован и за кого из представителей литературного пантеона шла наиболее упорная борьба среди потенциальных авторов, П.Крусанов ответил «За Гончарова и Лескова».

Судьбы современной российской словесности, при всей ее ориентированности на рынок, также в своем подавляющем большинстве оптимизма не внушают. Причем не только в границах своего отечества. О сложностях продвижения современных российских авторов за рубежом поведала переводчица русской литературы на шведский язык, журналистка из Финляндии Кристина Роткирх. Русская классическая литература всегда пользовалась любовью и уважением в скандинавских странах, и от постсоветской России ждали новых имен и новых текстов величины Достоевского и Булгакова. Но вместо них появились Рыбаков, Дудинцев.. Это было какое-то время интересно, но с точки зрения литературы очень традиционно... Интерес к российской словесности стал резко угасать. Когда К.Роткирх выпустила шеститомную антологию современной русской прозы, отзывы критики были позитивными, но продажи - ужасными. И сегодня в центральных книжных магазинах Хельсинки если что-то и можно найти из современной российской словесности, то это избранные тексты Петрушевской, Садур, Улицкой... Опять-таки и к ним интерес очень невысок - ничего нового ни критика, ни читатели в них не нашли. Пожалуй, единственное произведение, вернувшее интерес и критики, и читателя - «День опричника» В.Сорокина... В нем увидели именно новую литературу. Формула успеха в принципе проста - у всех мировых бестселлеров очевиден примат общечеловеческого, ясность стиля и упругость сюжета - но всего этого очевидно не хватает современной российской словесности.

Издательства пытаются актуализировать литературу и чтение по-разному. «Эксмо», например, создало «литературную студию для пишущих детей, которой руководит известный писатель Владимир Сотников. А вот теперь уже далеко шагнувшая за городские пределы питерская книжная сеть «Буквоед» последовательно и настойчиво пытается сделать книжный магазин значимым и привычным локусом повседневного быта современного горожанина. Основной задачей маркетологов «Буковоеда», - по словам его генерального директора Д.Кротова, - становится отвоевание и закрепление места книжной территории в топосфере современника как естественного «третьего» пространства: между домой и работой. Книжное пространство, организованное внутри торгового центра, это и библиотека, и клуб, и собственно книжный магазин. Успешный книжный магазин не может быть просто логистическим центром. Скорее это формат «Книжного клуба», работающего 24 часа, включающего в себя и сцену, где проходят выступления, и зал, и кофейню, и детские комнаты, где под присмотром специалистов могут провести время дети, пока их молодые родители участвуют в книжной клубной жизни. Содержание проводимых в сети мероприятий стремится к максимальному разнообразию: это традиционные встречи с авторами, но это и детские спектакли, интеллектуальные игры и многое другое. Свой событийный ряд выстраивается для любителей литературы «нон-фикшн». Тут и сотрудничество с деловыми изданиями, такими как «Наши деньги», проведение серии учебных семинаров и консультаций. Спектр мероприятий «на книжной территории» адекватен миру литературы и его содержанием может стать вся жизнь в ее многоцветии. Основная проблема в производстве такого рода услуг - не нехватка средств, а обилие альтернативных бесплатных ТВ- предложений... И конечно, сложности контента - «создание качественного наполнения событийных потоков». Ежемесячно в сети «Буквоед» проводится примерно 100 разноформатных мероприятий. Наполняемость - от 20 до 500 человек. В среднем, на одном мероприятии участвует около 50 человек. Есть очень немногочисленные случаи полного отсутствия интереса к мероприятию, но успешных событий куда больше. Естественно, встает вопрос о их эффективности. Буквального ответа дать невозможно. Да задача окупаемости каждого мероприятия в сети и не стоит. Событийный маркетинг призван решать стратегические задачи.

Настроения писателей выразили Татьяна и Владимир Сотниковы - активные участники различных проектов по продвижению книг и чтения - интерес среди молодежи к чтению, литературному творчеству все же начинает расти. И этот интерес должен быть своевременно подхвачен и усилен. Даже издатели и редакторы толстых литературных журналов, на протяжении десятилетий вовсе игнорировавшие такое явление как читатель, начинают крутить головами в его поисках. По словам главного редактора «Континента» Е. Ермолина, толстые литературные журналы традиционно не склонны к рефлексии по поводу того, кто их читатель. Толстые журналы как бы полагают, что наш читатель - идеальный читатель - тот, кто любит нас и публикуемых нами авторов. И никакого другого искать не собирались, да, пожалуй, и не собираются. Потому что все остальное - это не настоящие читатели. К сожалению или радости, но искать своего читателя придется.

И еще одно. Неоднократно звучавшие в ходе семинара отсылки к недавно опубликованному исследованию Б. Дубина и Н. Зоркой «Чтение в России-2008: тенденции и проблемы», показали, что хотя с полученными данными практически все участники - и социологи, и маркетологи, и издатели - согласны, но вот с интерпретацией полученных данных полностью или частично не согласен практически никто. Правда, по разным причинам. М. Илле, редактор журнала «Телескоп», ведущий исследователь Социологического научно-исследовательского центра (СНИЦ), отмечает, что многолетние - с 2001 года - исследования чтения в Санкт-Петербурге - не подтверждают катастрофического падения интереса к чтению. Нет снижения интереса к книге и в молодежных аудиториях. В прочем, нет и альтернативы: книжный магазин или библиотека. Как правило, аудитории и библиотек, и книжных магазинов частично или полностью совпадают. Более того, те, кто посещают книжные магазины и библиотеки, имеют куда более представительную домашнюю библиотеку (в среднем 857 книг, в отличие от 450 в среднем по городу). Для человека читающего выбор магазина или библиотеки определяется, как правило, назначением искомой книги - для работы, учебы, решения конкретной задачи - библиотека.

Социология чтения нуждается в серьезном обновлении исследовательского инструментария, нужны новые методы и методики, нужны новые исследовательские гипотезы и идеи исследований. Нужна новая идеология чтения. Благая архаика, в том числе, на государственном уровне, уже далеко не безопасна. С благими намерениями провозглашаемые федеральные целевые программы крайне неэффективны как раз в силу глубоко устаревших концепций, ложащихся в их основу. Тут вообще все очень сложно. Представители Российского книжного союза наглядно продемонстрировали реальность попыток законодательного регулирования рынка: в качестве приложения к проекту закона о защите детей от информационной опасности - в части запрета на появление в текстах детских изданий нецензурной лексики - составители затребовали от экспертов весь перечень этой самой нецензурной лексики, которая не должна быть допущена до детских глаз....

Так что сложностей в мире книг и чтения более чем достаточно. Но что симптоматично и внушает оптимизм: наконец-то происходит снижение противоречий и выработка общего языка диалога между издателями, книготорговцами, авторами и исследователями... Наконец-то вырисовываются актуальные контуры проблемы: чтобы наступило время читать, читателя нужно искать...Многим заново. А уж потом холить и лелеять. Гарантируя предложение ему и качественного книжного продукта, и качественного набора услуг, его продажу сопровождающих.

Александр Чернов

Комментарий

  • Гость

    МОИ СТИХИ
    Моя Россия щедра просторна и любима.
    Желает быть тобой любима.
    Надежд твоих желанных свет.
    Трудов твоих и отношений добрых.
    Желает мне добра Россия.
    Здоровья много счастья.
    Любви большой любви прекрасной.
    Достатка много и добра.
    Всех благ земных и даже больше.
    Желаний и трудов достичь.
    Всех благ тебе моя Россия.

    Мои Стихи.Стихи.ру.Автор.
    Руслан. Байрамов.
    *********************************************
    МОИ СТИХИ
    Я Родину свою люблю.
    Россия стала как родная.
    Вдохнул глубоко свежий воздух.
    Входи сказала мне она.
    Вхожу в избу сидит старик.
    Обедать будем говорит.
    Ему я отвечаю здравствуете.
    Вот входит в дом краса России.
    И робко нежно шлет поклон.
    Да говорит слова такие.
    Ты здравствуй добры человек.
    И вся твоя семья и добавляет.
    Желаю я достатка в доме и любви.
    Всем добрым людям я желаю.
    Я руку к сердцу подымаю.
    Благодарю за добрые слова.
    От всей души желаю счастья.
    Желаю мира в доме вашем.

    Мои Стихи.Стихи.ру.Автор.
    Руслан. Байрамов.

  • Гость

    МОИ СТИХИ
    Родной мой город и улица родная.
    Страна Россия славных дел.
    Трудов больших и патриотов многих путь.
    И подвигов военных звезды.
    Трудов гражданский светлый путь.
    Житейских благ желанных.
    И родины любви огромной.
    Желанья быть достойным.
    Да уважать граждан и патриотов.
    Родных и близких любить и уважать.

    Мои Стихи.Стихи.ру.Автор.
    Руслан. Байрамов.
    ********************************************
    МОИ СТИХИ
    Россия родина моя родная милая Страна.
    Народов многих Мать родная светлая моя.
    Любимая страна детей своих.
    Единства суть стремления граждан.
    Люблю тебя прекрасная Россия.
    Надежд моих ты свет моя Страна.
    Желаний всех моих я верю.
    Родина единства.
    Веков твоих сплоченные народы.
    Да сила их любовь Россия.
    Нам родина дана одна.
    Красавица Земля прекрасная планета.
    Как дивный сад.
    Да множество прохладных дивных рек.
    Дающих жизнь Земле.
    Есть родина единая Россия.

    Мои Стихи.Стихи.ру.Автор.
    Руслан. Байрамов.

  • Гость

    МОИ СТИХИ
    В стране моей есть город Санкт-Петербург.
    Основан был Петром Великим.
    С династии Романовых Князей.
    Основы он Российской Император.
    Законодатель и Основатель.
    Северной столицы Санкт-Петербург.
    Он основатель всей России.
    Санкт-Петербург. Великий Петр.
    Моей страны прекрасный Город.
    Жемчужина столиц. России.
    Санкт-Петербург ты дивный Эрмита.
    Российских Городов.
    Ты достояния страны моей.
    Да дивный образец трудов Петра.

    Мои Стихи.Стихи.ру.Автор.
    Руслан. Байрамов.
    *******************************************
    МОИ СТИХИ
    Страна моя Россия ее я гражданин.
    Ее люблю ее я уважаю и ценю.
    Я ее желаю много лет.
    Желаю ее любви и счастья.
    Ее народу.
    Россию я люблю свою.
    Страна прекрасная моя.
    Желаю ее я процветание.

    Мои Стихи.Стихи.ру.Автор.
    Руслан. Байрамов.

  • Гость

    МОИ СТИХИ
    Книг светлых чистых добрых.
    Нам освещают путь.
    Ведь книга знаний кладезь.
    Времен прошедших мудрость.
    И щедрость слов хороших.
    Чувств выражения.
    Да свет стихов духовных.
    Времен прошедших тайна.
    Да мудрость книг хороших.
    В нас вдохновляют веру.
    Да в чтение книг хороших.
    Надежду обретешь и легче станет путь.
    Евангелие тоже книга света.
    И книга есть Псалтирь и Тора свиток книге.
    Из древних книг мы много узнаем.
    Про сад Эдем мы узнаем читая книгу.
    И узнаем про Рай мы с книги.
    Про Бога даже с книги узнаем.
    Да с книги веру обретаем.
    Да много книга открывает.

    Мои Стихи.Стихи.ру.Автор.
    Руслан. Байрамов.

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]