Jump to content

Введите пароль или зарегистрируйтесь

Авторизация
Ваш логин:У меня нет логина!Ваш пароль:Я забыл пароль!

Тендер закончен. Забудьте?

Ситуация, знакомая практически каждому рекламисту: фирма объявляет тендер, дизайнеры представляют свои эскизы, кто-то тендер выигрывает, остальные, печально вздохнув, возвращаются к своим делам. Казалось бы, что особенного - здоровая конкуренция. К сожалению, на практике все это происходит с добавлением некоторых не самых приятных подробностей. Очень часто проигравшие тендер дизайнеры узнают, что их отвергнутые рекламодателем идеи активно эксплуатируются последним. Может ли Закон в этом случае защитить права рекламиста?

В соответствии со статьей 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (далее по тексту - Закон) авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме, в том числе и в виде изображения (рисунок, эскиз, картина и т.д.). Следовательно, эскиз рекламного продукта также является объектом авторского права и вопросы, связанные с его использованием, должны регулироваться Законом.
Далее у автора или рекламного агентства возникает вопрос: «Как зарегистрировать свой приоритет на конкретное произведение и тем самым избавить себя от угрозы неправомерного использования произведения?» Однако, понятие приоритета авторское право не содержит, поскольку в отличие от научных изобретений или открытий, когда два ученых, может быть разными путями, приходят к одному открытию, два разных человека создать одно и то же произведение не могут и, следовательно, нет необходимости устанавливать приоритет. Кроме того, Закон также оговаривает, что авторское право на произведение возникает у автора с момента создания произведения, и для его возникновения или осуществления не требуется выполнения каких-либо формальностей. То есть возникновение авторского права не связано с какой-либо государственной регистрацией произведения.

Данное положение российского Закона полностью соответствует нормам международных Конвенций об авторском праве, членами которых является и РФ. Поэтому никакой системы государственной регистрации авторского права на произведения в России не существует. Зарегистрировать (получить государственный патент) эскиз рекламного продукта можно только в случае, если он будет использован как торговая марка или товарный знак.


Некоторые организации и нотариальные конторы оказывают правообладателям такую услугу, как депонирование конкретного произведения с выдачей соответствующего документа. Данный документ может быть использован в суде в качестве одного из доказательств того, что на определенное число (условно на 1 октября 1999 года) конкретное произведение, созданное определенным автором, уже существовало в какой-то определенной форме. Однако, поскольку данная форма не закреплена законодательно, и депонирование не является регистрацией авторского права, такой документ может быть и не воспринят судом в качестве надлежащего доказательства в случае возникновения спора об авторстве. Кроме того, он не позволяет автору требовать запрещения использования заключенных в произведении идей, сюжетов и т.д., а ведь именно эту цель и преследуют авторы, депонирующие произведения.

Присвоение авторства или, как его чаще называют на практике, плагиат, к сожалению, явление довольно распространенное, несмотря на то, что такое действие является уголовно-наказуемым деянием, и ответственность за него установлена Уголовным Кодексом РФ (статья 146). Однако защитить себя добросовестному автору на практике бывает довольно трудно.
Почему? Прежде всего, это связано с тем, что случаев присвоения авторства на произведение полностью, то есть использование чужого произведения один к одному под своей фамилией, практически не бывает. Как правило, такое использование осуществляется частично и, следовательно, доказать в суде наличие плагиата невозможно. Немного проще доказывать факт присвоения авторства авторам литературных произведений, которые могут составить сличительные таблицы и на конкретных примерах показать, какие предложения или абзацы были заимствованы недобросовестным пользователем. А что делать художникам в тех случаях, когда заимствована идея рисунка, эскиза? Прежде всего, автору следует обратить внимание на то, что, в соответствии с Законом, авторское право не распространяется на идеи, методы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Считается, что «идеи носятся в воздухе», и, соответственно, найти способ их охранять, невозможно. Этим послаблением Закона, который делает их практически неуязвимыми, и пользуются недобросовестные лица. Так, например, мне приходилось сталкиваться с обращениями художников, которые видели на рекламных плакатах и листовках рисунки, до боли напоминающие их собственные, но, поскольку совпадений один к одному не было, а была иногда творчески, а порой и бездарно, воплощена только идея первоначального рисунка, предъявить претензии нарушителям было нельзя.

Таким образом, доказать авторство на идеи, выраженные в каком-то произведении, практически невозможно.
Возникает извечный вопрос «Что делать?». Один из ответов на этот вопрос для выхода из этой тупиковой ситуации - при возможности регистрировать свои разработки согласно нормам патентного законодательства (в том случае, если для этого есть возможности и время). Другой вариант - в тех случаях, когда ведутся переговоры с заинтересованным лицом об использовании произведения, стараться по максимуму не раскрывать какие-то «фишки» до момента заключения договора. Таким образом, защита идеи в данном случае полностью зависит, с одной стороны, от способности автора скрыть «изюминку» и, с другой стороны, от добросовестности заказчика или пользователя. Однако в дальнейшем автор также не гарантирован от того, что другие лица не воспользуются хорошей идеей и не воплотят ее в той или иной форме в своих произведениях.

Екатерина Ананьева

Читайте также

В "Раше" только наши

Имя собственное. Проблемы защиты интеллектуальной собственности в шоу-бизнесе

Свою интеллектуальную собственность нужно защищать

Как судиться с прессой

Заклеймленные. Товарный знак и торговая марка 1

Еще статьи по теме ...

Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код 

Рассылка



Проверочный код
_SECURITY_CODE 

настройка / отписаться ]