Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Вакантная награда

В период приступа свободолюбия  конца 80-х годов прошлого века из научных лабораторий в массовый обход  влетело словечко - ментальность. Тогда те, кто его понимал, пусть и несколько смутно, признавали  особость, отличие пресловутой советской ментальности. Нынче вопросом, как и о чем мы думаем, какие представления и установки управляют нами, то есть каково наличное содержание нашей ментальности, не особо интересуются. А зря. Наше с вами коллективное бессознательное играет злые шутки, и мы, как профессор Плейшнер, не замечаем признаков опасности. 

Две стороны разных медалей

«Новый способ хозяйствования» мало что изменил в базовых представлениях, управляющих нашими отношениями. Ментальность бодро приспособила под себя бизнес-лексику, вместо «-измов» (социализм, марксизм, коммунизм, коллективизм) вооружилась «-ингами» (митинг, брифинг, биллинг, листинг), но в целом осталась такой же любительницей зазеркалья, как и была. Это когда мы говорим одно, подразумеваем другое, а делаем третье и упорно не видим разницы между первым, вторым и третьим. 

А если все-таки решиться и копнуть, без философских умопостроений, простым и понятным методом контраста? Первый вопрос: а почему осенью 2008 года с нами случилась такая неадекватная паническая реакция на финансовый кризис? И почему нет-нет, да  проскальзывает в разговорах мысль о том, что Штаты поднимутся быстро, а мы будем еще долго-долго барахтаться в  той взвеси, которую трудящийся народ отказывается называть печатным словом. И почему только отдельные выдающиеся (не по размерам) организации могут похвастаться  атмосферой управленческого здравомыслия и профессионального тонуса, которые крайне необходимы именно сейчас.  И почему их модель действия и логика мышления, результативные и успешные, не становятся предметом пристального интереса, анализа и подражания?

Причина проста - в нашей ментальности успех записан как случайная удача.  Факт, факт! Отсюда и подозрительное отношение к успеху, отчета в котором мы себе не отдаем. Особенно к чужому - «везет же людям»... И еще вспомните распространенное словосочетание: «заслуженный и незаслуженный успех». Не надо быть лингвистом, чтобы уловить в слове «заслуженный» запаха трудового пота, перечня страшных трудностей и явственного доказательства их преодоления - кровавых мозолей.

Неудивительно, ведь у нас как самое весомое проявление человека стоит понятие ПОДВИГ. Как модель поведения, обеспечивающая человеку максимальное социальное признание, записана модель ПОДВИГА. Отсюда и такое наше местное явление, как посмертная слава. И любимая история о награде, нашедшей героя после многих лет. Успех - это там, за бугром, в какой-то другой жизни. Никак он у нас не прививается. Неловко как-то. В одной компании после статьи в корпоративном журнале о логике успеха на форуме стали писать о том, что мешает самому человеку принять свой успех, продолжить его линию, проложить свой маршрут успеха. И в рассуждениях мелькнула мысль, что мы сами не считаем себя достойными успеха. А казалось бы, никто не против искупаться в лучах славы... Но если копнуть поглубже...

Так что же мы за загадочный народ? Вот оно, основное противоречие российской действительности: между логикой «героизма» и логикой «успешности». Причем именно эта «загогулина» нашей ментальности имеет весомое экономическое значение. В смысле влияния на конкретные экономические достижения. В логике героизма всегда есть кто-то, кто жертвует, не важно чем, временем, личными желаниями, сном, здоровьем, отношениями, жизнью, наконец.   «Героизм» требует ограничений, лишений, преодоления. В логике успешности нужны не жертвы, а усилия, причем сознательные. И, как ни странно, совершенно нет необходимости ложиться костьми или надрывать жилы. Вы чувствуете, как красочно в родном языке можно описать героическое свершение. И как скупо описывается путь того, кто совершенствует свое мастерство, изобретает нечто новое, создает работающие и живые организации.

Мы не выбираем между подвигом и успехом. Как можно выбирать между тем, что впитано с молоком матери, и тем, что так непривычно на вкус. Отсутствие культивации успеха ведет к отсутствию реализации творческого потенциала. Мы талантливы - но только в потенциале. А на практике наши таланты проявляются только в моменты наивысшей напряженности, угрозы выживания и в прочем «героическом» контексте. Такое впечатление, что в этих условиях - разрешено. А в мирных - не позволено. Часто, не замечая того, мы требуем от других жертв, подвига, «сподвигаем» их на свершения, даже в ситуациях, не требующих такой патетики. И не пытаемся подтолкнуть к успеху, «соблазнить» достижениями, внушить уверенность в своих силах.

А вот что по этому поводу пишет Джон Хувер, консультант из Штатов: «Разница между средним уровнем жизни в США и других странах мира объясняется разными определениями успеха. Бывший Советский Союз, например, по существу был сравним с Соединенными Штатами с точки зрения природных ресурсов и рабочей силы. Гражданин бывшего Советского Союза был жертвой упрощенного до примитива определения успеха. Еще при царизме для достижения успеха нельзя было поднимать головы и следовало делать то, что вам говорили, чтобы избежать ареста и тюремного заключения. Большевистская революция положила этому конец. С приходом к власти Коммунистической партии определение успеха не изменилось: нельзя было поднимать головы  и следовало делать то, что вам говорили,  чтобы избежать ареста, тюремного заключения. В новой России успех... (можете поставить свои собственные наблюдения). Жизнь может стать действительно богатой только тогда, когда успех определяется тем, на что вы способны, а не тем, что вам позволено  делать».

Если бы такой пост предложили где-то на форуме, можете себе представить количество нелицеприятных комментариев. Так и хочется упереть руки в боки и сказать, а что вы о нас знаете, господин Хувер. Но что-то в его словах задевает за живое - приходится соглашаться. Особенно когда пройдешься по устойчивым языковым реалиям.

Такая большая разница

Успех окрыляет

Подвиг прославляет

Успеха достигают

Подвиг совершают

К успеху приходят

В подвиг бросаются

Успех добавляет

Подвиг лишает

Успех дает силы

Подвиг требует сил

Логика успеха - чтобы было лучше

Логика подвига - чтобы не было хуже

УСПЕХ приносит прибыль конкретному человеку или группе людей, дает новые ресурсы, в том числе идеи,  обществу

ПОДВИГ приносит ущерб конкретному человеку, ресурсы растрачивает, никаких новых идей не дает

В чем сила модели ПОДВИГА в российской версии  - в ее социальной желательности, в наивысшей оценке, в моральном поощрении. В чем слабость модели УСПЕХА в нашей местности - в незначительном социальном подкреплении. В подвиге - один воин, но остальные могут поднести цветы к памятнику. В успехе - один всегда один, и цветов ему дожидаться придется долго, даже от самого себя.

И жить бы со всем  этим дальше, надеясь, что постепенно в коллективном бессознательном растворится тяга к подвигу и проклюнутся ростки стремления к успеху. Но «медленно»  сейчас означает «никогда». От воздействия неопределенных, неназванных установок никто не защищен. Даже молодые люди, которые знакомы с СССР как с дизайнерской фишкой. Тем более, что модель ПОДВИГА у нас принята на государственном уровне, и эти традиции не были пересмотрены. Например, кампания по привлечению научно-технической молодежи к инновационной деятельности. По форме для общественного звучания придумали гордое название «Инновационный конвент», а по сути съезд научно-технической молодежи с раздачей премий за лучшие разработки. И то, что некоторые разработчики удачно капитализировали свои изобретения, сути дела не меняет. Их успех пришел с запада, там они нашли партнеров и инвесторов, которые в состоянии были оценить потенциал и сыграть на успех.  А всем остальным сказали: стране нужны ваши подвиги в нанотехнологиях, а остальные направления технологических прорывов найдете в списке. Все по теме: хотели как лучше, получилось как всегда...Как не пляши джигу, приглашая господ Флориду, Бренсона и иже с ними, все на выходе получается «яблочко».

Может ли «ласковая рука» государства служить достаточным мотиватором для того, чтобы человек занимался сложной, требующей напряжения, интеллектуального и эмоционального, инновационной деятельностью? Опять скрытый призыв к подвигу, а не создание среды, в которой возможен и поощряем личный успех. До самых недавних времен «ласковая рука государства» выглядела, как «особая зона», где собраны лучшие умы в «специальных условиях». Прорывы были, как не быть. Но принципиальная разница между логикой УСПЕХА и логикой ПОДВИГА состоит в том, что УСПЕХ вызывает волну подражания, а ПОДВИГ не вызывает никакого желания его повторять. А теперь оцените инвестиционный потенциал: если вы оставляете логику ПОДВИГА и вкладываете деньги - получаете результат один и навсегда, а деньги растрачены, если вы ставите логику УСПЕХА и вкладываете деньги - получаете результат и большой дополнительный бонус в качестве желания двигаться дальше. Нужны ли комментарии...

Контрасты нашего городка

А теперь попробуем перейти к механизмам. И рассмотреть УСПЕХ и ПОДВИГ как модели универсальных ИГР. Дело в том, что отдельные истории успеха выдающихся личностей, как и подвига выдающихся героев,  настолько индивидуальны, что действительно неповторимы, как и все, что происходит, когда ставкой в игре является судьба. Но нас интересуют «кости», по которым любой человек  может сыграть историю успеха или сюжет подвига.   

Если взять центральный движущий мотив, то в игре УСПЕХ - это будет мотив стремления (достижения), а в игре ПОДВИГ - мотив избегания.  Внутреннее состояние игрока конструируется на разных основах:  в ПОДВИГЕ оно основано на желании избавиться от страха, а в УСПЕХЕ - на стремлении к большей свободе, новой степени свободы. Отсюда и получается, что УСПЕХ - игра динамическая (цепочка, которая продолжается с наращиванием результатов), а ПОДВИГ - игра статическая (точечная, жизнь от подвига к подвигу, пока ресурсы не закончатся).

Универсальная игра УСПЕХ

Правда ИГРОКА

Амбиции, страстное желание, настойчивость, упорство, актуализированный мотив достижения успеха или соревновательный.

Результат для игрока: Происходит развитие и личный рост игрока, он получает свой выигрыш.

Правда ЗРИТЕЛЯ-ПАРТНЕРА

Потребность в самоуважении. Потребность идентифицировать себя с кем-то действующим. Получение произведения (кино, роман, проект, продукт, услуга и пр.),  которое создает ценности (для каждого вида произведения ценности специфические).  

Результат для игрока: Игрок получает реальное, заметное признание публики, причем публика делает этот выбор добровольно.

Правда ИСПОЛНЕНИЯ

Тему  игрок обычно выбирает актуальную или принципиально новую. Хотя бы один из ключевых ресурсов у игрока есть в избытке: время, энергия, информация, пространство, талант (люди).

Правда исполнения игры УСПЕХ соответствует принципу успешного восхождения - всегда остаются силы на обратный путь.

Результат для игрока: Игрок приходит к результату с  запасом сил и новыми умениями. Может быть уставшим, но не истощенным и не умирающим. 

Правда ИДЕИ

Идея, которую чувствует игрок, нужна именно сейчас, она отвечает на скрытые запросы публики, создает новое качество жизни (материальной или нематериальной).

Воплощенные предметы гордости (события, картины, фильмы, книги, другие предметы, в которых воплощена идея) передают зрителю особый вкус, который востребован именно сейчас.

Результат для игрока: Игрок получает подтверждение своей идеи, несмотря на затраченные на создание «предметов гордости» усилия, он видит как они работают, понимает, что они приносят его публике (зрителям-партнерам).

Правда КОНФЛИКТА

Ирок не находится в состоянии нирваны или благостного прекраснодушия, он всегда за что-то и против чего-то. Это его правда конфликта. Он кладет свои усилия на одну чашу весов. Создает своим выбором и своими действиями полюса. Это и его самого подталкивает к действию и дает зрителям-партнерам ориентиры и повод идентифицировать себя с игроком. Поэтому вокруг игрока складывается сюжет. В сюжете происходят разнообразные повороты, игрок в центре как главное действующее лицо, которое все время что-то предпринимает.

Результат для игрока: Ощущение полной включенности и реализации своих талантов.

История успеха игрока потом рассказывается как история о преодолении: происходят драматические перипетии, но игрок находит выход, продолжает действовать. Он пробует - у него получается. В результате получается история о возможностях, история -трамплин для других. 

Универсальная игра ПОДВИГ

Правда ИГРОКА

Человек в сложной ситуации. У него выражено чувство ответственности, праведный гнев, самоотверженность, актуализированный мотив безопасности, возможно, иногда доминирования и всегда социального признания. Почти по Стругацким: «Подвиг - поступок насмерть перепуганного человека».

Результат для игрока: Игрок обязательно должен предъявить личный ущерб. Наивысшее выражение подвига - красивая смерть. (как не вспомнить - «на миру и смерть красна»).

Правда ЗРИТЕЛЯ-ПАРТНЕРА

Потребность в безопасности. Получение защиты от угроз, особенно внешних. Ощущение невозможности что-то самостоятельно изменить, потребность в «спасителе» или «отце родном».

Результат для игрока: У публики появляются обязанности перед игроком  -  она должна сочувствовать, восхищаться, чествовать, компенсировать, ведь он пострадал.

Правда ИСПОЛНЕНИЯ

Игрок попадает в ситуацию, связанную с непреодолимыми обстоятельствами. В ход идут все ресурсы, даже больше, чем есть. В бой бросаются все резервы. Снимается последняя рубашка.  Героическое напряжение сил. В зависимости от обстоятельств - физических, интеллектуальных или душевных (эмоциональных). «Промедление смерти подобно», поэтому никогда нет времени на выбор альтернативных сценариев, на то, чтобы увидеть картину в целом. Необходимо действовать.   

Результат для игрока: Игрок приходит к достижению (закрытию амбразуры, выдаче проекта, сдаче стройки или рукописи, защите диплома...) с  перерасходом ресурсов, в состоянии истощения.  На следующее действие -  даже переживание своего достижения, у него нет сил. Эффект пирровой победы.

Правда ИДЕИ

Самая распространенная и древняя идея подвига: племя должно выжить, пусть даже ценой гибели героя. Но война или реальная угроза выживанию «племени» случается не часто, более того, решение о действии в логике подвига в таких условиях принимает сам человек, а не кто-то за него. И тогда уже нет игры, а есть жизнь, выкупленная ценой жизни. Обыкновенный героизм, который с 22 июня 1941 года стал для нас наивысшим выражением человеческого существования. (По моему мнению, это представление несколько задержалось в качестве господствующего.)

Но вернемся в наше относительно мирное время, когда пока вроде нет угрозы самому существованию «популяции». Игрок в логике ПОДВИГА действует чаще под влиянием идеи, но не рожденной им самим, а воспринятой от кого-то как установка. Или же значение, придаваемое им своей идее, слишком велико, то есть его движет устремление «фанатика», жаждущего повсеместного господства своей идеи. Но в любом случае в корне идеи в модели ПОДВИГА стоит «самоотречение, самоотвержение» ради общественного блага.

Результат для игрока:  переживание в духе «все остается людям», переживание своей максимальной востребованности и вовлеченности, чувство служения чему-то внешнему, что может дать наивысшее одобрение. В некоторых случаях результат более прагматичен: игрок получает «индульгенцию», прикрываемую фразами даже не о благе для других, иногда символическом или абстрактном, а о величии (страны, государства).   (Так что, если вы услышите в тексте выступления слова «величие», «господство», «могущество» - вас зовут в логику ПОДВИГА - решайте сами, оно вам надо...)

Правда КОНФЛИКТА

Основной конфликт разыгрывается между игроком и обстоятельствами. Чаще всего обстоятельства являются или воспринимаются как обстоятельства с угрозой для благополучия игрока, его компании, его семьи, его дела. Игрок действует из страха или против страха.  

Многочисленные сюжеты на эту тему являются основами захватывающих фильмов, неизменно имеющих успех. В них герой обычно спасает свою жизнь, жизнь близких, даже все человечество. В процессе есть раны, жертвы, напряжение, величайшие испытания.  Но когда вы видите неизменный хеппи-энд в таких фильмах, то смутно подозреваете, что это чисто кинематографическая подтасовка - зритель должен уйти на подъеме. Это такой негласный договор  - нарушение логики ПОДВИГА, чтобы продать следующие билеты. Потому что настоящий финал в логике ПОДВИГА - это гибель героя или невосполнимые потери у героя. Но сочетать такую драму с попкорном трудновато.

В любой игре по логике ПОДВИГА сюжет складывается (или его исполняют на словах) как история о трудностях, напряжении, величайших испытаниях, больших жертвах. Игрок принимает судьбоносное решение, действует за гранью возможного, жертвует самым дорогим.

Результат для игрока: В результате игрок получает или ожидает, что получит, социальное признание. Он получает историю о принесенных им жертвах, которая гарантирует ему внимание и определенный уровень значимости в обществе. Его историю он или кто-то другой использует как историю-назидание, как обязательную модель для повторения.

Награда или выигрыш

Так что получается: логика ПОДВИГА - это наш национальный приговор? Есть выбор - каждый игрок,  то есть каждый человек, отдающий себе отчет в том, что он сам строит сюжеты своей жизни, может выбрать, в какой логике ему играть.  Он ждет, что его наградят или  он хочет получить свой выигрыш? Он готов растрачивать ресурсы или он рассматривает, как их инвестировать? Он готов к самостоятельному мышлению или он пользуется готовыми клише? Он выбирает свою публику или в очередной раз рвется спасать «все и вся»? И еще вопрос: хочет ли игрок результат игры для себя? Логика ПОДВИГА  ничего особо прекрасного для игрока в конце не обещает, кроме возможного социального признания - лаврового венка, медали, ордена... Но, тем не менее, выбирается достаточно часто как идущая по линии наименьшего «социального» сопротивления.

Но универсальные игры УСПЕХ и ПОДВИГ тем универсальны, что в них можно играть и  как взаправду, меняя себя, мир вокруг, рискуя и двигаясь, создавая что-то, так и понарошку. От этого ставки не делаются ниже. Можно изображать ПОДВИГ, преследуя вполне определенные цели - вызвать «встроенную» реакцию публики, предъявляя как бы ущерб и жертвы. Можно изображать УСПЕХ, пользуясь его атрибутикой, помещая себя в рейтинги, чарты и прочие лестницы «публичности достижений».

Общая схема универсальной игры кажется очень абстрактной, но в живом исполнении, тем более продолженном во времени,она обрастает подробностями. Ситуациями, коллизиями. И каждый игрок привносит свою индивидуальную окраску. Некоторые, например, практикуют разнообразные смешанные формы. Например, человек действует по логике успеха, но для части публики прикрывается риторикой подвига. Или наоборот: человек действует строго в логике подвига, но привлекает аудиторию рассказом о своем стремлении к успеху.

Для внешнего наблюдателя, да и впрочем для самого игрока, индикаторами той или иной логики могут выступать эмоциональные переживания, включающие и сопровождающие процесс. «Эмоциональный индикатор» дает точные показания, достаточные для распознавания. Это потом могут происходить искажения, если ты не хочешь знать «правду своего чувства». У двух универсальных игр принципиально разный вкус.

Коктейль «ПОДВИГ»: патетика, возбуждение, доминирование, чувство победы, самоотверженность, праведный гнев, агрессия, социальное признание, собственная значимость.

Коктейль «УСПЕХ»: эмоциональный подъем, личная сила, азарт, чувство выигрыша, интеллектуальный азарт, чувство своей истины, риск, вызов, уверенность в себе.

По этим оттенкам эмоционального вкуса от общения с человеком можно сделать предположение, в какой логике он действует.

Универсальные игры в бизнес-казино

Результаты ПОДВИГА для бизнеса - решение задачи в режиме форс-мажора с истощением ресурсов. Требование руководителя, чтобы его подчиненные совершали подвиги, дает подчиненным возможность играть в жертвы и требовать потом компенсаций. Часто неоправданных. В логике ПОДВИГА сдвигается «мотив на цель», и мы получаем в фокусе не тему бизнес-выигрыша, а тему победы над гипотетическим врагом.

Для личного развития привычка работать в логике  ПОДВИГА чревата постоянными авралами и бессознательной склонностью создавать себе ситуации дикого ограничения по срокам, энергии, другим ресурсам, чтобы вбрасываться в дело на максимальной силе. Результат - работа в режиме нехватки, неудовлетворенность собой, перегрузки, необходимость выдачи себе компенсаций в виде послаблений, лени и пр. Твой подвиг, а конкретнее, принесенные жертвы и демонстрируемый личный ущерб дают возможность манипулировать публикой. Которая ставится в позу «я всю жизнь вам обязана, я всю жизнь должна».

Например, в период объявленного кризиса генеральный директор принимает «героическое» решение отказаться от своей зарплаты на период, пока бизнес не выйдет из пике. (Где-то такие аналогии мы уже читали.) Этот поступок доводится до сведения владельца. А потом распространяется по всей компании. Руководители, непосредственные подчиненные генерального, ставятся в неудобное положение. Вот мой подвиг, мои жертвы на благо - а где ваши, давайте сравним наши ущербы, мой, конечно, останется самым большим. (Вот я и выиграл...) Бизнесу в момент данной игры становится все хуже и хуже, ведь занимаются не им, а игрой в ПОДВИГ, но понарошку.   

Результаты УСПЕХА для бизнеса - соединение успешно сыгранных эпизодов в линию поступательного движения живой компании. Основная задача настоящего руководителя -  развивать успешность своих людей, двигая их в определенном направлении. Научить работать в логике УСПЕХА, задать логику УСПЕХА в компании - это и есть цель настройки корпоративной культуры, которую должен держать в голове владелец, предприниматель, первое лицо.  Тогда есть большая вероятность того, что при благоприятных обстоятельствах компания покажет превосходные результаты, а при неблагоприятных, по меньшей мере, удержит свою идентичность и достойные показатели.

Вопрос о постановке в компании модели УСПЕХА заслуживает отдельного и долгого обсуждения, но это та самая цель, ради которой первым лицам стоит заниматься корпоративной культурой, общаться со своими сотрудниками лично в разных форматах (в печатной, устной, электронной форме). Модель УСПЕХА для каждой компании своя, она отражает ее индивидуальные отличия, представления и личные отличия владельца, создателя. Но факт того, что существует некий универсальный костяк, делает эту часть живого бизнес-творчества доступной не только для «небожителей» типа Стива Джобса, Ричарда Бренсона и Говарда Шульца. С удовольствием приведу имена российских предпринимателей, которые пройдут фильтр кризиса, это придется сделать чуть позже, когда в истории их успеха появится сюжет прохождения испытания.    

Для личного развития стремление работать в логике УСПЕХА дает возможность приучить себя получать выигрыши в эпизодах. И создать свою собственную линию успеха, по которой будут максимально реализовываться способности и таланты. Давая самому себе признание за выигрыш в небольшом эпизоде, получаешь стимул для дальнейшего движения. Закрепляют твое движение воплощенные предметы гордости - в логике успеха ты о них не забываешь. И не пытаешься приписать кому-нибудь авторство или отдать свой выигрыш. Каждый эпизод успешного действия закрепляет тебя в этой логике. При сбое ты не начинаешь выходить в режим подвига, а находишь другой ход или другую версию. Существует ряд «игрономических» инструментов, по котором можно навигировать себя на линии успеха. Для начала можно попробовать по приведенным схемам разобрать свои правды. 

Дополнение момента

У универсальной игры ПОДВИГ есть одна версия, к которой могут прибегать в случаях «когда верхи не могут», а низы еще не определились, хотят или нет. Модель называется ПОРАЖЕНИЕ и разыгрывается по определенному сценарию. Будучи активно запущена, она повергает «низы» в состояние тревоги и апатии, что гарантирует «верхам» достаточное количество времени на решение их личных задач по сохранению положения, капитала, образа жизни.  Понятно, что после игры в ПОРАЖЕНИЕ наступает сложный период: в государствах сильно попахивает революционной ситуацией.  В бизнесе, где от низов можно быстро избавиться, следует элементарное закрытие бизнеса - пришли утром на работу - а двери закрыты, нет компании (нет людей - нет проблемы).  

Когда используется игра ПОРАЖЕНИЕ? Тогда, когда у «верхов» нет и не было никакой модели УСПЕХА для компании (или страны), кроме созданной лично для себя по схеме реализации амбиций. Когда ни один из представителей верхов не готов к реальному ПОДВИГУ, то есть не готов сыграть роль ГЕРОЯ. Потому что  благо других для него пустая категория, а возможные жертвы в виде личной энергии, времени и сил не входят в его жизненные планы.  Не будем преуменьшать «роль личности в истории», у любой игры есть тот, кто ее ведет, или тот, кто ее заказывает. Поэтому конкретный игрок начинает игру ПОРАЖЕНИЕ. Смотрим модель.

Универсальная игра ПОРАЖЕНИЕ

Правда ИГРОКА

Игрок обязательно должен признать невозможность действия, непреодолимость обстоятельств. Покорность судьбе. Тяжелый груз. Чувство вины.

Эмоциональное перевозбуждение, паника, стресс. Актуализированный мотив безопасности, возможно, принадлежности к группе.

Результат для игрока: Отказ от  решения проблем, мотивированный непреодолимостью обстоятельств. Индульгенция на пассивно-выжидательную позицию.

Правда ЗРИТЕЛЯ-ПАРТНЕРА

Потребность в безопасности, в сохранении хоть какого-то самоуважения. А поэтому потребность в оправдании собственного бездействия. Ожидание спасителя или счастливого избавления. Панические состояния, потеря ориентации.

Результат для игрока: «Уж раз он ничего не может, то мы и подавно». Зритель проникается сочувствием к игроку, понимает, как ему трудно, и какие страдания тот испытывает, публично объявляя о поражении. И публика утверждается в убеждении, что сделать все равно ничего нельзя.

Правда ИСПОЛНЕНИЯ

Очень патетичные речи, злоупотребление словами «общая беда», «трудности», «испытания». Нагнетание напряжения и минимум конкретной информации. Перечисление, каких ресурсов больше нет. Распространение слухов. Игрок, появляясь на публике, с поникшими плечами может вести линию: «Все будет только хуже», погружая в полную апатию. И еще версия, от которой усиливается тревожность: «Все не так плохо, как кажется. Мы это преодолеем, мы сплотимся в дни испытаний...». Речь о ресурсах, о выходе из положения не произносится,  худший из возможных сценариев развития берется за основу.

Результат для игрока: Если игрок переживает поражение, то он приходит к результату в состоянии полного истощения моральных и физических сил. Следы тяжелых раздумий и переживаний на лице игрока - это важный атрибут игры ПОРАЖЕНИЕ. Если игрок не переживает сам состояние поражения, а исполняет его,  тем не менее, позитивный настрой утрачивается на долгое время.   

Правда ИДЕИ

ПОРАЖЕНИЕ лучше, чем смерть. Иногда человек должен покоряться обстоятельствам. Тут на помощь приходят версии древнегреческих трагедий, в которых герой терпит поражение, сражаясь с силой рока. В случае финансового кризиса роль рока могут выполнять зарубежные биржи.

Результат для игрока: Главное сместить фокус у зрителя-партнера с бездействия того, кто должен действовать, на воздействие безличных стихий (Рок, свободный рынок, превосходящие силы противника, секретное оружие, использованное противником)

Правда КОНФЛИКТА

Основной конфликт происходит между изначальной слабостью человека вообще и силой обстоятельств, которые против него. Игрок здесь представляет себя не как активно действующую индивидуальность, характер в действии, а как «просто человека» с естественным и простительным образом ограниченными возможностями. «Что я могу сделать, обстоятельства выше меня...». Складывается история о том, как пробовали - и не получилось, как старались, и ничего не произошло... хотели как лучше, получилось как всегда. 

Результат для игрока: Выход из-под личной ответственности. Переключение внимания публики на обстоятельства, раздувание значения обстоятельств и их непоправимости и неодолимости, фиксирования зрителя в состоянии безнадежности и апатии. История о том, как тщетны усилия человека перед лицом трудностей. История, которая работает на демотивацию.

Модель ПОРАЖЕНИЯ - тупиковая ветвь, которая затягивает даже тех, кто играет в нее «понарошку». После разыгранного ПОРАЖЕНИЯ необходим очень долгий процесс восстановления. Если в логике ПОДВИГА  мы просто истощаем ресурсы, то в логике ПОРАЖЕНИЯ мы их обнуляем, отрицаем, причем все, включая даже историю и  репутацию компании. А дальше переходим к процессу выживания, в котором «каждый за себя», и уже о командной работе не идет речи. Поэтому это самая опасная, с точки зрения влияния на жизнеспособность организации, игра в бизнесе. К сожалению, особенности российской ментальности, с которых я начинала, делают игру ПОРАЖЕНИЕ в чем-то привлекательной, извращенно привлекательной, потому что она единственная оправдывает состояние обреченной пассивности, перемежающееся вспышками гнева, который ни к чему не приводит.

Вместо эпилога

На самом деле, если ты действуешь в логике УСПЕХА, то ситуация проигрыша тобой не переживается как тотальное поражение, а только как эпизод, из которого надо извлечь урок - найти ошибку, потом попробовать еще раз, но уже по-другому. Модель УСПЕХА позволяет активизировать, востребовать все собственные ресурсы: способности, опыт, умения, знания, отличительные черты индивидуальности.  Ровно то же самое справедливо для компании. Осознание и создание своей собственной модели УСПЕХА может положить конец «внутренней войне», отнимающей энергию, провоцирующей на потерю возможностей.

В модели УСПЕХА нет статичной благости, в этой игре есть и напряжение, и противоречие, и преодоление, но не через саморазрушение, а через разрушение препятствий на пути созидания. На такой пафосной ноте можно уже бы и закончить. Но так хочется, еще раз обратившись к правде момента, сказать: «спасение утопающих дело рук самих утопающих». А значит, не появится не из какого облака или вертолета волшебник, по совместительству мессия, и не создаст в нашей ментальности мощную модель УСПЕХА, не сделает успешность  социально поощряемым качеством, не возведет творческий труд в ранг самого престижного и не отсыплет прочих благ. Свою модель придется создавать самостоятельно, прилагая собственные усилия и таланты. Для себя лично, для клиента, для компании... и далее, и далее. А про КАК поговорим в следующий раз.

Нина Самсонадзе
Creal, ведущий консультант

Комментарий

  • Гость

    Автору огромная благодарность, очень понравилось изложение, проработка и примеры!

    Вижу массу прикладных применений в своей жизни и оценке окружающих - людей и бизнесов. Пожалуйста, подскажите, какую статью читать следующей, какая является развитием темы - так как попала на сайт по прямой ссылке на статью, а в самой статье нет ни даты ни привязки к выпуску.

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]

На правах рекламы: