Проблему обеспечения информационной безопасности на первый план в политике ведущих мировых держав выдвинуло именно появление и развитие нового, информационного, типа общества. Вопрос информационной безопасности стал ключевым для нормального функционирования государственного аппарата в условиях появления и развития такого общества. Поэтому важно определить сам феномен информационного общества и нового вида войны - информационного противостояния - для дальнейшего анализа проблем и перспектив российского государства в плане обеспечения информационной безопасности.
Первым показателем появления и развития этого нового типа общества можно назвать формирование информационного и технологического рынка наряду с традиционными реальными рынками, перевод информационных ресурсов в реальные ресурсы государства. На протяжении нескольких последних десятилетий рынок информационных технологий остается одним из наиболее динамично развивающихся.
Далее. Информационное общество пронизано целой сетью различных информационных каналов и коммуникационных систем, при этом для него характерно наличие собственной информационной индустрии. Ее продукция - столь же необходимая и неотъемлемая часть жизни данного общества, как и продукция материального производства.
На современном этапе уже есть возможность наблюдать, как осуществляется переориентация экономик наиболее развитых в информационном отношении стран на максимальное вовлечение непроизводственного сектора. Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг, тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная), растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии.
Широкое распространение надежных и относительно недорогих персональных компьютеров, дополнительного программного обеспечения к ним, наличие мощной, разветвленной, высоконадежной и широко доступной сети связи, позволяющей передавать большой диапазон сообщений различных типов в реальном времени также свидетельствуют о появлении нового типа общества с качественно иными характеристиками и возможностями по мобилизации имеющихся в наличии материальных и нематериальных ресурсов. Эти показатели стали определяющими для ведущих в экономическом отношении стран. Россия по данным показателям может быть отнесена к числу развивающихся стран. Основная тому причина - несопоставимость объемов инвестиций в данную отрасль экономики лидирующих стран и объемов подобных инвестиций в российскую экономику. В России эти инвестиции существенно ниже. Главным препятствием на пути зарубежных и крупных частных отечественных инвестиций в производство, несомненно, выступает до сих пор присутствующая политическая неопределенность в дальнейшем развитии страны, к тому же действующее законодательство не дает гарантий инвесторам от возможных, трудно прогнозируемых рисков.
Мы также наблюдаем многократное увеличение информационных ресурсов и услуг, доступных для общественного и личного использования. Потенциальная возможность для рядовых граждан непосредственно воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику государства и выход на надгосударственный уровень коммуникаций, формирование электронных сообществ, перевод многих общественных отношений в виртуальный мир ставит вопрос о необходимости трансформации существующих демократических и правовых структур, а также системы нормативного регулирования.
Изменение структуры рынка труда в сторону увеличения спроса на специалистов, занятых в непроизводственной и интеллектуальной деятельности, приводит к повышению требований к квалификации и профессионализму в плане возможности полноценного использования технических и информационных нововведений. А также увеличивается зависимость функционирования социально-экономических и государственных институтов от устойчивости различных инфраструктур, прежде всего информационных.
Отличие информационного общества от традиционного состоит и в том, что первое обладает не просто высокоразвитой базой какого-то одного средства передачи и анализа информации, а целым набором взаимно дополняющих друг друга систем, постоянно совершенствующихся и все более доступных широкому кругу пользователей, - это одна из основных качественных характеристик нового, информационного, типа общества. Это привело к росту зависимости общества и государства от новых информационных технологий.
Нельзя обойти вниманием и факт усиления информационной взаимозависимости. Создание глобальных информационных сетей и необычайно широкое распространение информационных коммуникаций привело к появлению новых факторов, позволяющих говорить о качественном изменении не только в технической и технологической сфере, но и, к примеру, в системе международных отношений. Специалисты отмечают увеличение прозрачности географических границ государств при международном информационном обмене, глобализацию информационных потоков и формирование малоуправляемых и малоконтролируемых государством способов и средств информационного обмена.
Быстрыми темпами расширяются возможности непосредственного контакта между социальными и политическими группами, в том числе и по негосударственным каналам.
Относительное снижение роли силового решения конфликтов и применения военной силы в целом также связано с развитием современных информационных технологий. Все большее значение начинают играть стратегические и тактические приемы войны информационной, пропагандистской, виртуальной, символической, идеологической, вымещая из информационного поля непосредственные военные действия.
Понимание угроз, которые несет в себе, помимо очевидных преимуществ, информационная революция, объединяет ведущие страны в стремлении унифицировать правовые нормы, касающихся информации, чтобы повысить стабильность информационного поля, его предсказуемость.
Из вышеперечисленных тенденций логически вытекает необходимость повышения требований к обеспечению информационной безопасности, что в первую очередь подразумевает создание эффективной правовой базы для реализации и защиты личности, общества и государства в информационной сфере.
К основным условиям успешного продвижения России на пути к информационному обществу и, как следствие, более эффективному управлению потоками информации, в том числе и обеспечению информационной безопасности, можно отнести, в первую очередь, сдвиг в сторону высоких технологий и конкурентоспособного наукоемкого производства. Для этого необходимо увеличение государственных капиталовложений в информационные отрасли экономики, и прежде всего в науку и образование, а также широкое привлечение частных инвестиций; продуманная налоговая политика поддержки отечественных производителей средств информатизации и принятие соответствующего законодательства для активизации частных инвестиций в России в информационные отрасли.
Постепенная интеграция информационного пространства России в мировое информационное пространство при этом должна проходить при условии сохранения национального информационного суверенитета.
От того, насколько быстро и масштабно будет сформирована в России современная информационная среда и механизмы защиты российского информационного пространства от информационных атак, зависит ее национальная безопасность и будущее место в новой системе международных отношений.
Глобальная информатизация ведет к созданию единого мирового информационного пространства. Возможности быстрого обмена политической, экономической, научно-технической, социальной и другой информацией, применение новых информационных технологий во всех сферах общественной жизни, и особенно в производстве и управлении, является несомненным благом для человечества. Но информатизация может стать и источником ряда серьезных проблем планетарного масштаба, как в свое время это случилось, например, с разработками в сфере ядерных реакций, сделавших возможным создание ядерного оружия.
Необходимая сегодня степень информатизации может быть достигнута лишь в обществе с высоким научно-техническим и промышленным потенциалом и достаточным образовательным уровнем различных слоев населения отдельных стран. В мировое информационное пространство смогут войти только наиболее развитые и соответствующе подготовленные страны. Государства, не имеющие таких предпосылок всестороннего развития, будут все дальше отодвигаться на периферию мировой цивилизации. Такое положение дел не только приведет к культурному противостоянию стран с разным уровнем научно-технического потенциала, но и грозит возникновением новых очагов конфликтов и войн, а также общей нестабильностью в сфере международных отношений и информационного обмена.
Единое мировое информационное пространство неизбежно требует унификации информационных и телекоммуникационных технологий всех стран. Это дает возможность мощным индустриальным государствам значительно укрепить свое политическое, экономическое и военное превосходство за счет лидерства в информатизации, что в принципе позволяет им осуществлять глобальный информационный контроль над мировым сообществом и фактически навязывать свои правила игры в реальной жизни.
Следует постоянно помнить о защите национальных информационных ресурсов и сохранении конфиденциальности информационного обмена по мировым открытым сетям. Вполне вероятно, что на этой почве могут возникать политическая и экономическая конфронтация между рядом государств, новые кризисные ситуации в международных отношениях.
Нормальная жизнедеятельность общественного и государственного организма целиком определяется уровнем развития, качеством функционирования и безопасностью информационной среды. Политика, производство и управление, оборона и связь, транспорт и энергетика, финансы, наука и образование, средства массовой информации - все зависит от интенсивности информационного обмена, полноты, своевременности, достоверности информации. Именно информационная инфраструктура любого общества является главной целью информационного оружия. Но, в первую очередь, новое оружие нацелено на вооруженные силы, предприятия оборонного комплекса, структуры, ответственные за внешнюю и внутреннюю безопасность страны, чему служат примером все локальные конфликты последних лет и спецоперации, начиная с операции «Буря в пустыне», в ходе которой впервые были применены новые информационные технологии, продемонстрировавшие впечатляющие возможности нового типа противостояния - «информационной войны», заканчивая контртеррористической операцией в Чеченской республике.
Высокая степень централизации структур государственного управления в России может привести в полном смысле слова к гибельным последствиям при информационной агрессии, так как темпы совершенствования информационного оружия обгоняют темпы развития технологий защиты. Вот почему задача нейтрализации информационного оружия, парирования угрозы его применения должна рассматриваться как одна из приоритетных задач в обеспечении национальной безопасности страны.
Комментарий
Новое сообщение