Уж сколько раз твердили миру, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Несмотря на это... (обратите внимание, даже в качестве расхожего речевого штампа мы говорим «несмотря», а не, например, «не вслушиваясь»)... Итак, несмотря на это, всякий раз, как только заходит разговор о съемках корпоративного видео, всплывает вопрос: «Зачем нам это надо?».
К сожалению, то, что является очевидным для людей, погруженных в процесс видеопроизводства, далеко не всегда столь же очевидно для заказчиков получаемого продукта.
Приходится долго, обстоятельно и зачастую немного нудно рассказывать «зачем». Такие рассказы повторяются из раза в раз, систематизируются, ты начинаешь предугадывать реакции заказчика... От компании к компании, от встречи к встрече, от департамента к департаменту и от специалиста к специалисту разговор, как правило, вращается вокруг одних и тех же тем.
В итоге формируется FAQ - список часто задаваемых вопросов, на которые чаще всего и приходится отвечать.
Обобщению этих вопросов, кстати не очень многочисленных, и попытке дать на них рациональные, хотя порой и несколько ироничные, ответы и посвящена предлагаемая статья. Прошу простить автора за некоторую легкость стиля. Ведь мы знаем, что простота изложения материала как нельзя более способствует его усвоению.
Итак, поехали! Почему видео?
Почему все-таки видео? Потому что только фильм воздействует одновременно почти на все каналы человеческого восприятия. Ответ на этот вопрос сродни ответу на вопрос: «Почему телевидение - самое массовое и „убойное" СМИ?». Потому, что видно и слышно одновременно, и можно формировать свой собственный контекст. Потому, что наше массовое сознание - это структура, сформированная и формируемая фильмами, и потому, что «из всех искусств для нас важнейшим...» - далее, полагаю, можно не цитировать.
Нелишним будет припомнить, как соотносятся объемы информации, получаемые человеческим мозгом по различным каналам восприятия. Согласно принципу Парето, - 80% к 20%, где 80% приходится на визуальный канал, 20% - на все остальные.
В том, чтобы использовать корпоративное видео как один из эффективных инструментов коммуникации, причем для самых различных целей - от презентации до передачи технологий, убеждает и соотношение визуалов, кинестетиков и аудиодигиталов.
После столь недвусмысленного заявления уместным будет дополнительный вопрос.
Кто такие визуалы и чем они отличаются от кинестетиков?
Визуалы - это люди. Кинестетики, кстати, тоже. Но визуалов больше (порядка 80% от популяции, - вновь вспомним принцип Парето).
Еще визуалы - это те, для кого зрение является основным приемником поступающей информации, кто «видит» окружающий мир, в отличие от кинестетиков, которые его «чувствуют», и аудиодигиталов, которые его «слышат». Да и наиболее распространенная стратегия освоения новых объектов - это так называемая стратегия ВК (вижу - чувствую). Оно и понятно. Сначала увидел, а потом и пощупать захотелось. Как раз для этих целей и предназначен фильм. Демонстрирует то, что впоследствии приходится щупать.
Теперь несколько слов о контексте.
Кстати, что такое контекст?
Формальное определение контекста - относительно законченный отрывок письменной или устной речи (текста), в пределах которого наиболее точно выявляется значение отдельных входящих в него слов, выражений и т. п.
Ключевая фраза - «наиболее точно выявляется значение».
Таким образом, для фильма контекст - это то, что позволяет наиболее точно выявить значение, основное послание, закладываемое авторами фильма.
Именно возможность формирования контекста является наиболее ценным отличием корпоративного видео от иных коммуникационных инструментов. Особенно это актуально в отношении презентационных фильмов.
Контекст, применительно к видео, - это дополнительный информационный уровень. Попытаемся привести яркий пример. Директор предприятия дает два отличных интервью на тему будущих успехов компании. Одно будет снято на фоне ухоженных производственных помещений, другое - на фоне склада с ржавыми трубами. Как вы думаете, какое интервью даст больший (и главное, позитивный) эффект? Правильно. Почему? Потому что картинка была хороша.
Вот это и есть контекст. Одно из главных достоинств корпоративного видео - способность управлять контекстом, выстраивать его под себя, ориентировать его на достижение собственных целей. Вы знаете о том, что ваш бизнес успешен, и вам надо, чтобы об этом узнали ваши партнеры? Отлично. Покажите себя в успешном контексте, включите в картинку символы и образы, ассоциирующиеся с доверием - и вперед!
Где и как наиболее часто используется корпоративное видео?
Вопрос объемный. Ниже приводится примерный, но далеко не исчерпывающий список возможных форматов корпоративного видео и поясняется, с какими интересами бизнес-сообщества их можно соотнести.
1. Фильм «фантом». Кто в этом нуждается? Бизнес, который в силу своей специфики не обладает большим количеством материальных, «опредмеченных» активов и чьи процессы не основаны на использовании этих материальных активов.
- Это все виды бизнеса, связанного с услугами. Консалтинг, реклама, PR, медицина и т. п. Как снять и показать завод - понятно. Там - трубы, люди, машины, цеха и упитанный директор. Там есть визуализируемый процесс. А как показать бизнес стоматолога, основные активы которого - уютные кресла и ласковые сотрудники, а все остальное - это цепочка выстраивания отношений? Как визуализировать доверие и результат? Просто! Снимите видеопрезентацию. И покажите ее клиентам.
2. Фильм «лаковая картинка». Кто в этом нуждается? Бизнес, который, в противовес предыдущему, обладает сверхпрезентабельными активами либо связан с их демонстрацией.
- Авиакомпании, судоходные компании, порты, производство, отели, рестораны. Все, что живописно и радует взор. Взамен многочасовых рассказов о преимуществах и красотах курорта или загородного дома можно показать пятнадцатиминутную нарезку из живописных картинок. Результат не заставит себя ждать.
3. Фильм «инструкция». Кто в этом нуждается? Бизнес, обладающий разветвленной региональной структурой (подразделениями, филиалами); бизнес, основанный на франчайзинге.
- Сети ресторанов быстрого питания, нефтяные и газовые компании, предприятия пищевой промышленности, химические гиганты. В данном случае видео, пожалуй, единственный способ многократно воспроизвести типизированную информацию, например: стандарты оформления помещений, условия неизменного производственного процесса, типовые обучающие материалы для новых сотрудников, пособия по технике безопасности.
4. Фильм «отчет». Кто в этом нуждается? Бизнес, который регулярно представляет разного рода отчетность. Поскольку предоставление отчетности в том или ином виде - удел любого бизнеса, то и фильм-отчет - это формат видеоматериала, удобный и приемлемый практически для любого бизнеса.
- Фильм-отчет особо рекомендуется предприятиям финансового сектора, крупным ОАО, компаниям с большими долями иностранного капитала. Отчет перед акционерами, инвесторами, отчет о социальной политике компании (кстати, признаком хорошего тона в российском бизнесе последние год-полтора стала именно хорошо сформулированная и реализуемая политика в области социальной отчетности). Фильм уместен и эффективен во всех тех случаях, когда необходимо за относительно короткий временной интервал оказать воздействие на разрозненную, неоднородную аудиторию.
5. Фильм - «доверительный разговор». Фильм-сопровождение. Так же, как и предыдущий, этот формат годится для любого бизнеса, ведь грамотное коммуникационное сопровождение своих действий - основа информационной политики любой компании.
- Сопровождение, кстати, тоже трактуется довольно широко: сопровождение выставочной деятельности, сопровождение прихода на предприятие новой управляющей команды, сопровождение пресс-конференции либо иного пресс-мероприятия, сопровождение выхода компании на новый рынок. Любое публичное действие, поддержанное видеорядом, приобретает дополнительную силу. Более того, эффект от использования фильма порой превосходит все ожидания.
- Представитель одной международной FMCG компании, недавно вышедшей на российский рынок, так отозвался о фильме-сопровождении: «Раньше при встречах с потенциальными партнерами несколько часов уходило на рассказ о компании - откуда пришла, почему так называется, в чем ее отличие от всех остальных и т. п. Теперь мы приезжаем на встречу, вставляем в видеомагнитофон кассету с фильмом и говорим: «Смотрите!» Через пятнадцать минут у партнеров компании уже есть ответы на все вопросы, и начинается конструктивное обсуждение, которое, в противном случае, могло бы и вовсе не начаться».
6. Фильм «репортаж». Фильм-рассказ о событии. Еще один из универсальных форматов, приемлемый практически для всех.
- События, т. е. искусственно организованные акции, в последнее время приобретают все большую актуальность как часть инструментария бизнес-коммуникаций. Грамотно организованное событие позволяет добиться большего эффекта, чем спонтанная информационная кампания, и наверняка привлечет большее, и главное более искреннее внимание СМИ и общества. Любое событие - это всегда действие. Увековечить сие действие на пленке - значит создать артефакт, интересный не только для участников события, но и для тех, кто заинтересован в воспроизведении подобного опыта.
- По жанру близки к репортажу фильмы-юбилеи, посвященные корпоративным праздникам - отличное средство и для поддержания корпоративного духа, и для развлечения себя, любимых, в свободное от основного занятия время.
Как уже говорилось, приведенный выше список ни в коей мере не является всеобъемлющим, хотя бы в силу того, что у любого бизнеса существует своя профессиональная специфика. Однако такая цель и не преследовалась.
Назначение данного материала - продемонстрировать спектр возможностей, которые предоставляет корпоративное видео для решения бизнес-задач.
И вместо послесловия
Если Вы все-таки добрались до этого абзаца, значит, прочитали порядка 8 500 знаков, более 1000 слов и усвоили - надеюсь, не без пользы для себя - около 39 Кб информации.
На чтение этого материала Вы, при условии средней скорости чтения, затратили около 5,5 минут. Этот текст находится в периодическом издании, и, следовательно, Вашему сознанию потребовалось некоторое время, для того чтобы переключиться с предыдущей прочитанной Вами статьи и приступить к обработке этой.
За этим текстом на следующей странице, Вы, скорее всего, найдете следующий, к которому, возможно, и приступите, когда закончите читать эту статью. А может, отложите журнал в сторону.
Фильм на эту же тему с аналогичным объемом информации, загружающий помимо Вашего зрения еще и Ваш слух и апеллирующий не только к рациональному левому полушарию, но и к эмоциональному правому (там, в фильме, есть ведь и приятная музыка, и милые Вашему взору образы), продлится порядка двух минут.
Вы вставите кассету либо диск в воспроизводящее устройство и сразу же погрузитесь в пространство фильма. Вам не понадобится специально переключаться с предыдущего блока информации. На носителе фильм будет один. И у Вас еще останется три с половиной свободных минуты на какую-нибудь приятную мелочь, например на чашку любимого кофе.
Что может быть лучше этого? Только одно. Снять фильм, который принесет пользу компании и чувство гордости - исполнителям, подтвердив на практике все то, о чем было написано выше.
Комментарий
Новое сообщение